Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Карпухина Наталья Юрьевна

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные задачи.  Познакомить со звуком (п), особенностями его произношения, зрительным и жестовым символами. Закрепить понятие «согласный звук». Закрепить навык выделения звука   на слух (в потоке других звуков) и произносительно; навык определения позиции звука  в словах (начало, середина, конец слова). Продолжать учить анализировать и синтезировать  (с помощью зрительных символов) слоги и преобразовывать их, путём изменения одного звука.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Оборудование: демонстрационные и раздаточные символы изученных звуков и звука П; индивидуальные зеркала; звуковая копилка; конверты (по количеству детей), в каждом из которых лежат две картинки- в названии одной есть звук П (в любой позиции), а в названии другой – отсутствует; письмо из Звукограда; сумка почтальона; плоскостное изображение поезда с тремя вагонами, на каждом из которых есть кармашек.

Ход  занятия.

1.  Организационный момент (создание эмоционально  положительного фона, развитие фонематического слуха).

 Дети сидят на стульчиках (на ковре). Логопед показывает карточки с изображением символов изученных звуков, дети  хором их называют.

Д/и «Звуковой кубик» (развитие фонематического слуха).  Дети встают в круг; по очереди кидают кубик, к каждой грани которого прикреплено изображение изученных символов согласных и гласных звуков. Ребёнок, бросавший кубик, должен вспомнить слово, начинающееся на звук, символ которого оказался на верхней грани.

Дети  садятся  на стульчики (на ковре).

2.Сообщение темы занятия.

 Логопед предлагает детям поиграть в игру «Доскажи словечко» (развитие чувства рифмы, памяти, мышления).

 Я – хозяйка  разных снов                                

 Про дельфинов, про слонов,                              

 Про дворцы хрустальные                                            

Про дворцы хрустальные

И про звёзды дальние.                                

 Вы ложитесь, и на ушко                            

Вам нашепчет сны … (подушка)

Он круглый и красный,                                          

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней …(помидора)

Муха ахнула сперва:                

«Ах, какие кружева»,

 И пропала голова!                    

 Бедняжка, словно в тине,

Увязла в … (паутине).

 Далее логопед просит  детей сказать, сколько было загадок, назвать слова – отгадки по порядку (выставляет на доску соответствующие картинки); ещё раз называет слова-отгадки по порядку, выделяя голосом начальный звук, и просит детей назвать его.

Дети садятся за парты.

3. Знакомство со звуком  П.

1. Многократное произнесение (перед индивидуальными зеркалами).

2.Уточнение артикуляции (губы не хотят пускать воздух, а он всё равно прорывается между ними, и губы сердятся, тихо «пыхтят», шлёпают друг о дружку).

3. Характеристика звука П (согласный, глухой).

4. Поиск звуковых аналогов.

5. Показ жестового (круговые движения в локтях руками – «паровозик пыхтит») и зрительного символов.

4.Дидактическая игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха).

 Дети встают рядом со стульчиками и закрывают глаза. Логопед называет звуки, а дети, когда услышат звук П, показывают жестовый символ данного звука.

5. Дидактическая игра «Звуковая копилка» (развитие фонематического слуха).

 Детям предлагается «накопить» (вспомнить) как можно больше слов, начинающихся на звук П. За каждое слово ребёнок бросает в копилку пуговку.

6. Дидактическая игра «Письмо из Звукограда» (развитие фонематического слуха). Раздаётся стук в дверь. Логопед вносит сумку, которую оставил «Почтальон Печкин», достаёт из неё конверт с письмом и зачитывает  его содержание:

 «Здравствуйте, ребята. Пишут вам старички-звуковички. Мы живём в городе Звукограде, и больше всего любим играть со звуками. Нам стало известно, что сегодня вы будете знакомиться со звуком П. Мы очень просим вас, отправьте нам картинки, в названии которых есть этот звук. Заранее благодарны. Старички-звуковички».

 Логопед просит детей достать из конвертов, лежащих на столе у каждого две картинки. Детям предлагается выбрать только ту, в названии которой есть звук П.  Каждый ребёнок называет своё слово, выделяя голосом звук П. Логопед проверяет правильность выполнения задания, при необходимости, помогает.

  «Просьбу старичков – звуковичков мы выполнили, теперь нам нужно отправить картинки в Звукоград. Я предлагаю отправиться на вокзал и посадить их на поезд (дети берут выбранные картинки и подходят к фланелеграфу, на котором закреплено плоскостное изображение поезда). Но вот беда! Не знают картинки, кто в каком вагоне едет! Давайте поможем им  занять свои места. Картинки, в названии которых звук П находится в начале слова, «посадим» в первый вагон, со звуком П в середине слова – в средний вагон, со звуком П в конце слова – в последний вагон (дети по очереди выполняют задание; логопед контролирует правильность выполнения, при необходимости – оказывает помощь). Ну вот, все пассажиры на своих местах! Поезд может отправляться в Звукоград, а я предлагаю вам занять свои места за партами».

7. Развитие фонематического восприятия.

1. Анализ и синтез (с помощью зрительных символов) слога ПАМ.

2. Преобразование слога ПАМ (путём изменения одного звука) в слог ПОМ, а затем – в слог ПУМ.

8.  Итог занятия.

     Оценка работы детей. Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, какие задания выполняли, что им особенно было интересно делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе

Комплексно-тематическое планирование  образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи в старшей группе. Тема. Звуки А-У

Вашему вниманию  предлагается конспект, в котором  последовательно  отражены этапы  классического  занятия  по  звукопроизношению....