«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».
проект (младшая группа) по теме

Минибаева Марина Сергеевна

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya_minibaeva_m.s.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проекта

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».

Минибаева Марина Сергеевна

Воспитатель первой младшей группы  №2

 МБДОУ № 12 «Журавлик»

Вид проекта: среднесрочный.

Срок реализации: 10 января-10 марта

Участники проекта: дети первой младшей группы.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Отрыв от дома, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

В качестве профилактики трудной адаптации ребенка к условиям детского сада родители могут предусмотреть ряд мероприятий. В первую очередь сами взрослые должны выбрать тот детский сад, который произведет на них благоприятное впечатление, составить себе представление о педагогическом коллективе, руководстве детского сада, а также познакомиться с будущими педагогами-воспитателями ребенка. Далее, начать постепенно приучать ребенка к необходимости посещения им детского сада: сначала показать ребенку его садик, затем привести его туда на очень короткое время (по договоренности с воспитателем), затем увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. Родительское внимательное отношение к ребенку и терпеливое преодоление вместе с ним переходного периода из семьи в общество способствуют легкой адаптации ребенка к новым социальным условиям.
Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психолога с детьми. Важно присутствие психолога во время приема новичков. Знакомясь с детьми, психолог может организовать цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации.
    В случае недостаточности профилактических методов дезадаптации, при появлении симптомов трудной адаптации, необходимы действия по их преодолению. С целью преодоления трудной адаптации необходимо:
 1. Тесное сотрудничество педагогов–воспитателей с родителями каждого ребенка, обсуждение причин затянувшегося периода адаптации ребенка к новым условиям и действий, направленных на помощь ребенку в преодолении симптомов дезадаптпции.
 2. Коррекционно-развивающие занятия педагогов – воспитателей с детьми: а). Индивидуальные занятия. Например, на индивидуальном занятии при знакомстве с ребенком можно использовать игру: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит рисунок ребенку. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. Можно предложить поиграть в «Лего»: построить дом, машину, детский сад.
б). Групповые занятия:
 - используются игры, направленные на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками.

 3. Индивидуальная работа психолога с ребенком, направленная на коррекцию психического состояния ребенка, стабилизацию его эмоциональной сферы, преодолению страхов, повышению самооценки. Цель работы – укрепление (или выращивание) психических структур, необходимых для адаптации ребенка к новым социальным условия.
 4. Работа психолога с родителями ребенка, направленная на прояснение причин возникновения дезадаптации, выявление наличия факторов, способствующих возникновению симптомов, и коррекцию детско-родительских (или семейных) отношений.
Итак, совместная помощь всех взрослых, окружающих ребенка – родителей, педагогов-воспитателей, психологов, делает возможным быструю и наиболее безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Цель проекта:

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи Проекта:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

4. Создание системы взаимодействия с родителями.

5. Организация воспитательного и образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

6. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом).

Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста (2-3-х лет), воспитатели, музыкальный руководитель, медсестра, родители.

                              Предполагаемый результат

Предполагается, что в проекте будут принимать участие 20 детей в возрасте от 2,1 до 2,9 лет, 36 родителей, 2 воспитателя. За период в 2 месяца будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

  • Индивидуальная работа
  • Работа с родителями

I этап:

1. Создание банка данных о будущих воспитанниках;

2. Знакомство с родителями;

3. Изучение литературы по данной теме;

4. Создание предметно-развивающей среды.

II этап

1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду

2. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями

3. Гостиная для родителей.

Игровая деятельность:

Настольно-печатные ( «Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки».)

Сюжетно-ролевые («Больница», «Путешествие на автобусе», «Парикмахерская», «Дом-семья»).

Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»).

Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»).

Подвижные игры («Хомка-хомка хомячок», «Мишка косолапый», «Зайка серенький» и т.д.)

Хороводные игры («Колпачок», «Каравай», «Карусели».)

Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Мы делили апельсин», «Маша варежку надела», «Вышли пальчики гулять», «Капуста», «Птички», «Водичка» )

Словесные игры («У кого какая мама-домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)

Психогимнастика:

Этюды: «По горячему песку», «Собака рычит», «Лисенок боится», «Кошка крадется за мышкой».

Конструктивная деятельность:

Разнообразные конструкторы

Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)

Изодеятельность:

Рисование ( «Нарисуем колобок», «Украсим полотенце-пальчиками», «Озеро для рыбок», «Дождик» ).

Лепка ( «Мячик для Тани», «Колобок», «Угостим голодного зайчика морковкой», «Сосульки тают»).

Аппликация  ( «Украсим варежку», «Бусы», «Рыбки в водоеме», «Кораблик для папы», «Корзинка с цветами для мамы»).

Художественная литература:

Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки», «Девочка чумазая».

Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок».

Книжки для чтения малышам: «Дед Мороз и лето», «Кто, что говорит», «Лесные жители».

Русские народные потешки: «Солнышко – вёдрышко!

Весеннее развлечение для детей: «К нам Весна пришла

Театр «Би-Ба-Бо», настольные театры: «Колобок», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок», Заюшкина избушка и т.д.

Прослушивание компакт дисков  с детскими песенками Ю.Энтина, Шаинского и песен из мультфильма «Маша и медведь».

Заключение:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений, эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

 Положительным является то, что дети раннего возраста, привыкли  к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Литература
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2002.
2. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших школьников. - М. 2002.

3.  Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000.

4. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслаблен...

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду (из опыта работы)

Сделать адаптацию ребенка в детском саду  менее стрессовой, более интересной, увлекательной и комфортной....

Презентация на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».

Вид проекта:среднесрочный.Срок реализации: 10 января-10 марта         Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста (2-3-х лет), воспитатели, музыкальный...

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» из опыта работы

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»Белашова Татьяна Анатольевна Воспитатель первой младшей группы Цель: содействовать...

Адаптация детей раннего возраста к условиям доу из опыта работы

В данном материале приведены примеры адаптации детей раннего возрастак к условиям дошкольного учреждения....

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы).

Цель - адаптация детей к условиям детского сада....

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...