Развитие физических качеств у детей среднего возраста
занимательные факты (средняя группа)

Развитие физических качеств у детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv._fiz._kachestv_st._doshk.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

                                                                        ДЕТЕЙ 6-7-го ГОДА ЖИЗНИ

.На 6 и 7-м году жизни интенсивно развиваются все физиологические системы организма ребенка (сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы и т. д.), происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга.

После некоторого замедления роста на 4 и 5-м году жизни прибавка в росте на 6 и 7-м году значительно возрастает — до 8—10 см. Это первый период вытягивания, связанный с функциональными изменениями в эндокринной системе (в частности, с усилением функции гипофиза). К б годам рост девочек достигает 111 —120 см, а мальчиков— 111 —121 см, к 7 годам — соответственно 118—129 см и 118—130 см (Ю. А. Князев, А. В. Карташев, 1982).

К 6—7 годам вес становится равным удвоенной массе тела годовалого ребенка. В среднем он составляет 21,5 кг у девочек и 22,4 кг у мальчиков в 6 лет и 23 кг и 23,5 кг — в 7 лет.

С ростом ребенка изменяются и пропорции тела. Так, к 7-му году жизни длина ног увеличивается более чем втрое, рук — в 2,5 раза, а туловища — в 2 раза по сравнению с их длиной у новорожденного ребенка. В этом возрасте в основном закан-чивается формирование структуры костной ткани—детского

организма. Однако позвоночный столб ребенка 6 - 7 лет остается весьма чувствительным к деформирующим воздействиям (неправильное положение тела, долгое стояние, чрезмерные тяжести и др.).

 Не следует забывать, что даже правильная поза, если она сохраняется длительное время, может послужить причиной нарушения осанки. Поэтому детей приучают в процессе занятий, игр и самостоятельной деятельности менять положение тела, расслабляться при чувстве усталости.    

К б—7 годам хороша развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.   Систематическая   тренировка  тонких   движений  пальцев рук стимулирует морфологическое и функциональное формирование областей полушарий головного мозга, отвечаю-щих за развитие речи ребенка. Кроме того, упражнения необхо— димы для овладения письмом в 1 классе школы.

Наиболее выраженная возрастная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в головном мозге. Вес мозга к 6 годам достигает 90% веса мозга взрослого человека. По данным, полученным Институтом мозга АМН СССР, наиболее сложные лобные области созревают окончательно в б—7-летнем возрасте. По своим функциональным характеристикам головной мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению значительной по объему и сложной по качеству информации.

        6-летний возраст является переломным в развитии двигательного анализатора.   В это время значительно улучшается анализ тактильно-кинестезических сигналов.   Дети старшего дошкольного возраста в отличие от младшего и среднего выпол-  няют упражнения технично и уверенно. Они уже способны диф-' ференцировать свои мышечные усилия, поэтому могут выполнять упражнения с различной амплитудой, в медленном и быстром темпе. Это обеспечивается увеличением подвижности нервных процессов.

Детям старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельного выполнения упражнений доступны элементы планирования, самоконтроля, что связано с созреванием тонких структур лобного отдела мозга. На 6-м году жизни происходит существенный сдвиг в уровне произвольного управления своим поведением, в обобщенности мышления, в эмоциональной сфере. Вопросы детей становятся более содержательными.У детей складываются обобщенные формы наглядно-образного и элементы логического мышления. Ребенок способен понять простые взаимосвязи и общие свойства предметов. Дети овладевают умением управлять своим вниманием, преднамеренно запоминать материал. У них формируются элементарные навыки учебной деятельности: интерес не только к результату, но и к способу выполнения различных заданий, желанию научиться их выполнять, умение оценивать успешность собственной деятельности, выявлять и исправлять свои ошибки.

В двигательной деятельности у детей складываются сложные формы общения друг с другом. Появляется стойкий интерес к достижению не только личного, но и коллективного результата в играх, при выполнении отдельных физических упражнений. Это способствует развитию моральных и волевых качеств, формированию навыков самоорганизации.

В старшем возрасте дети продолжают совершенствовать ранее освоенные двигательные действия, многократно упражняясь и повторяя их в различных условиях. Они усваивают новые сложнокоординированные двигательные действия и их . комбинации (прыжки с разбега, плавание, коньки и др.). Начиная со старшей группы, необходимо целенаправленно формировать двигательные качества. В этом возрасте имеются предпосылки для развития общей выносливости, ловкости, одновременно происходит развитие и скоростно-силовых качеств.

Таким образом, существенные изменения в физическом и психическом развитии детей и правильно поставленное воспитание должны быть направлены на формирование физической и психологической готовности детей к обучению в школе.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 6 – 7  ЛЕТ

На 6 и 7-м году жизни заметно расширяются двигательные возможности ребенка, что связано с естественным биологическим ростом организма. Увеличение подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивают значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий.

Исследуя максимальную частоту движений разных частей тела, Д. П. Букреева (1955) доказала, что быстрота движений в одном звене двигательного аппарата ребенка является показателем выполнения движения с максимальной скоростью и в других его звеньях. Так, при выполнении движений кистью руки («Поставь как можно быстрее и больше точек на бумаге»— за 5 секунд) отмечаются нарастания частоты движений у детей 6- 7-го года жизни (табл. 12).

Таблица 12

Результаты быстроты движений у детей 6—7 лет

Виды  показателей 

Возраст, лет 

Средние показатели

мальчики                                                                                девочки

1. Частота движений кистью руки 

6

24 ±0,62 

25 ±0,81 

за 5 с 

• 7 

26 + 0,64 

27 + 0,86 

2. Частота движений рук за 5 с 

6

22 ±0,64 

22 + 0,09 

7

24 ±0,66 

24 ±0,85 

3. Латентное время двигательной 

реакции: 

рукой 

ногой 

6

0,16 + 0,01 

0,15±0,01 

7

0,14±0,01 

0,14 + 0,01 

6

0,27 ±0,01 

0,26 ±0,01 

7

0,25 + 0,01 

0,23 ±0,01 

Из таблицы видно, что результаты первого и второго заданий девочки выполняют лучше, чем мальчики, как в старшей, так и в подготовительной группах. Однако половых различий, статически значимых по данному признаку, не наблюдается. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается. Время реакции руки меньше, чем двигательная реакция ноги. Можно полагать, что упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга, иннервирующие верхние конечности.

Информативным тестом для оценки быстроты движений является скорость бега на 30 м (табл. 13). У девочек скорость бега несколько ниже, чем у мальчиков.

Таблица 13

Результаты бега на 30 м/ с

Исследования

Возраст,  лет

Мальчики

Девочки

1. Вавиловой Е. Н.

2. Юрко Г. П.

3. Наши

6

7

6

7

6

7

 

 

7,0

6,6

8,4—7,6

8,0—7,4

7,4

6,8

7,2

6,7

8,9—7,7

8,7—7,3

7,2

7,0

Максимальная скорость бега зависит не только от уровня развития быстроты, но и обусловлена другими качествами — гибкостью, динамической силой, скоростной выносливостью, а также   степенью   сформированности   двигательных   навыков (В. М. Зациорский, 1970; В. П. Филин, 1974 и др.).

Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. По данным исследований, сила кистей рук у мальчиков к 6 годам увеличивается довольно значительно. Так, в 5 лет сила правой руки в среднем равна 8,7 кг, в 6 лет—11,3 кг, а в 7 лет—13,8 кг, сила левой руки — соответственно 7,8 кг, 9,9 кг, 11,8 кг. У девочек показатели несколько ниже. Так, сила руки у девочек составляет в среднем 7,7 кг (5 лет), 10,2 кг (6 лет), 10,4 кг (7 лет). Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается максимально мобилизовать мышечные усилия в нужный момент. Поэтому результаты проявления «чистого» качества силы при выполнении отдельных движений сложны для детей данного возраста.

Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп или других двигательных качеств. Например, бросок набивного мяча двумя руками из положения сидя позволяет установить силу мышц плечевого пояса (табл. 14).

На 7-м году жизни наблюдается увеличение по данному показателю у мальчиков, а результат у девочек остается почти на том же уровне, что у девочек шести лет.

Таблица 14

Возраст

Результаты  (по Э. С. Вильчковскому)

мальчики                                                                девочки

6 лет

7 лет

1,9 ±0,6

2,4 ±0,3

1,8 ±0,2

1,9 ±0,4

Интересно отметить, что показатели прыжка в длину с места толчком одной ноги у девочек несколько выше, чем у мальчиков. (Э. С. Вильчковский, 1983). Девочки 6 лет выполняют прыжок правой ногой на 58 см, а левой — на 57,4 см. Мальчики в 6 лет преодолевают расстояние 52,2 см правой и 48,6 см левой ногой. На 7-м году жизни результаты увеличиваются примерно на 10 см как у девочек, так и у мальчиков, но результаты у девочек остаются более высокими. При этом большинство девочек выполняют прыжок четко, с устойчивым приземлением, увереннее. Это, по-видимому, можно объяснить некоторым преимуществом девочек в координационном движении по сравнению с мальчиками.

Прыжки в длину с места двумя ногами и в высоту с разбега требуют одновременного проявления и силы, и быстроты движений. В старшей группе мальчики прыгают в длину с места на расстояние 92—95 см, а девочки — 90—93 см. В подготовительной группе результаты у мальчиков увеличиваются до 116— 118 см, а у девочек до 110—11З см. Аналогичная картина наблюдается и в прыжках в высоту с разбега. Мальчики 6 лет прыгают на высоту 54—55 см, а девочки — 52—53 см, а в 7 лет— соответственно на 65—66 см и 60—61 см.

Анализируя данные развития силы и скоростно-силовых показателей, следует отметить, что силовой потенциал мальчиков на 7-м году жизни заметно возрастает. У девочек сила различных мышечных групп остается приблизительно одинаковой.

Экспериментальные исследования (В. Г. Фролов, 1976; Г. П. Юрко, 1978; Е. Н. Вавилова; 1976; Н. А. Ноткина, 1980; М. Ганева, 1981; М. К. Г л ушков а, 1986) развития выносливости у детей старшего возраста показали, что время деятельности, в течение которого дети могут поддержать заданную интенсивность, заметно возрастает.

Как показывают наблюдения, дети 6 лет в среднем могут пробегать 3120 м без отдыха (В. В. Белоярцева, 1983). При этом отсутствуют внешне выраженные признаки утомления. Отдельные дети способны преодолевать и большее расстояние — до 4500—5000 м.

В этом возрасте дети дают высокие результаты в показателях статической выносливости. Так, в среднем время виса на прямых руках на перекладине у мальчиков равно 31—33 с (6 лет) и 38—40 с (7 лет), у девочек оно равно 22—24 с (6 лет) и 29—30 с (7 лет).

Известно, что чем выше уровень статической выносливости, тем выше работоспособность нервно-мышечной системы детей (А. В. Коробков, 1958; И. И. Кабачкова, 1974; А. А. Маркосян, 1969 и Др.). Выносливость при статических усилиях не имеет прямой зависимости от силы кистей рук. Темпы развития статической выносливости не совпадают с темпами развития мышечной силы. Подобная тенденция характерна для детей школьного возраста (А. П. Тамбиева, Е. С. Черник, 1963).

Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности. У мальчиков 6 лет она приблизительно равна 154,6 кгм/мин, а в 7 лет — 208,4 кгм/мин. У девочек физическая работоспособность несколько ниже—136,4 и 199,5 кгм/мин. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно. При дополнительных занятиях физкультурой на воздухе или -в спортивных секциях физическая работоспособность увеличивается до 220—250 кгм/мин у детей подготовительных групп (В. Г. Фролов, 1983).

Анализ данных, характеризующих развитие гибкости у детей старшего возраста, свидетельствует о том, что четкой тенденции возрастного увеличения результатов не обнаружено. Так, дети 5 лет выполняют наклон вперед на 5,8—7,6 см ниже уровня
нулевой отметки. Подвижность же позвоночного столба у детей

  1. и 7 лет оказалась меньшей (5,6—5,3 см). Вероятно, степень
    проявления данного качества во многом обусловлена постанов
    кой работы по физическому воспитанию в группе. Если воспита
    тели уделяют внимание упражнениям  на растяжение, доби
    ваются выполнения движений с полной амплитудой, то дети
    показывают более высокие результаты.

Следует добавить, что гармоничность физического и двигательного развития человека во многом определяется подвижностью в суставах и эластичностью связок. С возрастом человек естественно теряет эту способность. Поэтому так важно создать необходимые условия для направленного развития качества уже в старшем возрасте.

Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 7-го года жизни. У детей подготовительной группы отмечено существенное уменьшение количества ошибок при прохождении полосы препятствий и повышение точности при выполнении прыжков. При этом у девочек кинестетический контроль оказался выше, чем у мальчиков. Однако эта разница статистически не достоверна (Р<0,05). Точность же попаданий мячом в горизонтальную и вертикальную цель у мальчиков выше, чем у девочек. Это связано с большей упражняемостью в данном движении, потребностью мальчиков в совершенствовании метаний в старшем возрасте.

Таким образом, способность точно и четко выполнять разнообразные движения в старшем возрасте повышается, что обу-словлено зрелостью нервной системы, увеличением роли кине-стетического контроля с возрастом.

Изучение структуры двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста показало, что на первом месте у детей 6 лет — скоростно-силовые способности и выносливость, а у детей 7 лет — ловкость и выносливость.

3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В старшем дошкольном возрасте возможности детей в овладении движениями расширяются. В связи с этим необходимо целенаправленно развивать двигательные качества, позволяющие достичь определенной тренированности детского организма и повышающие физическую и умственную работоспособность.

Упражнения и игры для развития быстроты движений

Для детей 6—7 лет дистанция скоростного бега может составлять 20—30 м. На одном занятии дети могут пробегать эту дистанцию 3—4 раза в I полугодии и 5—6 раз во II полугодии. Интервал для отдыха после каждой попытки 35—40 с. Продолжительность непрерывного бега с максимальной скоростью для детей этого возраста 25—30 с. Наиболее удобным для старшей и подготовительной группы является соревновательный метод развития данного качества.

Дистанция челночного бега 10 м повторяется 3 раза в старшей и 4—5 раз в подготовительной группе. Целесообразно использовать бег с различными препятствиями, например, бег с перешагиванием через 5—6 реек, из круга в круг, широким шагом с наступанием на бревно и т. д.

Чрезвычайно многообразны прыжковые действия, позволяющие развивать быстроту движений. Например, напрыгивания на небольшую скамейку (высота 10—15 см), поочередное на-прыгивание на скамейку ногами, перепрыгивание через различные предметы (палки, линии, кубики и т. д.), прыжки на одной и двух ногах в быстром темпе и т. п.

Во время упражнений в беге с ловлей, увертыванием, беге змейкой, челночном беге, прыжках следует приучать детей к смене темпа, его ускорению, добиваясь четкого выполнения действия в соответствии с сигналом.

В старшей и подготовительной группе широко используются общеразвивающие упражнения с предметами и без них:

  1. И. п.—о. с. — правая рука вверх. Энергичная смена рук в быстром темпе (6—7 раз, интервал для отдыха 5—7 с).
  2. И.п. — лежа на животе, руки под подбородком. Попеременное сгибание ног в среднем и быстром темпе.
  3. И. п. — лежа друг перед другом (парами), ноги согнуты в коленях, упираются в стопы ног.   Попеременное сгибание ног (5—6 серий).
  4. И. п. — сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Переступая стопами ног, быстрые повороты вокруг себя в разные стороны (5—7 раз).
  5. И. п.— ноги  на ширине плеч,  палка  посередине  перед собой. Быстро подбросить и поймать палку другой рукой (8—12 раз).
  6. И. п. — ноги слегка расставить, палка вертикально вперед в правой руке. Быстрое перебрасывание палки из одной руки в другую вверх —вниз (7—8 раз).
  7. И. п. — о. с. — парами лицом друг к другу. Хлопок в ладоши перед собой, по ладоням товарища  (перекрестно). Темп постепенно увеличивается (3—4 серии).
  8. И. п.— упор руками в центр обруча. Быстро обойти и вернуться в и. п. (по 7—8 раз в каждую сторону).
  9. И. п.—-прыжки: ноги вместе, ноги врозь, вместе — скрестно (25—30 с).

Брось мяч. Дети подбрасывают мяч вверх, отбивают о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.

Быстрые строители. Соревнование между двумя-тремя командами. По сигналу воспитателя дети бегут через зал (10— 12 м) и строят из 5—7 кубиков башню. Затем передают эстафету другим детям.

Кто быстрее? Дети находятся за кругом, водящий в центре круга. По сигналу- поочередно каждый перебегает через круг.

Лук и стрелы. Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15м. По сигналу воспитателя «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами.

Кто больше?. На расстоянии 8—10 м от детей ставится стойка, на которую развешиваются ленты (5—6 шт.) для каждой команды. По сигналу «Марш!» дети парами бегут и собирают ленты, отдают их товарищу, который их развешивает на стойке.

Перенеси предмет. Дети делятся на 2—3 команды и соревнуются в перенесении кубиков (кеглей, колец) на расстояние 8—10 м.

Успей поймать. Играющие (5—б детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камушек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше камушек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Выигрывает тот, кто сумеет положить камушек и поймать мяч.

Усложнение: поймать мяч на лету, не дав ему упасть на землю.

Бег наперегонки. На одной стороне площадки стоят два ребенка, между ними расстояние 2—3 м. По сигналу дети бегут друг за другом до конца площадки, расположенной в 20—30 м. Сзади стоящий ребенок пытается догнать переднего.

Бабочки и стрекозы. В середине площадки на расстоянии, одного шага спиной друг к другу располагаются играющие в две шеренги — команда «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель называет одну из команд, игроки которой должны убежать за линию, обозначенную в 10—13 шагах перед ними. Другая команда, повернувшись кругом, стремится догнать игроков и осалить их до черты дома. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков за одинаковое количество перебежек.

Усложнение: а) в и. п. стоя на коленях или сидя; б) попадается команда «Воробьи» или «Вороны».

Третий лишний. Дети стоят по кругу парами. Водящий пытается догнать одного лишнего ребенка, который убегает от него и может заменить одного из детей, стоящих в паре, встав перед ним.

Будь внимателен. В игре принимают участие 5—6 человек. На расстоянии 8—10 м напротив каждого игрока лежат предметы (кубик, погремушка, флажок). По сигналу «Беги!» дети устремляются к предмету. Примерно на середине пути последует сигнал, какой из предметов следует взять, например, кубик. Дети берут этот предмет и возвращаются бегом на свое место. Выигрывает тот, кто первым вернулся на исходную линию. Если предмет взят неправильно, то его нужно заменить.

Упражнения и игры для развития скоростно-силовых качеств

Для развития силы и быстроты движений используются разнообразные беговые и прыжковые упражнения: бег с высоким подниманием колен на расстояние 8—10 м, бег с захлестом голени назад, прыжки с продвижением вперед на расстояние 5—6 м, прыжки через линию боком на одной ноге и двумя ногами. Эффективными являются и бег и прыжки через препятствия высотой от 15 до 30—40 см. Длина таких дорожек с препятствиями может быть 15—30 м, количество препятствий — от 3 до 8 и более.

На занятиях и утренней гимнастике необходимо выполнять бег и прыжки, ходьбу в полуприседе, глубоком приседе, напрыгивание на 2—3 мата или плинт высотой 15—20 см. На площадке можно предложить детям допрыгнуть до ветки дерева, прыгнуть точно в центр начерченного круга или линии, прыгать вверх и вниз по наклонной доске и т. д. Прыжки на месте следует давать сериями по 60—75 подряд 3—4 раза или в течение 35—40 с. Между сериями могут быть паузы для отдыха по 15— 20 с.

Прекрасным средством развития силы являются упражнения с набивными мячами (вес 500—.1000 г).

  1. И. п. — сидя, упор сзади, -ноги на мяче. Разведение ног в стороны, вверх, и. п. (6—8 раз).
  2. И. п. — лежа на животе, мяч в руках перед собой.   1 — подбросить мяч вверх; 2 — и. п. (4—5 раз).
  3. И. п. — сидя, ноги врозь, мяч в руках. 1—3 — наклон вперед; 4—5 — и. п. (6—Зраз).
  4. И. п.—лежа на животе, мяч в прямых руках. Перевороты с живота на спину в разные стороны.
  5. И. п. — стоя, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча и через него (25—30 с).

Для укрепления мышц плечевого пояса полезны прокатывания мяча на расстояние 2—2,5 м друг другу и через веревку. Прокатывания могут выполняться из разных положений (сидя, лежа, стоя). Необходимо чередовать упражнения для обеспечения гармоничной нагрузки на разные группы мышц плечевого пояса, спины, живота и ног.

Упражнения с подниманием мячей следует чередовать с прыжками, прокатыванием мячей, подскоками.

В старшей и подготовительной группе дети с удовольствием выполняют и парные упражнения без предметов. Например:

  1. И. п.—стоя парами друг к другу, держась за руки и упираясь ногами. 1—один ребенок приседает, второй держит его за руки; 2— и. п.; 3 — то же второй; 4 — и. п. Затем приседают
    одновременно.
  2. И. п. — стоя парами боком друг к другу, руками упираясь, пальцы переплетены. Поочередное выпрямление рук с преодолением сопротивления партнера (8—10 раз).
  3. И. п.— сидя парами, держась за одну палку и упираясь ногами. Поочередное перетягивание палки.

Лягушки и цапли. Граница болота, где живут лягушки, отмечается кубиками, между которыми протянуты веревки. В стороне гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля находится в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает через веревки и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — выскакивают из болота, перепрыгивая через веревку. (В игре могут участвовать 2—3 цапли).

Пингвины с мячом. Дети стоят в 4—5 звеньях. На расстоянии 4—5 м напротив каждого звена ориентир — высокий кубик или флажок. Зажав мяч между коленями, дети прыгают к предмету, обегают ориентир с мячом в руках и возвращаются к своему звену, передают мяч следующему.

Усложнение: прыгать с мячом до ориентира и обратно.

Кто сделает меньше прыжков. На площадке две линии на расстоянии 5—6 м. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь ее за меньшее число прыжков.

Усложнение: увеличить расстояние до 10 м, что потребует 8—10 прыжков.

Загони льдинку. На снегу цветной краской рисуется большой круг, от него в разные стороны — 8—10 линий-лучей по 2,5—3 м. В конце этих линий стоят дети. У носка ноги находится льдинка. По сигналу, подпрыгивая на одной ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку в круг, где можно стоять на двух ногах, ожидая остальных детей. После этого каждый гонит свою льдинку обратно, подпрыгивая на другой ноге, стараясь придерживаться нарисованной линии, и передает свою льдинку другому играющему.

Усложнение: гнать льдинку клюшками; увеличить длину линии до 8—10 м.

Не намочи ног. Играющие собираются на одной стороне площадки за чертой. Воспитатель вызывает 5—6 детей, они выходят к черте, каждый получает по 2 дощечки (20X30 см), на противоположной стороне площадки на одной линии раскладываются султанчики. Между играющими и пособиями расположено болото. Дети должны перебраться через болото по дощечкам, не замочив ног (наступая только на дощечки). По сигналу «Начинай!» дети, меняя дощечки, быстро перебираются на противоположную сторону площадки и поднимают султанчики над головой. Затем дети возвращаются к исходной линии таким же способом и передают дощечки следующим. Когда дети научатся ловко и быстро перебираться через болото, то можно предложить им выполнять эти действия прыжками.

Упражнения и игры для развития выносливости

Благодаря совершенствованию детского организма дети шести и семи лет могут довольно продолжительное время бегать со средней и небольшой скоростью, таким образом достигается положительный тренировочный эффект, повышается физическая работоспособность.

На каждом занятии дети должны пробегать 2 отрезка по 100 м —старшая группа и 200 м — подготовительная группа в начале года и по 250—300 м во второй половине года. При этом затрачивать на дистанции 100 м — 45 с, 200 м— 1 мин 20с, 250 м — 1 мин 45 с, 300 м — 1 мин 55 с. Скорость бега составляет 50—60% от максимальной. У детей старшей группы она равна 2,2—2,4 м/с, а у детей подготовительной группы — 2,4—2,7 м/с. Частота пульса повышается до 160—170 ударов в минуту.

Скорость медленного бега составляет 1,3—1,5 м/с (6 лет) и 1,4—1,6 м/с (7 лет). Частота пульса увеличивается до 135— 145 ударов в минуту. На одном занятии детям старшей группы необходимо пробегать по 3 отрезка длиной 180 м в начале и 300 м в конце года. Дети подготовительной группы могут пробегать 3 отрезка по 300—350 м. Именно продолжительный бег в медленном темпе улучшает кровообращение и дыхание, деятельность сердца, отчего во многом зависит уровень развития выносливости. Продолжительность медленного бега может быть 2—2,5 мин.

Дети этого возраста могут выполнять подскоки на месте и в движении в течение 1,0—1,5 мин (сериями по 60—75 прыжков 3—4 раза).

Синие, зеленые, желтые. Каждому ребенку прикрепляется лента. Затем все дети выстраиваются вдоль линии по одной стороне площадки. Воспитатель подает сигнал «Желтые!», по которому бегут только дети с желтой лентой. Добежав до противоположной стороны площадки (100—120 м), дети остаются там, ожидая своих товарищей. При повторении дети бегут в обратную сторону.  Игра повторяется 3—4 раза.

Позвони в колокольчик. На площадке на расстоянии 50— 60 м подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя парами или тройками дети бегут, затем прыгают от одного колокольчика к другому. Темп бега и прыжков произвольный. Игра повторяется 2—3 раза.

Самолеты. По сигналу «Учебный полет» дети бегают по площадке 1—2 мин с небольшой скоростью. По сигналу «Приземление»—возвращаются на аэродром. (Повторяется 3—4 раза).

Веселое путешествие. В медленном темпе дети бегут вокруг площадки (детского сада) 1—2 мин, затем на «поляне» играют с мячами 2—3 мин. Возвращаются обратно со средней скоростью, пробегая 1 —1,5 мин. Заканчивается игра дыхательными упражнениями.

Тренировка летчиков. Вместе с воспитателем дети пробегают 2—4 отрезка по 60—150 м. Затем выполняют тренировочные прыжки с парашютом — прыгают с высоты 30—60 см (15— 20 раз). Упражнение «Сильные руки» — перебрасывают набивной мяч друг другу на расстояние 2—2,5 м (20—30 раз). Заканчивается тренировка бегом в медленном темпе в течение 1 —1,5 мин.

Упражнения для развития гибкости

На гибкость рук и плечевого пояса:

  1. И. п. — ноги слегка расставить. Круговые движения рук в разные стороны с максимальной амплитудой (6—8 раз).
  2. И. п. — стоя, ноги расставлены, руки к плечам. Круговые движения рук вперед-назад с максимальной амплитудой.
  3. И. п. — стоя. 1 — поднять правую руку вверх, левую отвести назад;  2 — согнуть правую и левую руку,  сцепить их
    за спиной; 3 —
    и. п. (5—6 раз).
  1.  И. п.—лежа на животе, руки под подбородок. 1—поднять руки вверх; 2 — отвести их как можно дальше в стороны; 3 — и. п.
  2. И. п. — стоя парами друг против друга; взявшись за руки,
    повернуться вокруг себя в одну и другую сторону (4—5 раз).

На гибкость туловища:

  1. И. п.—стоя, ноги на ширине плеч. 1—наклон вперед, до-тронуться до пола руками за линией ног сзади; 2 — и. п. (5—6 раз).
  2. И. п. — стоя, ноги слегка расставить, обруч перед собой. Круговые движения обручем вправо-влево-вправо (4—5 раз).
  3. И. п. — сидя, ноги в стороны, мяч в руках. 1—2 — прокатить мяч как можно дальше от себя, ноги в коленях не сгибать; 3 — и, п. (6—7 раз).
  4. И. п. — стоя спиной к гимнастической стенке, хват руками сзади. 1—наклон вперед, 2 — и. п. (8—10 раз).
  5. И. п.—лежа на спине, руки в стороны. 1—поднять ноги вверх; 2 — дотронуться ногами за головой; 3 — и. п. (4—5 раз).
  6. И. п.—лежа на животе, руки в стороны. 1—согнуть правую ногу в колене, дотронуться до левой руки; 2 — и. п.; 3 — то же другой ногой; 4 — и. п. (5—6 раз).
  7. И. п. — стоя парами спиной друг к другу, взявшись за
    руки. 1—поднять руки вверх; 2 — сделать шаг вперед; 3 —
    и. п.

На гибкость ног:

  1. И. п.— стоя.   1—шаг вправо;  2—4 — пружинистые приседания; 5 — и. п. То же в другую сторону.
  2. И. п.— лежа на спине. 1—поднять ноги вверх (стойка на руках — «свечка»); 2 — развести ноги в стороны; 3—4 — и. п.
  3. И. п. — стоя боком у стенки, держась за рейку. Маховые движения поочередно одной и другой ногой с максимальной амплитудой.
  4. И. п.— лежа на спине, руки в стороны, 1—2 — прямой ногой дотронуться до противоположной ноги и наоборот.

Упражнения и игры для развития ловкости

1. И. п. — стоя, палка (20—30 см) в правой руке. 1—2 — перебросить палку из одной руки в другую перед собой (над головой)

2. И.п.—стоя, кольцо (диаметром 25—30 см) в руках. Опу
стить и поймать кольцо, не роняя.

  1. И. п. — стоя. 1 — согнуть ногу, повесить кольцо на ступню и постоять 5—6 с; 2 — подбросить кольцо и поймать его руками.
  1. И. п. — лежа на спине, палка в руках. 1—2 — поднять ноги и перенести их за палку; 3—4 — и. п. (5—6 раз).

Обгони мяч. Толкнуть мяч вперед двумя руками в прямом направлении и затем обегать его змейкой не задевая.

Спрыгни, повернись. Спрыгнуть с высоты 50—60 см с поворотом на 45°, 180°.

Мишень-люлька. С расстояния 4—5 м необходимо набросить кольцо (диаметром 25—30 см) на стойку высотой 30— 40 см.

Будь ловким. На расстоянии 50—40 см расставлены 8— 10 кеглей. Нужно прокатить обруч между кеглями, не задевая их.

Передай мяч. Дети разбиты на две команды, которые стоят в две колонны. По сигналу передается мяч (резиновый или набивной) над головой или справа, слева, снизу между ногами. Стоящий в колонне последним, получив мяч, бежит, становится впереди и снова передает мяч. Игра заканчивается тогда, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена.

Перенеси предмет. На одной стороне площадки в кружках 4—5 предметов (мешочки, кегли). На противоположной стороне за линией (расстояние 15—20 м) дети образуют 4—5 колонн. Первые получают по одному и тому же предмету, но другого цвета. На сигнал «Беги!» они бегут к кружкам напротив своей колонны, кладут предмет, берут лежащий, возвращаются с ним к своей колонне и поднимают над головой. Отмечается выигравший. Затем они передают предмет следующему из своего звена, а сами встают в конец колонны. Отмечается колонна, в которой оказалось больше выигравших.

Ловишки с приседаниями. Выбирают ловишку. По сигналу «Раз, два, три, беги!» дети разбегаются по площадке, а ловишка старается их поймать. Нельзя ловить того, кто присел и дотронулся до пола рукой. Когда будет поймано 3—4 ребенка, выбирают нового ловишку.

Не задень. На площадке располагаются различные предметы. По условиям игры дети могут бегать в любом направлении, но не задевая предметы и не наталкиваясь друг на друга.

Ребенок, задевший предмет, ставит предмет и продолжает играть. Через 2 мин дети по сигналу воспитателя собираются и называют победителя.

Лови, убегай. Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он бросает мяч ребенку, называя его имя. Тот, кого назвали, ловит мяч и перебрасывает его обратно. Когда воспитатель бросает мяч вверх, то все убегают в заранее установленное место. Воспитатель старается попасть в убегающих. После этого все возвращаются в круг, игра повторяется.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Задачи:  

1. Разучивание прыжка в высоту с разбега.

  1. Закрепление навыка метания в вертикальную цель. Разви
    тие быстроты и ловкости, повышение функциональных возмож
    ностей детского организма.
  2. Воспитание самостоятельности в процессе занятий физи
    ческими упражнениями.

Место проведения:  физкультурная площадка.

Части занятия

Основное содержание

Дозировка

Методические указания

Вводная

1Ходьбав   колонне

друг за другом; перестроение  в 2 колонны

2.Ходьба   в полуприседе   между   набив-

ными мячами

3. Бег по кругу между

мячами, через мячи, боком

4. Спокойная  ходьба,

перестроения в 2 зве-

на

1 мин

2 круга

2,5 мин

Спина прямая

Основная

Общеразвивающие   упражнения с набивными мячами (500 г)

1. И. п. — стоя, мяч в правой руке. 1— -2— переложить мяч в левую руку, 3—4 — и. п.

8 раз

Руки на уровне плеч

2. И. п. — стоя, ноги врозь, мяч над головой. 1 — 3 — мяч резко вперед-вниз, 4 — и. п.

3. И. п. — стоя, мяч впереди у ног. 1 — стать коленями  на мяч, 2 — и. п.

4. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. 1 — поворот   направо,   2 — и. п.

5. И. п. — стоя, мяч на земле, одна нога на мяче. Смена положения ног

6. И. п. — стоя, мяч на земле.   Прыжки вокруг мяча на одной ноге в правую и ле-вую сторону

10 раз

10 раз

8 раз

18—20 раз

1,5 мин

 

Ноги прямые

Ноги   на   месте,   руки

перед собой на уровне

плеч

Руки на поясе

I. Прыжки  в высоту с разбега.    После показа и объяснения дети прыгают

друг за  другом

5 — 6 раз

Основное  внимание на энергичный толчок

(индивидуально-поточным способом)

II. Игра «Кто первым

достанет до мяча».

Игра-эстафета. Бег

с   максимальной скоростью через набивные   мячи   до

мяча, подвешенного на высоте 120 см

III. Метание набивного

мяча  в вертикаль-

ную цель, добива-

ясь точного, резко-

го броска (1-я под-

группа)

4 — 6 раз

4 — 6 раз

Следить за выносом ма-

ховой ноги вперед-вверх

Расстояние до цели

2,5 м

 

IV. Вис на горизонталь-

ной лестнице с про-

движением  вперед

(3 м) (2-я подгруп-

па)

V. Бег со средней ско-

ростью.      Ходьба

между деревьями

2-3 раза

2х1 мин

1 мин

Со сменой ведущего

Заключи-тельная

Игра «Дружные пары»

(парами кружатся в од-ну и другую сторону).

Игра повторяется.

Спокойная ходьба с уп-

ражнениями на восста-

новление дыхания

5 с

3-4 раза

Построение свободное

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.

Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: Нар. асвета, 1978.

Усвицкий И. М., Крапивник В. В. Спортуголок на дачном участке. — М.: Сов. спорт, 1990.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистяковской. — М.: Просвещение, 1978.

Шишкина В. А. Движения плюс движения. — М.: Просвещение, 1992.

Юрко Г. П., Сорочек В. П., Спирина В. П., Уварова 3. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Развитие физических качеств у детей среднего возраста.

Развиваем физические качества с помощью подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимастики, музыкально- ритмической деятельности....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры и физические упражнения»

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, б...

Статья. Подвижная игра как средство развития развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

В статье описывается актуальность подвижных игр в дошкольном возрасте, о влиянии на развитие ребенка....

Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...