мини-консультация "Особенности речевого развития у детей раннего возраста"
консультация

В консультации даются советы и рекомендации по профилактике нарушения речевого развития у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_osobennosti_rechevogo_razvitiya_rannego_vozrasta_.docx105.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности речевого развития у детей раннего возраста»

                                               

                                                   Родителям на заметку

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

      Отсутствие гуления, лепета, выраженной реакции на речь окружающих Возможная причина – нарушения слуха. Способ решения проблемы – обратиться к участковому педиатру, взять направление к сурдологу, проверить состояние слуха ребенка.

     Отсутствие любых слов в возрасте 1,5 года или фразовой речи после 2-х лет Возможная причина – задержка речевого развития, алалия. Способ решения проблемы – консультация логопеда, невропатолога, выполнение их рекомендаций. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

     Отсутствие фразовой речи после 3-х лет Возможная причина – общее недоразвитие речи, алалия. Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

      Появление заикания Признаки предрасположенности к заиканию: Наследственность; Возможность подражания чужой нарушенной речи; Леворукость, и особенно переученность ребенка на правую руку; Повышенная нервозность ребенка, которая может сопровождаться тиками; речевые особенности. В этом случае ребенка нужно немедленно показать логопеду, специализирующемуся именно на этом виде дефекта речи. Заикание необходимо исправлять в самом начале появления, иначе потом сделать это будет крайне трудно, а иногда и невозможно.

      Нарушение подвижности речевых мышц. Признаки проявления: выраженный носовой оттенок голоса; повышенное слюноотделение; Нарушение мимики, подвижности губ, языка: вялость или повышенная напряженность; отставание в развитии всех двигательных навыков. Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

       На фоне отставания в развитии речи ребенка наблюдается недостаточное ориентирование в повседневных ситуациях. Возможная причина – задержка умственного развития. Способ решения проблемы – консультация дефектолога. Помните, что темп речевого развития каждого ребенка индивидуален, зависит от множества сопутствующих факторов. В раннем возрасте окончательные диагнозы не ставятся, за исключением случаев выраженной патологии

Особенности развития речи в раннем возрасте

  • Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов; 
  • Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
  • Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования; 
  • Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
  • Возникает описательная речь;

Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого. Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования,   предложения, желания.                                                    

Общие рекомендации

- Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.

- Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.

- Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.

  •                                              

Советы педагога

  • Никогда не говорите при ребёнке о его отставании.
  • Не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит.

Не тревожьтесь: у каждого свои сроки, свои особенности развития. Однако и совет специалиста не повредит.

  • Возможно, задача более серьёзна и самостоятельно её  не решишь, потребуется индивидуальная программа комплексной помощи – логопедической, психолого-педагогической, медицинской.
  • Терпение, систематичность упражнений, владение первичными знаниями о специфике  развития   речи  и приёмами общения с ребёнком необходимы  родителям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию для детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить соци...

НОД по речевому развитию для детей раннего возраста "У бабушки в гостях" с использованием ИКТ

НОД по развитию речиУточнить и закрепить знания о домашних птицах....

"Речевое развитие у детей раннего возраста"

Работая во второй группе раннего возраста, выбрала тему самообразования "Речевое развитие у дентей раннего возраста"...

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)  &laq...