План по самообразованию на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста".
методическая разработка (младшая группа)

Александрова Марина Анатольевна

"Ум ребенка находится на его кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на тему:

« Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики

 у детей раннего возраста».

Начало работы над темой: сентябрь 2019г.

Окончание работы: май 2020г.

Цель плана: создать условия для развития мелкой моторики рук у детей 1,5 – 2 лет через дидактические игры.

Задачи:

- улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- совершенствовать речь и расширять словарный запас посредством пальчиковых игр;

- развивать воображение, произвольное внимание, логическое мышление, творческую активность, зрительное и слуховое восприятие;

- дополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе;

- познакомить родителей с задачами развития ребенка посредством пальчиковых игр, приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

- формировать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском коллективе.

Форма работы:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- работа с родителями;

- мастер-класс.

Актуальность.

          На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к рисованию и лепке. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        В играх наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь.

       Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

       Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны так как в головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность  в процессе развития мелкой моторики.

        А также мелкая моторика влияет на ловкость рук, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

       И поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, словарный запас.

       Исходя из этого, я выбрала темой самообразования «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей 1,5 – 2 лет».

             План реализации программы по самообразованию.

Сентябрь.  Создание картотеки пальчиковых игр, изучение литературы, составление плана по самообразованию, взаимодействие с детьми: пальчиковые игры с детьми. Консультация: «Польза мелкой моторики»

Октябрь. Изучение литературы. Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста». Консультация: «Развитие мелкой моторики».

Ноябрь.  Игры: «Рыбалка», «Поймай рыбку». Дидактическая игра: «Шнуровка», «Бусы».  Консультация: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Декабрь. Дидактические игры с сыпучими материалами: «Найди игрушку», «Рисуем на крупе». Игра «Массажный мячик», «Веселые карандаши». Консультация: «Сенсомоторное развитие».

Январь. Настольная игра «Мозаика». Пальчиковая игра: «Репка», «Пять пальчиков». Консультация: «Для чего нужны пальчиковые игры».

Февраль.  Изготовление пособия для игры с крышками от бутылок. Игры с крышками. Консультация: «Картотека – речевые пальчиковые игры».

Март. Игры с мелкими предметами: «Такие разные пуговицы», «Застегни и расстегни». Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мастер-класс с родителями (законными представителями) воспитанников по изготовлению материала для дидактической игры «Прищепки».

Апрель. Пальчиковая игра «Дождик», «Лошадки».  Игры с  массажными шариками. Консультация: «Развитие речи и развитие моторики».

Май. Диагностика уровня развития мелкой моторики. Анализ работы по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста...

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребенка. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, разви...