Главные вкладки

    Практическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Партерная гимнастика как технология здоровьесбережения»
    методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

    справникова евгения николаевна

    Основными задачами являются:

    - укрепление общефизического состояния и развитие физических качеств ребенка (гибкость, выносливость, координация движений);

    - развитие музыкальных способностей детей (эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, выразительность движений);

    - формирование коммуникативных качеств (работа в коллективе, ориентировка в пространстве);

    -  развитие творческих способностей, формирование художественного вкуса;

    -  коррекция имеющихся недостатков в строении фигуры дошкольника;

    - оптимизация роста и формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

    - оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл parternaya_gimnastika.docx507.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Asus\Desktop\pngtree-hand-drawn-ballet-dancer-dance-training-enrollment-poster-background-psd-image_177839.jpg

    «Детский сад «Медвежонок» г.Надым

    Практическое пособие для педагогов

    дошкольных образовательных учреждений

    «Партерная гимнастика

    как  технология

    здоровьесбережения»

    Педагог – организатор

                     Справникова Е.Н.

    г.Надым

    2019 год

    «Партерная гимнастика как технология здоровьесбережения в рамках

    дополнительного образования ребенка дошкольника»

    Практическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений

    Автор:  Справникова  Е.Н. – педагог-организатор  МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надым.

    Содержание:

    Пояснительная записка…………………………………………………….4

    Комплексы партерной гимнастки…………………………………………8

    Использованная литература………………………………………………15

    Гимнастика…
    Гимнастка…
    Совершенство…
    Владенье телом, трепетность души,
    И красота струящегося жеста,
    И элементов трудных виражи!
    До вздоха все отточены движенья.
    Сама — мила, прозрачна и легка;
    Но сколько в ней упорства и стремленья,
    И живости, и сил, и огонька!

    Пояснительная записка

    Автором партерной гимнастики, названной им «станок на земле» является выдающийся педагог Борис Князев (“labarreausol”). Даже на сегодняшний день это самое революционное изобретение в методике классического танца.

    Что такое партерный экзерсис и зачем им надо заниматься. Это упражнения на полу ,которые развивают практически все группы мышц и позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

    Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в осанке, помогают развить выворотность ног, гибкость, эластичность.

    Комплекс упражнений партерной гимнастики содействует развитию мышечной силы, а в сочетании с музыкальным сопровождением развивает музыкальность.

    Основными задачами являются:

    - укрепление общефизического состояния и развитие физических качеств ребенка (гибкость, выносливость, координация движений);

    - развитие музыкальных способностей детей (эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, выразительность движений);

    - формирование коммуникативных качеств (работа в коллективе, ориентировка в пространстве);

    -  развитие творческих способностей, формирование художественного вкуса;

    -  коррекция имеющихся недостатков в строении фигуры дошкольника;

    - оптимизация роста и формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

    - оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

    Во время занятий партерной гимнастикой условиями дозировки физической нагрузки являются: длительность выполнения упражнений, подбор самих упражнений, количество повторений. Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличивать последующую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с физическими возможностями занимающегося ребенка, распределить усилия.

    Для достижения наилучшего результата следует придерживаться следующих принципов:

    - Принцип зрительной наглядности очень важен в обучении движениям. Зрительная наглядность – это демонстрация движений в целом или по частям. С помощью этого принципа дети быстрее обучаются данному виду деятельности.

    - Принцип постепенности реализуется через такие правила: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».

    - Принцип доступности подразумевает под собой легкость предлагаемого материала и в то же время его усложнение, для стимулирования интереса занимающихся.

    - Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта. Также важным в обучении партерной гимнастики является музыкальное сопровождение и к нему предъявляются определенные требования.

    Темп на первых этапах обучения должен быть медленным или умеренным, ритм четким и ясным, размер двух- либо четырехдольным. Отдельно хочу сказать про эмоциональность музыкального сопровождения. В начале изучения комплекса партерной гимнастики музыкальное сопровождение не должно быть выразительным и отвлекать воспитанников образностью. А после изучения комплекса детям предлагаются игры - импровизации, двигательные сказки, в которых музыка уже выходит на первое место.

    Предлагаемые   упражнения   способствуют   укреплению   мышц   спины,

    брюшного пресса, внутренней группы мышц бёдер, а также релаксации связок голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, что  в итоге способствует развитию природных хореографических способностей, а именно  выворотности, гибкости, подъёма, танцевального  шага.

    Большинство упражнений выполняются на полу. Это позволяет развивать нужные  группы  мышц,  эластичность  связок  и  при  этом  избегать  перегрузки позвоночника.

    Методические пояснения к исполнению подготовительных упражнений и движений партерного экзерсиса.

             Проводя занятие, необходимо руководствоваться следующими правилами:

    1. Увеличивать нагрузку следует постепенно, сначала расчленяя каждое упражнение на элементы, затем переходя от простых упражнений к более сложным, постепенно их разучивая, углубляя и закрепляя, добиваясь качественного их исполнения.

    2.  Чередовать упражнения с различной нагрузкой для различных мышечных

    групп, рук, ног, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т.д..

    3.  Темп движений в начале занятия медленный, затем ускоряется постепенно.

    4.  В течение всего занятия упражнения с применением физических усилий чередуются с упражнениями на расслабление, кроме того, в занятия включаются элементы танцевально-игрового характера;

    5.  Все  упражнения  выполняются  на  свободном  дыхании,  следует  обращать

    внимание на длинный и ровный выдох.

    Пояснения по исполнению различных видов шагов и бега.

    Во время маршировки и бега особое внимание необходимо обращать:

    -  на симметрию частей тела;

    -  на умение переносить тяжесть тела с одной ноги на другую;

    -  на подтянутость, легкость и собранность всей фигуры, ее устремленности

    вверх без излишнего напряжения, особенно без напряжения мышц шеи;

    -  на правильное положение ног во время движения;

    -  на правильное положение корпуса.

    Пояснения к исполнению  упражнений партерной гимнастики.

    Задачи подготовительных упражнений: организовать и сосредоточить внимание воспитанников и направить  все их усилия на физическую нагрузку,

    подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса; в индивидуальном порядке исправлять имеющиеся недостатки в осанке.

    Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног.

    Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе при выпрямленных ногах, а также сидя с вытянутыми

    ногами вперед и стоя на коленях.

    Комплексы упражнений партерной гимнастики.

    Упражнение для стоп №1 

    И.п. сидя на полу, спина прямая, ноги плотно прижаты, стопы «натянуты», руки на поясе, подбородок высоко поднят не запрокидывая голову назад, плечи опущены вниз.

    Следить: при выполнении движений стопами, колени от пола не отрываются.

    Плечи не поднимаются наверх. Локти не заводить назад. Стопы работают одновременно,  плотно прижаты друг к другу.

    Стопы «сокращаются» на себя.

    Стопы затягиваются вперед.

    Упражнение №2

    И.п. сидя на полу. (см. упр. №1)

    Сокращение стоп по очереди.

    Следить: при выполнении движений стоп, корпус не двигается.

    Правая стопа сокращается на себя, левая остается в натянутом положении.

    Перемена ног: левая сокращается, правая переходит в натянутое положение.

    Упражнение№3

    И.п. сидя на полу. (см. упр. №1)

    Следить: при разворачивании стоп в первую позицию, колени плотно прижаты друг к другу и к полу. Стопы, находясь в первой позиции, максимально разворачиваются и кладутся на пол.

    Стопы «сокращаются» на себя.

    Стопы разворачиваются в стороны по первой классической позиции.

    Стопы собираются в сокращенное положение.

    Стопы затягиваются вперед.

    Упражнение №4

    И. п. сидя на полу. (см.упр. №1,2,3)

    Следить: при поднимании ноги на 15гр от пола, корпус держать точно ровно не заваливаясь назад. Спину держать не сутулясь.

    Упражнение способствует развитию голеностопного сустава, ахиллесова сухожилия.

    Правая нога поднимается от пола на 15 градусов. Стопы натянуты.

    Правая нога опускается, пауза.

    Левая нога поднимается.

    Левая нога опускается.

    Правая нога поднимается. Стопа натянута.

    Стопа правой ноги переходит в сокращенное положение на себя. Находясь на высоте 15 гр. от пола.

    Правая стопа переходит в обратное натянутое положение.

    Правая нога опускается на пол в и.п.

    Левая нога поднимается. Стопа натянута.

    Стопа левой ноги переходит в сокращенное положение на себя. Находясь на высоте 15 гр. от пола.

    Левая стопа переходит в обратное натянутое положение.

    Левая нога опускается на пол в и.п.

    Упражнение №4/1

    И.п. сидя на полу (см. упр. № 1-4)

    Следить: при сокращении и затягивании, стопы плотно прижаты друг к другу. Ноги поднимаются и опускаются сдержано и плавно. Корпус прямой не заваливается назад.

    Упражнение способствует развитию голеностопного сустава, ахиллесова сухожилия, тазобедренного сустава, укрепление икроножных мышц.

    Упражнение№ 5  Поднимание ног на 15гр от пола. Работа стоп на воздухе.

    Обе ноги поднимаются вверх на 15гр от пола. Стопы затянуты.

    Стопы «сокращаются» на себя.

    Стопы «затягиваются» вперед.

    Ноги опускаются на пол.

    Упражнение №6   «Ножницы» в воздухе.

    И. п. сидя на полу (см. упр. № 1-4). Следить: При сокращении и затягивании, стопы плотно прижаты друг к друг. Ноги поднимаются и опускаются сдержано и плавно. Корпус прямой, не заваливается назад. При выполнении упражнения «Ножницы» корпус не двигается.

    Упражнение способствует развитию голеностопного сустава, ахиллесова сухожилия, тазобедренного сустава, укреплению икроножных мышц и мышц спины.

    Ноги с затянутыми стопами поднимаются на 15гр от пола.

    Ноги раскрываются друг от друга на расстоянии стопы. Скрещиваются правая сверху, в стороны, скрещиваются левая сверху, в стороны, скрещиваются правая сверху, в стороны и соединяются вместе.

    Ноги опускаются на пол. Стопы затянуты.

    Ноги с сокращенными стопами поднимаются на 15гр от пола.

    Ноги раскрываются друг от друга на расстояние стопы. Скрещиваются правая сверху, в стороны, скрещиваются левая сверху, в стороны, скрещиваются правая сверху, в стороны и соединяются вместе. Стопы находятся в сокращенном положении.

    Ноги опускаются на пол. Стопы сокращены.

    Упражнение №7  Упражнение на отведение, приведение из положения сидя в складочку.

    И.п. сидя на полу, руки раскрыты в стороны. Стопы затянуты.

    Следить: Находясь в положении «Складочка», спина остается прямой, не округляя спину, руки раскрываются точно в стороны, не заводя назад, корпус не двигается. Колени от пола не поднимаются. Стопы затянуты вперед.

    Руки поднимаются на верх, раскрываются в стороны, поднимаются на верх и корпус вместе с руками кладется на ноги, в «Складочку». Стопы затянуты.

     «Складочка», корпус поднимается, руки раскрываются в стороны.

    Упражнение №8   Упражнение на отведение, приведение из положения сидя в складочку.

    И.п. сидя на полу, руки раскрыты в стороны. Стопы затянуты.

    Следить: Находясь в положении «Складочка», спина остается прямой, не округляя спину, руки раскрываются точно в стороны, не заводя назад, корпус не двигается. Колени от пола не поднимаются. Стопы сокращены на себя.

    Упражнение способствует укреплению поясничных мышц и спины, формирует гибкость, пластичность.

    Руки поднимаются на верх, раскрываются в стороны, поднимаются на верх и корпус вместе с руками кладется на ноги в «Складочку». Стопы сокращены.

     «Складочка» стопы как можно сильнее направить на себя, корпус поднимается, руки раскрываются в стороны.

    Упражнение №9  Упражнение на отведение, приведение из положения сидя и лежа.

    И.п. сидя на полу, ноги поджаты под себя.

    Корпус опускается вниз, ладошки упираются на пол, и вытягиваются вперед.

    И. п. сидя копчиком на пяточках, руки на поясе.

    Следить: При выполнении прогиба в спине, плечи не поднимаются на верх, шея вытягивается, спина точно прямо без перекосов в стороны. При поднимании в положение «мостик», пяточки от пола отрываются.

    Голова, плечи проходят вперед, грудной отдел, касаясь пола, проходит также вперед, поднимаясь на верх, вытягивая позвоночник (каждый позвонок проходит через пол), стоя на руках, таз опущен вниз, голова максимально запрокидывается назад, вытягивая шею. В спине максимальный прогиб. Ягодицы сжаты, колени, пяточки вместе.

    Упражнение «Крокодил»

    Таз поднимается на верх на высокие полупальцы, колени прямые ноги вместе, голова опускается вниз, стоя на руках.

    Упражнение  «Мостик»

    Переход в упражнение «Крокодил»

    Возвращение в и. п. Таз движется назад, садясь на пяточки. Поясница, спина, шея, голова, (все проходит касаясь пола обратно в и. п.). Положение сидя, на пяточках.

    Упражнение№10  Упражнение на отведение, приведение из положения сидя и лежа.

    И. п. сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки на поясе.

    Следить: ронд ведется по полу плотно прижатыми ногами, стопы затянуты. При выполнении «Лодочки» и «Самолета», происходит хороший прогиб в спине. Колени сгибаться не должны.

    Ронд ногами в правую сторону. Переход в положение лежа на животе, руки вытягиваются вперед, голова смотрит вперед.

    Положение «Лодочка», руки вперед, грудная клетка , ноги поднимаются на 15гр от пола, не сгибая коленей. Затем руки, грудную клетку, ноги, опускаем вниз.

    Положение «Самолет», руки в стороны, грудная клетка, ноги поднимаются на 15гр от пола, не сгибая коленей. Затем руки опускаем на пол ладошками, локти прижаты к корпусу и прижаты к полу, грудную клетку, ноги, опускаем вниз.

    Упражнение способствует укреплению поясничных мышц и спины, формирует гибкость, пластичность. Также развивает голеностопные суставы, ахиллесова сухожилия.

    Ронд ногами в левую сторону, корпус поднимается, переход в положение сидя.

    Упражнение №11   Упражнения для гибкости и выворотности тазобедренного, коленного, голеностопного суставов

    И. п. стоя на правом колене, левая нога с затянутой стопой вытянута в сторону, руки в стороны.

    Следить: Стопа остается в натянутом положении и направлена точно в сторону. Корпус точно в сторону, не наклоняясь вперед и не заваливаясь назад.

    Упражнение способствует развитию, голеностопного, ахиллесова сухожилия, гибкости спины, и выворотности тазобедренного, коленного суставов, а также укреплению икроножных мышц.

    Рабочая нога движется в сторону «едет по полу», левая рука заходит за спину, правая тянется к рабочей ноге. Опорная нога стоит не двигаясь.

    Возвращение в и. п.

    Наклон корпуса в правую сторону, опираясь на правую руку, левая рука тянется в правую сторону.

    Возвращение в и. п.

    Все то же самое повторяется с другой ноги.

    Упражнение № 12   Упражнения направленные на гибкость позвоночника и мышц спины.

    И. п. сидя на полу. Ноги плотно прижаты друг к другу, вытянуты вперед, стопы затянуты. Кисти рук прижаты к затылку.

    Наклоны корпуса к вытянутым ногам, повороты корпуса в лево и в право,

    наклоны корпуса к ногам в повернутом в сторону положении.

    Согнутым коленом дойти до уровня солнечного сплетения, коснуться противоположного локтя, одновременно поворачивая корпус

    Оба колена доходят до солнечного сплетения, локти движутся навстречу, далее корпус выпрямляется, локти в сторону, ноги поднять на 45 гр от пола.

    Упражнение формирует пластичность, гибкость, способствует укреплению мышечного корсета.

    Ноги сдержано опустить на пол в и. п.

    Упражнение №13  Маховые движения из положения сидя.

    В комплекс маховых движений входят следующие элементы:

    Ножницы, сгибание коленей в повороте тазобедренного сустава.

    Ножницы вверх, вниз, стопа затянута.

    Ножницы в стороны, стопы сокращены.

    Прямыми ногами с затянутой стопой ведется ронд по воздуху вправо. Затем колени прижимаются к корпусу. Все то же самое в обратную сторону.

    Упражнение способствует укреплению мышц спины и икроножных мышц.

    Упражнение № 14   Маховые движения из положения лежа.

    И.п. лежа на животе. Подбородок на тыльной стороне плотно лежащих друг на друге рук. Ноги плотно прижаты друг к другу.

    Маховые движения ног на верх, за спину ( начиная по 2 раза – заканчивая по 16, по мере усвоения и выдержки учащихся).

    Усложненый вид упражнения:

    Идет добавление работы корпуса.( Одновременное выполнение ног и корпуса).

    Следить:

    Корпус при начальном выполнении упражнения остается неподвижным.

    Следить:

    Локти остаются на одной линии при поднимании на верх, не завышая и не занижая.

    Упражнение способствует укреплению мышц спины, Ягодичных мышц, Икроножных мышц, голеностопного, тазобедренного сустава.

    Упражнение № 15   Упражнения на координацию рук и ног, повороты головы , работы корпуса и рук.

    И. п. сидя на полу. Ноги плотно прижаты друг к другу, вытянуты вперед, стопы затянуты.

    В комплекс упражнений на координацию рук, корпуса и головы входят следующие элементы: 1, 2, 3 Пор де бра.

    Следить за правильной осанкой, прямыми ногами, руки не заводятся назад по второй и третьей позиций.

    Упражнение формирует устойчивость, координацию, правильное положение корпуса.

    Упражнение №16  Упражнение «Весы»

    И.п. 6 позиция, руки на поясе.

    Через упражнение «Релеве» (подъемы стопы), идет открывание рук в 1, 2 позицию, затем, не прерывая упражнение ногами, руки как весы переходят в диагональное положение (одна рука выше, вторая ниже, соблюдая линию рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой) – 2 раза. Затем выровнять по второй позиции и собрать на поясе.

    Следить: При работе с диагональным положением рук, корпус не наклоняется в стороны, спина сохраняет прямое положение. Колени прямые не сгибаются при выполнении движения «Релеве».

    Упражнение способствует развитию голеностопного сустава, ахиллесова сухожилия, укрепляет мышцы спины, формирует устойчивость.

    Использованная литература:

    1. Агеев М.Н. От потешек к танцу. Образовательно-методическая программа: - М.:

    Век информации, 2016. – 195 с.

    2. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.

    3. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис, 2000.

    4. Борщенко И.А. Партерная гимнастика для позвоночника и суставов. - М.:

    Метафора, 2013.

    5.  Винер-Усманова  И.  А.,  Медведева  Е.  Е.,  Крючек  Е.  С.  Теория  и  методика

    художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования. М.:

    Спорт, 2015.

    6. Вихрева Н.А Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем.

    – М: Театралес, 2004. - 86 с.7.  Васильева  Т.И.  Балетная  осанка:  Методическое  пособие.  – М.:  Высшая  школа

    изящных искусств Лтд., 1993.

    8.  Калинина  О.Н.  Дополнительная  парциальная  программа  по  хореографии  для

    детей   раннего   и   дошкольного   возраста(1,5-6(7)   лет)   «Прекрасный   мир   танца».-Х.:

    Вировець П.П. «Апостроф», 2012.

    9. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, 1981.

    10. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений. – М.: ВЦХТ («Я

    вхожу в мир искусства»), 2008.

    11. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М.: Терра спорт, 2001.

    12. Лукаш А. 500 упражнений для позвоночника. Корригирующая гимнастика для

    исправления осанки, укрепления опорно - двигательного аппарата и улучшения здоровья.-

    М.: Наука и техника, 2007.

    13. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика : хореография в детском саду. - М: Линка-

    Пресс, 2006.

    14. Сулим Е.В.  Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг.  - М.:

    ТЦ «Сфера», 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

    Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

    Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

    Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

    Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»

    Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»...