Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»
учебно-методическое пособие по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Абуталипова Э.Н

 Бурашникова Н.А

                                                         Байгалина Н.В.

ФИТБОЛ - ГИМНАСТИКА

Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений

                                                   Уфа, 2016

Н.В. Байгалина, воспитатель МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы;

Э.Н. Абуталипова, канд.псих.наук, доцент, заведующий кафедры коррекционной педагогики  ИРО РБ;

Н.А. Бурашникова, заведующий МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы.

Фитбол - гимнастика: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ. – 36с.

   

     Предлагаемое учебно-методическое пособие является методической «копилкой» к авторской программе «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кинезиологических практик».   Пособие знакомит с фитбол-гимнастикой, ее влиянием на стимуляцию работы всех органов и систем детского организма; содержит конспекты занятий по лексическим темам: игрушки, домашние животные, весна, лето, транспорт, семья, фрукты, зимующие птицы, 23 февраля.

    Адресовано воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию и другим педагогам ДОУ, родителям.

    Рецензенты:

 И.А. Киреева, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТПК;                                              

 И.А. Латыпова, кандидат филологических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО "УГАТУ" в  г. Туймазы,     заведующий заочным отделением ГБПОУ ТПК.                                              

         

                               

 Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Практический материал………………………………………………………….4

Литература………………………………………………………………………  24

                                 

                                  Пояснительная записка

В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач [3].

Мячи большого диаметра  - фитболы  появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях [3]. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных  функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол – гимнастика [3].

На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся: диаметр 45см для детей 3-4 лет;  диаметр 55см для детей 5-7 лет. Мяч подобран правильно, если при посадке на нём угол между бедром и голенью равен или чуть больше 900 [3]. Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи [3]. Холодные цвета (синий, голубой) нормализируют сердечную деятельность, ухудшают скоростно - силовые качества [3]. Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени [3].

Поддерживать равновесие на большом мяче сложно, поэтому продолжительность выполнения упражнения, сидя на мяче, должна быть для детей 3-5 лет не более 3 - 4 минут, а для детей 5 - 7 лет не более 5 - 7 минут. При обучении детей посадке и удержанию равновесия на мяче, как показывает опыт, лучше начинать с движениями ногами, а потом руками.

         Группы подбираться с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма.

Фитболы оказывают вибрационное воздействие на организм человека. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая – возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно – кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Выполнение упражнений в исходном положении лёжа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия приводит к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса  [3].

Практический материал

   Лексическая тема «Игрушки народные и современные»

    Занятие на тему «Игрушки»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Игрушки».

2. Упражнять детей в прокатывание фитбол  между предметами, закреплять умение подбрасывать и ловить фитбол.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол  в количестве 6 штук, игрушки (медведь, заяц, лошадка, пирамидки),  ж/телевизор, слайдовый материал.

   Ход:        

   Вводная часть

   Педагог. Здравствуйте! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие,  а в какое сейчас вы узнаете, отгадав загадку. Подсказками будут вам картинки на экране.

«Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает»  (Мяч.)

   Педагог. Что это?

   Дети. Мяч!

На экране появляется изображение мяча.

«Это чудо - кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю.

Всё сначала начинаю»  (Кубики.)

   Педагог. Что это?

   Дети. Кубики!

На экране появляется изображение  разноцветных кубиков.

«Кто не ест душистый мёд

И в берлоге не живёт?

Не умеет он реветь.

Это - плюшевый …»  (Медведь.)

   Педагог. Что это?

   Дети. Медведь!

На экране появляется изображение плюшевого медведя.

   Педагог. Как можно назвать всё это - одним словом.

   Дети. Игрушки.

   Педагог. Сейчас мы с вами отправимся в Страну игрушек.

   Педагог.  Для этого нам нужно прочитать заклинание

                «Глазки закрыли, покружились,

                 И в сказке очутились».

Дети вращаются вокруг себя с закрытыми глазами.

   Педагог.  Вот мы и очутились в Стране игрушек. Посмотрите сколько много игрушек. Построились  друг за другом. По залу шагом марш!

Дети идут по кругу, останавливаются около игрушки Мишки.

   Педагог. Кто это?

   Дети. Мишка.

   Педагог.  «Мишка косолапый,          (Дети идут на внутренних стопах.)

                 По лесу идёт

                 Шишки собирает

                 Песенку поёт»

                               А.Усачев

 Ходьба друг за другом по кругу, останавливаются около игрушки Зайца.

   Педагог. Кто это?

   Дети. Заяц.

     Педагог. «Зайцы скачут скок-скок,      (Прыжки на двух ногах с продвижением

                   На зелёный на лужок.            вперёд.)

                   Травку щиплют кушаю,

                   Осторожно слушают.

                   Не идёт ли волк»

Ходьба друг за другом по кругу, останавливаются около игрушки Лошадки.

   Педагог. Кто это?

   Дети. Лошадка.

   Педагог.  «Я люблю свою лошадку,      (Бег с высоким подниманием коленей.)

                  Причешу ей шерстку гладко,

                  Гребешком приглажу хвостик

                  И верхом поеду в гости»

                    А.Барто

   Педагог.  А теперь нашим игрушкам  покажем, как мы умеем заниматься. Займите свои места.

   Основная часть.

 Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. - о.с., руки опущены, фитбол на полу. Поднять фитбол вверх, посмотреть на него, опустить.
2. И.п. - ноги «узкой дорожкой», фитбол лежит у правой ноги. Перенести его над головой, положить к левой ноге.
3. И.п. - о.с., фитбол лежит на полу. Прокатить его вокруг себя.
4. И.п. - то же. Присесть, руки положить на фитбол.
5. И.п. - о.с., руки на поясе, фитбол лежит на полу. Наклониться вперед, руками по пружинить по нему, выпрямиться.
6. И.п. — то же. Попрыгать вокруг фитбола.

   Игровые задания.

   «Пирамидки» - прокатывание фитбола между пирамидками.

   «Школа мяча» -  бросание фитбола вверх и ловля его.

   Педагог.                       «Мой веселый звонкий мяч,

               Ты куда пустился вскачь,

               Красный, желтый, голубой,

               Не угнаться за тобой»

   Подвижная игра   «Найди свой фитбол».

   Дети   бегают   по залу в одном направлении,  по  сигналу педагога они  должны подбежать к своему фитболу присесть на него и попрыгать.  

   Педагог. Молодцы, теперь все легли рядом с друг другом  на ковёр, я буду делать вам массаж.

   Прокатывает большой мяч с шипами по телу детей.

   Заключительная часть.

   Педагог. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Читают заклинание, вращаются вокруг себя.

   Педагог. Глазки закрыли,

                  Покружились,

                  И в детском саду очутились.

   Педагог. Где мы были?

   Дети. В Стране игрушек.

   Педагог. С какими игрушками  вы встретились?

  Дети. Заяц, медведь, лошадка.

   Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

   Итог. Поименный анализ занятия.

   Лексическая тема «Фрукты»

    Занятие на тему «Фрукты»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Фрукты».

2. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук, фрукты (муляжи).

   Ход:

    Вводная часть.

  Педагог.

«Уезжаем мы на дачу,                          (Дети строятся в колонну.)

Чтоб собрать там урожай.

Забирай с собой корзины

И в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится,                 (Идут с ускорением темпа.)

Станцию не прозевай.

«Тук - тук – тук - стучат колеса.

Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья,                (Идут медленнее, перестраиваются.)

Остановка впереди.

Кто на дачу собирался?

Побыстрее выходи!»

   Педагог. Посмотрите сколько много фруктов!

(На полу лежат фрукты.)

   Педагог. Чтобы их собрать мы должны быть сильными, сейчас мы с вами выполним упражнения с фитболами. Займите свои места.

   Основная часть.

   Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. - сидя на фитболе, руки опущены. Наклонять голову в стороны.
2. И.п. - то же. Поднять руки в стороны.
3. И.п. - сидя на фитболе, руки в стороны. Сделать повороты в стороны.
4. И.п. - лежа на полу, ноги на фитболе. Поднимать таз от пола.

    Педагог. Молодцы! Теперь нам предстоит собрать фрукты.
   
Игровые задания. 

   «Собери фрукты».  Дети делятся на две команды. На земле лежат муляжи фруктов и две корзины. По команде воспитателя команды начинают прыгать на фитболе и собирать фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

   «Сбей грушу».   Педагог ставит две - три кегли на расстоянии 3-4 м от ребенка,  дает ему фитбол. Ребенок наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (шнур), прокатывает фитбол двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает мяч и возвращается.

    Подвижная игра «Возьми фрукт».

    Дети сидят на фитболах по кругу. Возле них по кругу разложены фрукты (муляжи). Фруктов по количеству на один меньше, чем участников. Под веселую музыку дети скачут на фитболах  по кругу друг за другом.  По окончании музыки останавливаются, быстро берут в руки ближайший фрукт и поднимают его вверх. Дети, которым не досталось фрукта, уходит из игры. Ведущий убирает еще один фрукт, игра продолжается до одного победителя.
   Заключительная часть.

«Уезжаем мы на домой,                       (Дети строятся в колонну.)

Чтоб увезти наш урожай.

Забирай скорей  корзины

И в вагончики вставай»

«Электричка быстро мчится,                 (Идут с ускорением темпа.)

Станцию не прозевай.

«Тук - тук – тук - стучат колеса.

Друг за другом поспевай!»

«Замедляем темп движенья,                    (Идут медленнее, перестраиваются.)

Остановка впереди.

Мы уже у дома?

Быстрее  выходи!»

   Педагог. Где мы были?

  Дети. На даче.

   Педагог. Какие фрукты там растут?

   Дети. Яблоки, груши.

   Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

   Итог. Поименный анализ занятия.

   Лексическая тема «Домашние  животные»

  Занятие на тему «У бабушки в деревне»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Домашние животные».

2.  Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, прокатывая фитбол;  закреплять прыжки с продвижением вперед на фитболе.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук.

   Ход:

   Вводная часть.

   Педагог. Здравствуйте, дети!

   Дети. Здравствуйте.

   Педагог.  Каких домашних животных вы знаете?

   Дети.  Кошка, собака, корова, свинья.

   Педагог. Давайте, мы попробуем прожить один день, как они?

Для этого нам нужно прочитать заклинание.

«Глазки закрыли,

Покружились,

И в домашних животных превратились»

   Педагог.  «Раз, два, три, четыре, пять… 
                Вышел котик погулять:       
(Ходят на носках, руки вверх,

                 Потянулся, огляделся,        произносят: «Мяу».)

                  Сел, на солнышке погрелся. 
Подремал на травке котик, 
Пробудился, вымыл ротик, 
Не спеша, домой вернулся, 
Над тарелкой облизнулся, 
Съел котлетку, и опять 
Вышел котик погулять…»

                                        С.Пшеничных

 «Наш друг четвероногий            (Ходьба  на четвереньки, произносят: «Ав».)

Хоть маленький, но строгий. 

Он только папу признает -
Шутить с ним не моги!
Он службу верную несет, 
У папиной ноги»

                 Г. Лебедева

«Корова раньше всех встает,    (Наклоняются вперёд, как бы бодаясь,  

В туман на мокрый луг идет     произносят:  «Му-му!».)

И там весь день траву жует:
Жует, жует, жует, жует…
Без перерыва на обед,
И переменки даже нет!»

              В. Ланцетти

 «У меня живёт козлёнок,  (Прыгают из приседа, произносят: «Ме-ме!».)

 Я сама его пасу.                          

 Я козлёнка в сад зелёный

 Рано утром отнесу».

                    А.Барто

«Я на облако похож,            (Показывают рожки с поворотом головы,    
На лугу меня найдешь,        
произносят:  «Бе-бе!».) 

Мой кафтанчик из кудряшек,

 А зовут меня барашек»

О. Димакова

«Он на зайчика похож,    (Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.)
Но живет он в норке,            

 Целый день траву жует,
На зеленой горке»

                  С.Антонюк

«-Но!- сказали мы лошадке,          (Бег,  высоко поднимая колени.)

 И помчались без оглядки.      

 Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!»

                             
В. Берестов

   Педагог.                 Чтобы нам размяться,

Надо гимнастикой заняться.

   Основная часть

   Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. - сидя на фитболе, руки опущены. Наклонять голову в стороны.
2. И.п. - то же. Поднять руки в стороны.
3. И.п. - сидя на фитболе, руки в стороны. Сделать повороты в стороны.
4. И.п. - лежа на полу, ноги на фитболе. Поднимать таз от пола.
   Игровые задания.

  «Идет бычок качается» - ходьба по гимнастической скамейке, прокатывая фитбол.

   Педагог.                      «Идёт бычок, качается,

       Вздыхает на ходу:

      - Ох, доска кончается,

       Сейчас я упаду!»

                                                              А.Барто

 «Лошадка» - прыжки с продвижением вперед на фитболе.

   Педагог.                   «На скаку играя гривой,
                                 Скачет быстро он, красиво.
                              Не догонишь, не догонишь,
                              Ишь, как скачет: и-го-го!»

                                                          С. Маршак.

    Подвижная игра  «Бездомный  котенок».

  Фитболы врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети – «котята» - бегают по залу. По команде «Все в дом!» - дети садятся на любой из мячей. «Бездомным котенком» является тот ребенок, который не успел занять мяч.

   Заключительная часть.

  Педагог. Вот и прожили мы с вами один день как домашние животные.

   Педагог. Кем мы были?

   Дети. Кошками, собаками.

  Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

  Итог. Поименный анализ занятия.

   Лексическая тема «Зимующие птицы»

    Занятие на тему «Зимующие птицы»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Зимующие птицы».

2.  Упражнять в прыжках на фитболе.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук, игрушка птичка.

   Ход:

   Вводная часть.

   Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес, посмотрим, какие птицы остались зимовать, не улетели в теплые края. А для начала отгадайте загадки.

«В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка… »

                     Ж. Зудрагс

   Дети. Дятел!

   Педагог.

«С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица?

Называется…»

                  Л. Шкилева

   Дети. Синица!

   Педагог.

«Птички на деревья сели,

Посчитай: раз, два, три…

На зимовку прилетели,

С красной грудкой…»

              Ю. Светлова

   Дети. Снегири!

   Педагог.

«Под карнизом слышен крик:

«Чик-чирик да чик-чирик!»

Это песенкам  детей

Учит серый…»

                 А. Гарьковенко

   Дети. Воробей!

   Педагог.

«По лесу летает трещотка,

Хвост длинный, сама белобока.

Шустра и вертлява красотка,

Такая вот птица…»

                                        А.Измайлов

   Дети. Сорока!

   Педагог.

«Серая птица

Ночью летает.

Мышек и птичек

Всюду хватает».

            А. Гарьковенко

   Дети. Сова!

   Педагог. Молодцы, ребята все загадки отгадали. Теперь давайте изобразим с вами этих птичек и покажем их походку.

 «Ворона» - ходьба на носках, руки на поясе.

 «Голуби» - ходьба на пятка, руки полочкой за спиной.

 «Воробьи» - ходьба в полуприседе, руки на бедрах.

«Совы» - медленный бег с взмахами рук.

 «Синичка» - быстрый бег на носках.

   Педагог. А теперь давайте сделаем зарядку. Ведь чтобы не замерзнуть зимой, не болеть, птичкам тоже необходимо заниматься физкультурой.

Займите свои места.

   Основная часть.

   Общеразвивающие упражнения.

1.И.п. - стоя лицом друг к другу с фитболом в руках. Поднять его вверх, посмотреть на него.
2. И.п. - то же. Поворачивать фитбол в разные стороны.
3. И.п. - то же. Поочередно выпрямлять руки.
4. И.п. - то же. Выполнять поочередные приседания.
5. И.п. - сидя, лицом друг к другу, фитбол расположить между стопами. Поднять ноги с фитболом (невысоко), опустить.
Попрыгать друг за другом вокруг фитбола.

    Игровые задания.

   «Разминаем лапки».  Лежа на фитболе, руки в упоре на полу, выполнять шаги руками вперед и назад.

   «Птичка отдыхает».  Лежа спиной на фитболе,  руки расставить в стороны, угол между голенью и бедром 900.

    Педагог. А вы знаете, птицы тоже умеют и любят играть.

   Подвижная игра «Сова».

   В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо совы. Все дети изображают бабочек, жуков. Одного  из играющих назначают «совой».

   По сигналу «День!» дети прыгают на фитболах по всему залу. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда сова. Бабочки, жуки замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал, а сова смотрит, не шевелится ли кто. Того кто пошевелился, сова отводит к себе в гнездо. Ведущий снова говорит «День!» сова улетает к себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать (прыгать). Вылет совы повторяется 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных,  выбирается новая сова, и игра возобновляется.

   Заключительная часть.

Игровое задание «Найди, где спрятано» - дети ищут птичку-игрушку.
   Педагог. Наша прогулка в зимний лес подошла к концу. С какими птицами вы встретились?

  Дети. С воробьями, синицами, дятлами, совами.

   Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

   Итог. Поименный анализ занятия.

    Лексическая тема «Дом. Семья»

    Занятие на тему «В гостях у Гнома»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Семья».

2.  Упражнять детей в катание фитбола с попаданием в кегли;  закреплять навыки бросания фитбола друг другу разными способами.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук, игрушка Гномик.

   Ход.

   Вводная часть.

   Педагог.

«Здравствуйте, девчонки,

Здравствуйте, мальчишки,

Я - весёлый гномик

Из волшебной книжки.

В лесу, на опушке, в маленьком домике,

Живут Белоснежка и мои братья гномики.

Семь маленьких гномов встают по порядку

И начинают делать зарядку»

   Педагог. А вы любите заниматься физкультурой?

   Дети. Да!                                            

   Основная часть.

   Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. - о.с., фитбол держать у груди. Выпрямить руки с фитболом вперед, вернуться в и.п.
2. И.п. - сидя на фитболе, руки опущены. Подни мать и опускать плечи.

3. И.п. - ноги на ширине плеч, фит бол держать внизу двумя руками. Поворачиваться в стороны, руки с фитболом не сги бать.
4. И.п. - сидя на фитболе, руки на нем, ноги вместе. Поочерёдно поднимать ноги.
   
Игровые задания. 

   «Школа мяча» -  перебрасывание фитбола друг дру гу разными спосо бами.

   «Сбей кегли» - дети берут фитбол и ставят кегли на расстоянии 3 м от себя. Из стойки ноги врозь прицеливаются и катят фитбол так, чтобы он попал в кегли.

    Подвижная игра  «Кто быстрей возьмёт фитбол».  

   Врассыпную на полу лежат фитболы  на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети  бегают по залу. По сигналу педагога  дети берут в руки фитбол и поднимают вверх. Проигравшим  является тот ребенок, который не успел взять фитбол.

   Заключительная часть.

   Малоподвижная игра «Фока».

   Играющие образуют круг, в руках фитбол. На середину круга становится один из детей, изображая «Фоку». Затем дети все водят хоровод и говорят:

«У Фоки было семь детей,

Семь детей, семь детей.

Семь дочерей, семь дочерей.

Они не пили, они не ели.

Друг на друга смотрели,

Делали вот так! Делали вот так!»

   Когда участники игры произносят: «Делали вот так!», «Фока» делает какое-нибудь движение, которое все играющие должны повторить.

   Педагог. Чем мы сегодня занимались?

   Дети. Физкультурой!

   Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

   Итог. Поименный анализ занятия.

   Лексическая тема «Праздник 23 февраля. Мужские профессии»

   Занятие на тему «Бравые солдаты»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Праздник 23 февраля».

2.  Упражнять в прокатывании фитбола между предметами; в ходьбе по гимнастической скамейке с фитболом на голове; в прыжках на фитболе.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук.

  Ход:

Вводная часть.

Педагог. Здравствуйте, дети! Какой праздник мы скоро будем отмечать?

Дети. День защитника Отечества!

«Праздник есть у нас один.

Этот праздник - день мужчин,

День защитников, солдат.

В этот день пройдет парад!

Мы увидим вертолеты,

Пушки, танки, самолеты.

Мы пройдем военным шагом

Под большим красивым флагом.

 

Прочитаем поздравленье,

Сядем к папе на колени.

Много в армии мужчин,

А такой, как он - один!»

                      И.Гурина

  Педагог. А кто такой защитник Отечества?

   Дети. Солдат!

   Педагог. А что надо делать, чтобы вырасти настоящим солдатом?

   Дети. Заниматься физкультурой, не обижать и защищать слабых и маленьких.

   Педагог. Сегодня мы будем играть в солдат.

Сейчас мы пойдём парадным шагом с песней «Бравые солдаты».  Не забывайте чётко поворачиваться на углах. На месте шагом марш!

Ходьба на месте, ходьба гимнастическим шагом колонной в обход, ходьба парами через середину зала.

   Основная часть.

   Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. - сидя на фит боле, руки опущены. Поочередно подни мать плечи.

2. И.п.- то же, руки в стороны. Поочеред но выставлять ноги вперед на пятку.
3. И.п. - стоя на коленях, руки на фитболе. Сесть на пятки, прижать фитбол к коленям.
4. И.п. - лежа на полу, ноги на фит боле. Выполнять поочередные махи прямыми ногами вверх.
5. И.п. - то же, фитбол лежит на ногах. Поднять ноги, прокатить фитбол до груди, сесть, положить его на нога. Подпрыгивать на фитболе.
   Игровые задания. 

   «Снайперы» - сбивание фитболом кегли.

   «Разведчики» - круговая тренировка по кругу. Ходьба по скамейки с фитболом на голове - прокатывание фитбола между предметами - прыжки на фитболе с продвижением вперед.

Педагог. Сейчас мы с вами превратимся в летчиков! Летчики - это солдаты, которые летают на военных самолетах. Враг наш очень далеко и пешком нам не дойти. Понадобятся самолеты. Летчики, занять свои самолеты!
   
Подвижная игра «Самолёты».

   Определяется место стоянки самолетов - «Аэропорт». Дети - «самолеты» - приседают у фитбола в колонне друг за другом, опираясь двумя руками о скамейку.

«Заводим мотор» - дети встают, крутят руками перед грудью и произносят: «Тыр - тыр - р - р!».

«Полетели!» - дети, отведя руки в стороны, разбегаются врассыпную по залу, произнося «У-у-у!»

«На посадку!» - «самолеты» возвращаются на «аэродром» и «приземляются» у фитбола в колонну.

   Заключительная часть.

   Малоподвижная игра «Найди флажок» - дети ищут флажок.  (Когда флажок найдут, все кричат «Ура!»)
   Педагог. Теперь вы снова ребята.

   Педагог. Кем выбыли?

   Дети. Солдатами - летчиками!

   Педагог. Скажите солдатом быть хорошо?

   Дети. Да.

   Педагог. Будем расти сильными и крепкими, чтобы в армии служить?

   Дети.  Да.

   Педагог.  Молодцы!

   Итог. Поименный анализ занятия.

   Лексическая тема «Весна»

 Занятие на тему «Весна»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Весна».

2.  Упражнять в бросании фитбола из-за головы; закреплять прыжки на фитболе, продвигаясь вперед змейкой.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

    Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук.

    Ход:

   Вводная часть.

    Педагог. Какое время года наступило?

    Дети. Весна.

   Педагог. Как догадались?

   Дети. Стало теплее...

   Педагог. Да, солнышко все чаще стало появляться на небе, наступила весна.

   Педагог. Давайте и мы сделаем маленькие солнышки.

   Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!           (Дети складывают руки в замок.)
Здравствуй, небо голубое!              (На каждую строчку одновременно

Здравствуй,  вольный ветерок!       открывают одноименные пальцы.)
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!»    (Сжимают и разжимают все пальцы рук).

Солнышко поднимается все выше и выше, греет все теплее и теплее. (Ходьба на носках, руки вверх.)

От солнца пруд растаял, можно и на лодочках покататься. (Подтягивание лежа на животе.)
А ручейков сколько! Перешагиваем через ручейки.  
(Ходьба широким  шагом.)

А вот широкие ручьи.  (Прыжки на двух ногах.)

 На дороге большие лужи.

   Педагог. Весна, весна на улице. Все радуются солнышку.  (Бег врассыпную.)

   Основная часть.

   Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. -  о.с., руки опущены, фитбол лежит на полу. Поднять его вверх, посмотреть на него, опустить.
2. И.п. -  ноги по ставить «узкой дорожкой», фитбол положить у правой ноги. Пе ренести его над головой, положить к левой ноге.
3. И.п. -  о.с., фит бол лежит на полу. Прокатывать его вокруг себя.
4. И.п. -  то же. Присесть, руки положить на фитбол.
5. И.п. -  о.с., руки положить на пояс, фитбол лежит на полу. Наклониться вперед, руками попружинить на фитболе, выпря миться.
6. И.п. -  то же. По прыгать вокруг фитбола.

   Игровые зада ния.  

  «Кто дальше бросит?» - бросание  фитбола из-за головы,

Прыжки на фитболе продвигаясь змейкой между «лужами».

   Подвижная игра  «Тучки и солнышко».

   Выбирается мяч – «солнышко», а все остальные мячи – «тучки».  Все дети врассыпную спокойно ходят по залу и катают перед собой мячи. Воспитатель говорит следующие слова: «Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили». Дети, приняв основную стойку и зафиксировав правильную осанку, отвечают хором: «А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем».
 «Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе со своим мячом «укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко», толкая мяч по полу в направлении «солнышка» и не дать ему спрятаться.
Дети разбегаются по залу, по сигналу воспитателя они должны подбежать к своему фитболу и присесть на него.

   Заключительная часть.

   Хоровод «Есть у солнышка друзья».

«Есть у солнышка дружок -
Голосистый петушок.
Хорошо, когда дружок -
 
Голосистый петушок.
Есть у солнышка друзья -
Это мы, и ты, и я!
Хорошо, когда друзья -
 
Это мы, и ты, и я!»

                 Е.  Карганова

   Педагог. Чем мы с вами сегодня  занимались?

   Дети. Играли

   Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

   Итог. Поименный анализ занятия.

   Лексическая тема «Транспорт»

    Занятие на тему «Веселое путешествие»

    Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

   Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Транспорт».

2.  Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с фитболом на голове.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук.

   Ход:

  Вводная часть.  

 Педагог. Здравствуйте  дети.

 Дети. Здравствуйте.

 Педагог. Сегодня с вами мы отправимся в путешествие, а ехать нам придется на разных видах транспорта.

Сначала мы отправимся  на поезде.

 Педагог.  «Загудел паровоз:  (Ходьба в колонне по одному, сгибая руки в локтях,

                   «Чах-чах,              произнося «чух-чух, двигаются друг за другом.)

                     Чу-чу-чу,

                    Далеко я укачу».

                          Т. Волгина

   Педагог.  «Матросская шапка,     (Ползание по полу, отталкиваясь двумя

                   Веревка в руке,            руками одновременно.)

                  Тяну я кораблик

  По быстрой реке,

  И скачут скачут лягушки

  За мной по пятам

 И просят меня:

- Прокати капитан!»

       А.Барто

   Педагог.  «Солнце в небе золотится.    (Бег по кругу, руки в стороны, произнося
                Ввысь летит большая птица,        
«у-у-у».)

                Закрывая нам крылом
               Солнце в небе голубом.
               Эта птица - самолет
,
                Он отправился в полет»

                            С. Колесникова

   Педагог. Вот и прилетели мы с вами на станцию «Спортивная». Занимайте свои места.

   Основная часть.

  Общеразвивающие упражнения.
1. И.п. - сидя на фитболе, руки опущены. Поочередно поднимать плечи.
2. И.п. - то же, руки в стороны. Поочередно выставлять ноги на пятку вперед.
3. И.п. - стоя на коленях, руки на фитболе. Сесть на пятки, прижать фитбол к коленям.
4. И.п. - лежа на полу, ноги на фитболе. Поочередно махать прямыми ногами.
5. И.п. - то же, фитбол на ногах. Поднять ноги, прокатить его до груди, сесть, положить на ноги.
6. Подпрыгивать на фитболе.

    Игровые задания. 

   «Перевозка груза» - ходьба по гимнастической скамейке, держа  фитбол на голове.

   «Самолет» - лежа на животе на фитболе,  поднять руки в стороны.

   Подвижная игра «Необычный паровоз». 

   Дети по команде прыгают на мячах в колонне, проговаривая вместе с воспитателем ритмично, в определённом темпе, следующий текст:

 «Чих-пых, чих-пых, чих-пых!    (Выполнять движения согласно тексту,
Ту-ту-у-у!                                      
двигаться точно друг за другом.)                     

Чих-пых, чих-пых!            
Паровозик я веду.
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Паровозом управляю,
Остановки объявляю».

            Е. Ярышевская 

   Заключительная часть.

   Малоподвижная игра «Земля-вода-небо».

   Играющие становятся в круг лицом к центру. В центре - ведущий с фитболом. Он бросает фитбол любому игроку. Тот должен поймать и назвать какое-либо наземное транспортное средство на слово «земля», водное транспортное средство на слово «вода», воздушное транспортное средство на слово «небо». Например: автобус. Затем надо вернуть мяч водящему и т.д.

   Педагог. На чем мы путешествовали?

   Дети. На самолете, паровозе, пароходе.

   Педагог. На какой станции мы были?

   Дети. На спортивной.

   Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

   Итог. Поименный анализ занятия.

   Лексическая тема «Лето. Признаки лета»

  Занятие на тему «Лето»

   Цель. Формирование двигательных навыков и правильной осанки, стимулирование работы нервной системы детского организма.

  Задачи.

1. Активизировать представления детей по теме «Лето».

2.  Упражнять в подбрасывании фитбола  вверх; в прокатывании фитбола между предметами.

3. Укреплять мышечный корсет ребёнка.

4. Развивать у детей координацию движений, самостоятельность, активность.

5. Воспитывать устойчивый интерес к двигательной активности.

   Оборудование: фитбол - мячи в количестве 6 штук, бумажные плоскосные цветы.

   Ход:

   Вводная часть.  

   Педагог.             «Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!»

                   С. Погорельский

   Педагог. Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в летний лес. Согласны?

   Дети. Да.

   Педагог. Тогда отправляемся в путь.

   Педагог. На дорожку дружно встали, наши ножки пошагали.  (Ходьба в колонне по одному.)

Узкий мостик впереди, на носочки встали мы.   (Ходьба на носках, руки на поясе.)

И на пяточках пойдем, дорожку мы себе пробьем.   (Ходьба на пятках, руки за спину.)

Вход в пещеру впереди, по пещере мы идем тихо песенку поем. (Ходьба змейкой между предметами.)

И опять наши ноги зашагали по дороге.  (Ходьба в колонне по одному.)

Сзади кто-то зарычал и ребяток напугал   (Бег в колонне по одному.)

По пещере мы бежим и назад не глядим   (Бег змейкой между предметами.)

Побежали ноги  по темной дороге.    (Бег в колонне по одному.)

Все устали бежать, нужно дружно шагать.  (Ходьба в колонне по одному; упражнение на восстановление дыхания.)

   Педагог. Вот мы и попали в летний  лес и сейчас мы проведем разминку.

  Основная часть.

   Общеразвивающие упражнения.

1. И.п. - сидя на фит боле, руки опущены. Поочередно подни мать плечи.

2. И.п. - то же, руки в стороны. Поочеред но выставлять ноги вперед на пятку.
3. И.п. - стоя на коленях, руки на фитболе. Сесть на пятки, прижать фитбол к коленям.
4. И.п. - лежа на полу, ноги на фит боле. Выполнять поочередные махи прямыми ногами вверх.
5. И.п. - то же, фитбол лежит на ногах. Поднять ноги, прокатить фитбол до груди, сесть, положить его на нога. Подпрыгивать на фитболе.
 
    Игровые задания. 

   «Радуемся солнышку» - подбрасывание фитбола  вверх.

   Прокатывание  фитбола  между «цветами».
   Подвижная игра  «Тучки и солнышко». 

   Выбирается мяч – «солнышко», а все остальные мячи – «тучки».  Все дети врассыпную спокойно ходят по залу и катают перед собой мячи. Воспитатель говорит следующие слова: «Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили». Дети, приняв основную стойку и зафиксировав правильную осанку, отвечают хором: «А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем».
  «Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе со своим мячом «укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко», толкая мяч по полу в направлении «солнышка» и не дать ему спрятаться.
Дети разбегаются по залу, по сигналу инструктора они должны подбежать к своему фитболу и присесть на него.

   Заключительная часть.

   Хоровод «Есть у солнышка друзья».

«Есть у солнышка дружок -
Голосистый петушок.
Хорошо, когда дружок -
 
Голосистый петушок.
Есть у солнышка друзья -
Это мы, и ты, и я!
Хорошо, когда друзья -
 
Это мы, и ты, и я!»

             Е.   Карганова

   Педагог. Где мы с вами были?

   Дети. В лесу.

   Педагог. Что мы там делали?

   Дети. Играли.

   Педагог. Что вам больше всего особенно запомнилось?

   Итог. Поименный анализ занятия.

                                                   Литература

1. Анферова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Горбатенко О.Ф.,  Кардаильская Т.А., ПоповаГ.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. - Волгоград: Учитель, 2008.

4. Гусько А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция  координации движений и речи. – Волгоград: Учитель, 2012.

5. Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Партерная гимнастика как технология здоровьесбережения»

Основными задачами являются:- укрепление общефизического состояния и развитие физических качеств ребенка (гибкость, выносливость, координация движений);- развитие музыкальных способностей детей (эмоци...

РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Играем вместе с ежиком». С использованием современной нетрадиционной технологией – су-джок терапии для детей раннего возраста.

Данные методические рекомендации содержат теоретические аспекты в области Су-Джок терапии и методические рекомендации по использованию специальных массажёров  в организации воспитательно-образова...