Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Играем вместе с ежиком».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данные методические рекомендации содержат теоретические аспекты в области Су-Джок терапии и методические рекомендации по использованию специальных массажёров в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 367.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Играем вместе с ежиком».
С использованием современной нетрадиционной технологией – су-джок терапии для детей раннего возраста.
Составила:
инструктор по физической культуре
Смыковская А.А.
Данные методические рекомендации содержат теоретические аспекты в области Су-Джок терапии и методические рекомендации по использованию специальных массажёров в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Они предназначены для педагогов детского сада (воспитателей, инструктора физической культуры, учителя-логопеда, педагога – психолога) и родителей. Рекомендации помогут педагогам ОУ организовать образовательную деятельность, индивидуальную работу, совместную деятельность в режимных моментах с использованием тренажера Су-Джок .
Ранний возраст – благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и развиться речь. Существует пять чувств познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей. «Су» по-корейски – кисть, «джок» - стопа. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. При освоении приемов работы Су-джок массажеров, разработана система развивающих игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания, связной речи.
Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов детей, укреплению мышц мелкой моторики, развитию речи. Необходимо подчеркнуть, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, также у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства занятий с детьми привлекают все большее внимание. Су-Джок терапия - одна из них, который является целесообразным, эффективным и простым. Су Джок терапия (су-кисть, джок — стопа) — достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак ЧжэВу. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Цель: повышение эффективности педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста путем использования Су-Джок терапии.
Задачи:
- развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
2. Словесные приемы.
Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
Схемы, видеоматериалы, иллюстрации.
5. Практические действия.
Массаж кистей, стоп и пальцев.
Су – Джок тренажёры – это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Сами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров – «ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию мелкой моторики.
Виды упражнений с Су Джок – самые разнообразные. Движения могут быть различными:
- круговые движения шарика между ладонями,
- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони,
- вращение шарика кончиками пальцев,
- сжимание шарика между ладонями,
- сжимание и передача из руки в руку,
- подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях. Систематическое занятие с детьми Су-Джок положительно сказывается не только на здоровье и настроении ребят, но и способствует развитию мелкой моторики.
Приёмы работы с эластичным кольцом:
Пружинка надевается на пальчики ребенка поочередно, и прокатываются по ним от кончика до основания, массируя каждый палец до легкого покраснения. Упражнения с кольцом следует выполнять несколько раз в день.
Использование массажных шариков Су Джок вызывает интерес и помогает справиться с быстрой утомляемостью и потерей интереса к обучению, а также закрепление навыков. Занятие поднимает ребенку настроение, снимает состояние тревожности, появляется чувство уверенности.
Реализация методики Су-Джок с детьми с особыми образовательными потребностями в воспитательно-образовательном процессе:
-перед выполнением продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование - в течение одной минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальцы к работе;
- при выполнении утренней зарядки;
- при проведении динамических пауз;
-при проведении образовательной деятельности;
- при посещении сенсорной комнаты;
- при индивидуальном обучении.
Этапы работы по Су-Джок терапии.
Этапы:
I этап.
Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап.
Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Направления работы.
Работа была построена в двух направлениях:
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование). Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Ожидаемые результаты.
После освоения плана работы по Су-Джок терапии дети готовы и способны:
- воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Су - Джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су - Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
№ 1
месяц | неделя | Вид работы с массажером Су-Джок | Пальчиковая игра | Описание выполнения |
сентябрь | 1-2 | Диагностика развития мелкой моторики детей | ||
3 | Знакомство с массажными мячами Су-Джок | Пальчиковая игра «Колючий шарик» Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же его взять? | Предложить ребенку взять шарик в руки, рассмотреть его, погладить и покатать. | |
4 | Выполнение пассивных движение с мячом Су-Джок | Пальчиковая игра «Ёжики-колючки» Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить | Берутся 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог: Потом ребёнок гладит их ладошками со словами игры. Массажеры удерживает взрослый. | |
октябрь | 5 | Поглаживание мяча Су-Джок | Пальчиковая игра «Ежата» Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» | Ребенок одной рукой придерживает массажер, а второй гладит по колючей поверхности. Руки поменять и повторить игру. |
6 | Прокатывание мяча Су-Джок по столу | Пальчиковая игра «Ёжик на столе» Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем По столу его катаем, Потом ручку поменяем. Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем И немножко покатаем… Потом ручки отдыхают. | Ребенок одной рукой катает массажер по столу, стараясь не упустить его. Меняет руку и продолжает движения второй рукой. | |
7 | Прокатывание мяча Су-Джок по ладони | Пальчиковая игра «Ёжик на ладошке» Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – Ручки к школе нам готовит. | Ребенок одной рукой катает массажер по ладони другой руки, стараясь не упустить его. Меняет руку и продолжает движения второй рукой. | |
8 | Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук. | Пальчиковая игра «Будь здоров!» Чтоб здоров был пальчик наш. Сделаем ему массаж. Посильнее разотрём. И к другому перейдём. | Ребенок прокатывает шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке. | |
ноябрь | 9 | Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук поочередно. | Пальчиковая игра «Ёжик» Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. На спине иголки очень-очень колкие. Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, А колючки тоже на ежа похожи | Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Дети катают Су Джок между ладонями, массажные движения большого пальца, массажные движения указательного пальца, массажные движения среднего пальца массажные движения безымянного пальца, массажные движения мизинца, дети катают Су Джок между ладонями |
10 | Прокатывание мяча Су-Джок по ладони руки в разных направлениях. | Пальчиковая игра «Прогулка мячика» Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад – вперед его качу, Вправо – влево – как хочу Сверху – левой, снизу – правой, Я его катаю, браво. | Ребенок прокатывает шарик между ладонями. Направление движений массажера Су-Джок согласно тексту игры. | |
11 | Прокатывание мяча Су-Джок по всей руке | Пальчиковая игра «Пальчики-лошадки» По дорожке белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок, чок, чок, Чок, чок, чок – Скачет резвый табунок. | Ребенок одной рукой катает массажер по руке, до локтя другой руки, стараясь не упустить его. Меняет руку и продолжает движения с другой рукой. | |
12 | Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок | Пальчиковая игра «Пинцет» Дружат пальчики, не тужат Им пинцет очень нужен. Эй, кто ловкий, не зевай Пинцетом шарик поднимай. | Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой. | |
13 | Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок | Пальчиковая игра «Ловкие пальчики» Я вам шарик покажу. Двумя пальцами держу. | Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. | |
декабрь | 14 | Надавливание пальцами на мяч Су-Джок | Пальчиковая игра «Колючий шарик» Ежа пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий ёжик мой. Подружись сейчас со мной. | |
15 | Надавливание пальцами на мяч Су-Джок | Пальчиковая игра «Черепаха» Шла большая черепаха И кусала всех от страха, Кусь, кусь, кусь, кусь, Никого я не боюсь | Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. дети катают Су Джок между ладоней Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку дети катают Су Джок между ладоней | |
16 | Надавливание пальцами на мяч Су-Джок | Пальчиковая игра «Медвежата-школьники» Шла медведица спросонок, А за нею – медвежонок. А потом пришли детишки, Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать И в тетрадочках писать. | Шагать шариком по руке, шагать тихо шариком по руке, шагать шариком по руке, нажимать шариком на каждый палец. | |
17 | Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок | Пальчиковая игра «Рыбки» Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке, | Перекидывать шарик из руки в руку, сжимать, разжимать шарик в кулачке. | |
январь | 18 | Подбрасывание мяча Су-Джок | Пальчиковая игра «Ёжик-мячик» Мячик-ежик мы возьмем, Покатаем и потрем. Вверх подбросим и поймаем, И иголки посчитаем. | подбрасываем мячик вверх прокатываем между ладошек опять подбрасываем мячик пальчиками мнем иголки мячика |
19 | Прокручивание пальцев на шарике | Пальчиковая игра «Кручу - верчу» Шарик пальцами кручу. Здоровым быть всегда хочу. | Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д. | |
20 | Прокручивание мяча | Пальчиковая игра «Шарик» Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу. | Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика | |
февраль | 21 | Раскрытие шара и движения с половинками массажера | Пальчиковая игра «прыжки» Пальчик мой по кочкам, прыг. Он хороший ученик. | Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам. |
Работа с массажными колечками Су-Джок | ||||
22 | Надевание колечек на один палец | Пальчиковая игра «Кольцо» Мы научим пальчик свой Кольцо надеть одной рукой. | Ребенок надевает кольцо на палец. | |
23 | Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук) | Пальчиковая игра «Дорожка» Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу. Здоровья пальчику желаю, Ловким быть его учу. | Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук. | |
24 | Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук) | Пальчиковая игра «Мы колечки надеваем» Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной. | Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук. Массажировать и закреплять название пальцев. | |
25 | Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (с названием пальцев рук) | Пальчиковая игра «Пальчики-мальчики» Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. | Разгибать пальцы по одному, надевать по очереди на пальцы колечко. | |
март | 26 | Надевание кольца одновременно на два пальца | Пальчиковая игра «Друзья» Вместе пальчики друзья. Колечко катим, ты и я. | Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два средних, на два безымянных, на два мизинца. |
Использование пальчиковых игр-самомассажей с массажером и колечками Су-Джок | ||||
27 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Конец игры» Вот все пальчики мои Вот все пальчики мои Их, как хочешь, поверни- И вот этак, и вот так, Не обидятся никак. Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять. Постучали, Повертели И работать захотели. Дали ручкам отдохнуть, А теперь обратно в путь. | Сжимать и разжимать пальцы Повернуть кисти рук Загибать пальцы рук Постучать пальцами о шарик Повертеть шарик на ладошке Встряхнуть кисти рук | |
28 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Капуста» Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем Мы капустку жмем, жмем. | Ребром ладони стучать по шарику Подушечками пальцев трогать шарик Потирать ладошками о шарик Сжимать шарик в кулачке | |
апрель | 29 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «На лужок» На лужок пришли зайчата , Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый ты лужок Приходи и ты, дружок! | Поочередно надевать кольцо на каждый палец Катать шарик по ладошке |
30 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Зайки» На поляне, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. | Катать шарик между ладонями Прыгать по ладошке шаром Катать шарик вперед – назад по ладони Прыгать по ладошке шаром Положить шарик на ладошку Вести шариком по ладошке Гладить шаром каждый палец | |
31 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра – массаж Я мячом круги катаю, Взад – вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. | Катать мяч между ладоней Сменить руку Погладить мячом по руке Сменить руку Сжать шарик одной рукой Переложить шарик в другую руку, сжать шарик Прижать шарик пальцами одной руки Прижать шарик пальцами другой руки Переброс мяча из руки в руку | |
32 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Путешествие ежонка» Свернулся ёжик клубком - Покатился кувырком. По ямкам и кочкам. По тропкам и мосточкам. Мимо ёлок и клёнов, Мимо кедров зелёных. По мягкой травке. По жёсткому песку. Глубокого оврага Крутому бережку. Вокруг горок и бугорков. Вдоль речек и ручейков. Мимо белки с шишкой. Мимо косолапого мишки. Мимо кукушки. И остановился на опушке. | ||
май | 33 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Этот шарик непростой, Он колючий, вот какой Будем с шариком играть, Своим ручкам помогать. Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. Катаем, катаем, катаем Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, Сильней на шарик нажимаем. В ручку правую возьмём, Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, Есть у нас на них горошки? Мы похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём, | Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой. Катаем шарик горизонтально между ладонями. Катаем шарик горизонтально. Катаем шарик вертикально. Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания Катаем шарик в центре ладошки по кругу. Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке. Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика. Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки или прищепки и т.д., главное, чтобы в конце занятия появился сюрприз: конфета, наклейка,…- всё зависит от фантазии и возможностей взрослых. |
34 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! Вот нашли большой мы пальчик Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! Указательный поймаем И пружинку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! Где ты, наш середнячок, Ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! Вот наш пальчик маленький Самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! Мы пружиночки снимаем Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5! А сейчас мы проверяем На двух ручках посчитаем! 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни И немного отдохни! | Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке. Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем. Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей (Свирская Л. Работа с семьей.Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений,2007г.)
Интересно и важно для родителей...

ГБДОУ д/с №39 Красносельского района Санкт-Петербурга.Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей "Скоро в школу"
В пособии представлены задания для детей 6-7 лет, для выявления их готовности к школе....

Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Дидактические игры и упражнения для развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Пособие для педагогов детских садов...
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»...
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Методическое пособие...

РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Играем вместе с ежиком». С использованием современной нетрадиционной технологией – су-джок терапии для детей раннего возраста.
Данные методические рекомендации содержат теоретические аспекты в области Су-Джок терапии и методические рекомендации по использованию специальных массажёров в организации воспитательно-образова...

