Консультация для педагогов "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Дмитриевна Ефимова

Развитие творческой личности дошкольникапри подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 43 «Колокольчик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГО К ШКОЛЕ»

Подготовила: воспитатель

Ефимова Татьяна Дмитриевна.

г.о. Электрогорск

2020г.

Консультация для воспитателей

 «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»

Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др.

При подготовки детей к школе очень важно: развивать творческие способности, фантазию, внимание, память;

  • готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать карандаш),
  • формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).

В результате специализированного изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полного развития детей в изобразительной деятельности. Кроме того, многие родители считают, что для развития ребенка – дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и мастерить вовсе необязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном учреждении, решаются одни задачи, а в семье - другие.

В семье ребенок может сам себя занять полезным и интересным делом, что способствует его личному развитию и особо для него значительным является понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей.

Не все родители охотно посещают с ребенком выставки, исторические памятники, музей, коллекционирование репродукций произведений изобразительного искусства.

Надо как можно раньше приобщать ребенка к красоте, или, как считал великий российский педагог В. Сухомлинский: «Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания. Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее красотой…, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Очень важно с детьми систематически проводить игры для психического развития детей, пальчиковые разминки, самомассажи, как «мощное средство повышение работоспособности головного мозга». Советуем родителям уделять играм во дворе, во время выездов на природу и др. Все это поможет детям с самого раннего возраста держать карандаш и ручку, выполнять графические упражнения (штриховка, обвод контуров, проведения различных линий, раскрашивание предметов и др.) самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе радость.

Если будут развиты пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Все это важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе для воспитания нравственного культурного человека.

В работе с детьми принципы развития определяют исходную позицию по отношению к ребенку:

  • опираюсь, на имеющийся природный потенциал;
  • ищу и раскрываю его дарования;
  • стимулирую внутренние духовные силы.

Главная цель этой работы создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию.

Особое место в работе занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процессе изобразительного творчества, то она:

  • способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов, позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали);
  • увеличивает его привлекательность для детей;
  • совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Игры с чтение загадок, потешек, стихов помогают детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы. Понимать их эстетический характер, способствуют развитию образного мышления, воображения.

Наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать, наслаждаться в окружающем мире важный фундамент развития детского творчества.

Необычные сказочные герои побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.)

Все это поможет детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию познавательных процессов, иметь необходимый уровень развития мелкой моторики, связанной речью, научатся логически рассуждать, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • помочь развить у детей мелкую моторику руки, преодолевая трудности при овладении навыком письма в школе.

Для успешного выполнения в работе поставила задачи:

  • развитие творческих способностей посредством изобразительной, игровой, театральной, музыкальной деятельности, познавательной активности;
  • овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков;
  • воспитывать культуру деятельности;
  • формировать умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными задачами.

Творческие силы ребенка «сосредоточиваются на рисовании не случайно, но потому что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет» (Л.С. Высотский)

В процессе рисования создаю возможность выбора художественного материала, где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Не ставлю перед ребенком задачу научить рисовать что-либо. А помогаю ему понять, почувствовать что такое цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение свои мысли, чувства по отношению к какому – либо предмету или явлению в окружающем нас мире.

Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.

Творческий характер деятельности, требует творческой, непринужденный обстановки.

Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует дальнейшему развитию творческих способностей. Тем кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, помогаю не только словами – карандашом или краской делаю рисунки – наброски на листах – пробниках. Дети неохотно возвращаются к доработке своих рисунков-эскизов. Но если систематически приучать ребенка к мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок (краске надо дать высохнуть, а руке отдохнуть), а тем более, превратить его в картину в рамке (как у настоящих художников) да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все дети будут доводить свои работы до конца.

Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов – это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни.

Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания. Предлагаю родителям приобрести ручки с гранями, так как грани способствуют развитию мышц пальцев. Прошу родителей читать детям художественную литературу, чтоб были иллюстрации, приобретать книжки-раскраски, в которых использовался штриховой рисунок, вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках - раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т.д.

Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.), учить навыкам самообслуживания.

Сотрудничая с семьей по воспитанию творческой личности, использую формы взаимодействия: конкурсы с участием взрослых и детей «Поделки из природного материала», «игрушки-самоделки», драматизация сказок, придумывание спектаклей детьми и показ их в младших группах, на праздниках, развлечениях; домашний театр с активным участием родителей; организация экскурсий в музее поэта, нашего земляка С.Д. Дрожжина; в оформлении выставки детских рисунков. Многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в развитии духовности, нравственности собственных детей.

Немаловажное значение для подготовки дошкольника к школьному обучению является ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями карго-польских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом надо определить наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми выставочных залов и музеев, организации встреч с народными мастерами. Во многих дошкольных учреждениях педагоги оформляют мини-музеи народного творчества, русские "избы" и "горницы", где дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства.

На базе таких мини-музеев иногда организуются изостудии и кружки народного творчества, где педагоги  имеют возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.

Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, старший воспитатель намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики занятий, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке циклов занятий в разных возрастных группах следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:

  • организация выставок;
  • беседы по ознакомлению с искусством;
  • занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
  • проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера),  а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка). Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

  • создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
  • сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
  • использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
  • показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
  • сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее воспитателю поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Хочу познакомить вас нетрадиционным и интересным методом ознакомления детей с народной культурой на примере Дымковской игрушки с использованием «Даров Фребеля».

Далее идет  метод ознакомления с элементами узора дымковской игрушки с использованием «Даров Фребеля».

Выкладывание элементов дымковской росписи на плоскостных заготовках из бумаги.

Среди главных составляющих понятие «готовность к школе – развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Все это очень важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе.

Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

консультация для родителей "Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"

Консультация для родителей, раскрывающая роль театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка....

Консультация для родителей: Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Консультация для родителей о том, что семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников....

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

Консультация "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искус...

Консультация для воспитателей: «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе».

     Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и ...

Консультация «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искус...