План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»

Воспитатель: Лесняк О.Н.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

 -учить воспринимать детей разнообразные формы фольклора: сказки, колыбельные, потешки, загадки, пословицы;

Развивающие:

-развивать память, внимание, речь через заучивание малых форм фольклора;

-вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;

Воспитывающие:

-воспитывать чуткое отношение к устному народному творчеству.

Предполагаемый результат: в результате работы по теме самообразования:

-у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились творческие способности, фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребенка.

Актуальность

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

   Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1.Гербова В.В. Преобщение детей к художественной литературе. М.,2005

2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2005

3.Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2004

4.Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2004

5. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. М.,1995

6.Ася Штейн Раннее развитие «Как приучить ребёнка читать» М., 2007

7.Кондрыкинская Л.А, Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей дошкольников М., 2006

Работа с детьми

Сентябрь

Что такое загадка? Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром. Что такое рифмованные загадки? Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности. Разгадывание загадок об овощах и фруктах.

«Отгадай загадку-нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов.

Создание картотеки загадок.

Октябрь

Что такое описательная загадка? Познакомить детей с описательными загадками. Игра «Расскажи обо мне»: Учить отгадывать описательные загадки по 3-4 признакам, стараясь узнавать домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам.

Самостоятельное придумывание детьми загадок. Презентация: «Угадайте, кто я?»

Ноябрь

Познакомить детей со схемой описательной загадки. Учить пользоваться схемой описательной загадки. Учить загадывать и отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по схеме. Учить придумывать описательные загадки по 4 признакам о предметах ближайшего окружения.

Досуг «Вечер загадок»

Декабрь

Познакомить детей с жанром литературного творчества Русской народной сказкой. Что такое сказки о животных? Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Учить драматизировать знакомую сказку.

Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка.

Драматизация сказки

 « Теремок»

Январь

Что такое бытовые сказки? Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Досуг «Прощание с ёлкой»

Показ и защита своего костюма персонажа сказки.

Февраль

Что такое волшебные сказки? Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

Дидактическая игра «Бывает-не бывает» Учить детей определять где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет.

Конкурс рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой»

Драматизация любимой сказки.

Март

Дать детям понятие, что такое потешка. Для чего они нужны. Разучивание и чтение потешек. Учить детей разыгрывать потешки при помощи пальчиков.

Пальчиковые игры на основе потешек.

Апрель

Познакомить детей с произведениями русского фольклора, такими как заклички, считалки. Дать понятие, что такое закличка, считалка. Учить детей использовать знакомые считалки в играх.

Открытый просмотр занятия по развитию речи с применением игровых технологий.

Май

Дать детям понятие о том, что такое пословицы и поговорки. Познакомить с простыми пословицами и поговорками. Учить объяснять значение той или иной пословицы при помощи наглядного материала.

Работа с семьёй

Январь

Разучивание стихотворений о сказочном персонаже с помощью родителей.

«До свидания ёлочка» Творческий досуг с участием родителей.

Март

Совместное творчество детей и родителей. Изготовление дома детьми вместе с родителями поделок «Любимый сказочный герой»

Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой»

Апрель

Какие книги полезно читать детям. Проведение консультации для родителей о том какие книги покупать и читать детям.

Выставка «Читаем детям хорошие и добрые книжки»

Самореализация

Апрель

Открытый показ в средней группе

Открытое занятие с применением игровых технологий.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Выступление на педсовете.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
  2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
  3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
  4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»

Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»Цель: показать приемы и методы работы с произведениям...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи р...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...