План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
методическая разработка

СЕЛИВАНОВА ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора.

Задачи:

1. Развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Обогащать чувства детей, воображение и речь.

3. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями

сентябрь -Изучение темы«Роль потешек в развитии речи ребенка» -Создание картотеки потешек для работы с детьми. -Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах. --Анкетирование

-Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

октябрь -Создание картотеки загадок.

-Консультация для воспитателей

-Изучение темы«Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.

-Открытый показ ООД «Устное народное творчество»

-Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

-Досуг «Вечер загадок». -Посещение открытого занятия на «День открытых дверей»

-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

ноябрь -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

-Открытый показ ООД в младшей группе. -Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок»«Репка»«Курочка Ряба»

-Дидактические игры «Узнай сказку»«Угадай, из какой сказки герой?»,

-Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы) -«Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация

декабрь -Изучение темы«Использование фольклора в работе с детьми». -Хороводы, народные подвижные игры.

- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». -Родительское собрание «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей»

январь -Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры». -Долгосрочный проект «Речевое развитие детей средствами устного народного творчества»

-(Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

-«Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование -Конкурс на лучшую книжку- малышку «Потешки, песенки»

Изготовление буклета для родителей с жанрами УНТ

февраль -Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». - Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Знакомство с пословицами и поговорками. -Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

март -Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры) -Знакомство с закличками, потешками о солнце.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

-Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. -Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» -Развлечение «Широкая Масленица»

апрель - -Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

-Открытый показ ООД в младшей группе. -Открытый показ ООД «В поисках исчезнувших книг»

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

-Дидактические игры «Угадай сказку»«Из какой сказки герой» -Посещение открытого занятия на «День открытых дверей»

-Консультация«Почитай мне сказку, мама»

май -Выступление «Отчёт о проделанной работе по теме самообразованияСамоанализ плана самообразования»

-Игры- драматизации по знакомым сказкам. -Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Список изучаемой литературы:

1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора....

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи р...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»           План...