Главные вкладки

    Влияние классической музыки на воспитание и развитие детей.
    презентация к уроку (средняя, старшая группа)

    Пучкова Зоя Ивановна

    Как часто мы стали слышать от детей : "Мне скучно...Мне не интересно...Мне нечем играть...". А вокруг много игрушек, блестящих маркеров и ручек, различных пазлов и  ярких книг, не говоря уже про гаджеты и компьютеры. Наши дети нуждаются в общении, в ярких и положительных эмоциях. Что бы мы не брали, о чем бы не говорили, всегда находился кто-то, хорошо знающий материал. В такие моменты я начинаю "искать" . В этот раз на помощь мне пришли сами дети : одна девочка принесла необычную книгу про балет. Что тут началось! Мы стали много спрашивать, искать в интернете, разговаривать со взрослыми и , наконец, поняли, что мы очень мало знаем об этом удивительном искусстве. А когда узнали, что в балете можно показать сказку, рассказать настоящую историю, то были очень удивлены. Так появился проект "Сказка в музыке." На протяжении наскольких месяцев мы вместе с детьми и родителями слушали классическую музыку, читали сказу (Марко Зимза. Дорис Айзенбургер. Лебединое озеро: Балет Петра Ильича Чайковского. Пер.с нем. Е.Леенсон. М.: Контент, 2018) слушали аудио сказку, даже рисовали иллюстрации к балету, смотрели фрагменты балета, обсуждали костюмы героев, музыку и постановку. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект

    "Сказка в музыке"в старшей группе  на примере балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

    1. Паспорт проекта

    Вид проекта: групповой, музыкально-творческий.

    Продолжительность проекта: краткосрочный (4 месяца).

    Срок реализации проекта: с 21.01.2019 г. по 25.04.2019 г.

    Место реализации: МАДОУ ЦРР Д/С № 111 г. Калининград    

    Участники проекта: дети старшей группы № 8 "Золотая рыбка», воспитатель высшей квалификационной категории Пучкова З,И., музыкальный руководитель Абрамова А.С., родители воспитанников.

    ОО (направление) «Художественно-эстетическое» (музыкально– творческая деятельность).

    Интеграция образовательных областей (направлений) : «Художественно-эстетическое» «Физическое» «Познавательное» «Социально-коммуникативное»

    Актуальность.

            Мы живем в современном мире, где большую часть свободного времени дети проводят за компьютером и телевизором, мало общаются с другими людьми  вне детского сада. Посещение концертов, театров и кино стало для нас чем-то недосягаемым.

            Основным репертуаром для слушания детей в семье стали модные шлягеры рок, поп-музыки, а также электронная музыка, сопровождающая компьютерные игры. И лишь в немногих семьях дети имеют возможность слушать классическую музыку, оказывающую благотворное влияние на духовно- нравственное и психическое развитие ребенка, а также на развитие его общей музыкальности и творческих способностей. В отличие от предшествующих поколений, задача по формированию основ музыкальной культуры и воспитанию у детей любви к настоящему искусству для нынешних родителей не имеет особой значимости. Таким образом, с некоторых пор в нашем обществе связь с настоящим искусством утрачена.

    Мы считаем, что восполнение утраченного является одной из важных проблем детского сада и семьи, так как от этого во многом зависит уровень культуры подрастающего поколения, а также культура будущего общества в целом.

    И, конечно, особая роль в решении данной проблемы принадлежит детскому саду, где целенаправленно, систематически и компетентно занимаются воспитанием личности и  развитием общей музыкальности детей, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей, накоплением у детей представлений о различных видах и жанрах музыкального искусства, о произведениях, написанных композиторами-классиками.

    Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.      

    Чтобы приобщить детей к настоящему искусству, вызвать интерес к нему, мною был разработан данный проект.

    Цель проекта:

    • приобщение детей к мировой классической культуре, к одному из видов музыкального искусства – балету;

    • познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения;
    • учить чувствовать характер музыки, развивать умение проникать в художественный образ музыкального произведения;
    • развивать чувство ритма, творческую фантазию, воображение (развитие познавательных способностей детей);
    • содействовать развитию художественной, литературной речи;
    • развитие свободной творческой личности ребенка;
    • воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.

    Задачи:

    • познакомить детей с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»;
    • формировать устойчивый интерес к классической музыке, вырабатывать навыки осознанного, вдумчивого прослушивания музыкальных фрагментов балета;
    • развивать понимание детьми художественной выразительности музыки, особенностей ее языка;
    • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, творческого воображения детей и их способности к самовыражению посредством музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах;
    • воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;
    • создание детьми собственных пластических этюдов и музыкально-хореографических композиций (импровизаций, являющихся воплощением каких-либо художественных впечатлений.

    Проблемный вопрос:

    1. «Как вы думаете, можно ли показать сказку движением и музыкой?»,

       «Были ли вы когда-нибудь на балете?»,

       «Знаете ли вы, при помощи чего артисты балета передают сюжет произведения?»,

        «Без чего не может быть балета?»,

        «Кто исполняет музыку для балета?».

    Предполагаемый результат:

    Дети:

    дети получают представления о балете, как виде искусства, о его организации;

    смогут более увлеченно слушать классическую музыку и более содержательно высказываться о ней, различать средства музыкальной выразительности, находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов;

    отражать свои впечатления от прослушанной музыки балета в художественно-творческой деятельности;

    освоят различные способы взаимодействия и творческого самовыражения в музыке, создадут собственные пластические этюды и музыкально-хореографические композиции (импровизации);

    «испытают» себя в качестве музыкантов, артистов балета, благодарных зрителей.

    Родители:

    1. станут активными и заинтересованными участниками образовательного процесса;

    2. повысят уровень общей музыкальной культуры;

    3. получат знания об истории балета, о его организации, об артистах балета, костюмах;

    4. примут активное участие в постановке балета детьми (подготовке костюмов, атрибутов);

    5. посетят с детьми настоящий балет или посмотрят по тв, или прослушают аудио-сказку и поделятся своими впечатлениями.

    Продукт проекта:

    •  Открытый просмотр детского балета воспитанницей детского сада.
    •  Видеосъемка на память родителям.
    •  Коллаж детских работ «Лебединое озеро».
    •  Презентация проекта на заседании педсовета.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап (подготовительный) .

    -Выбор темы проекта.

    -Определение целей и задач проекта, этапов его организации.

    -Подборка художественной и научно-методической литературы, музыкального материала, иллюстраций, ТСО, фото-, аудио- и видеоматериалов.

    -Проведение консультаций с родителями.

    Темы консультаций:

    1. «Чем интересна классическая музыка?»;

    2. «История балета»;

    3. «Создаем костюмы для балета своими руками»;

    4. «Слушаем музыку из балета Чайковского «Лебединое озеро» и аудио-сказку;

    Подключение родителей к организации и проведению проекта: заинтересовать проблемой постановки балета детьми, оказать помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к балету.

    2 этап (основной)

    -рассказ детям о балете как об одном из видов (жанров) музыкального искусства, о его происхождении, об организации балета, артистах, костюмах; чтение книг о балете;

    -рассматривание фотографий и иллюстраций по данной теме;

    -знакомство с сюжетом балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и прослушивание музыки балета;

    -определение характера отдельных музыкальных фрагментов; средств музыкальной выразительности, используемых композитором в музыке; определение инструментов, исполняющих главные темы в балете;

    -выбор инструментов для озвучивания отдельных фрагментов балета, процесс разучивания на детских музыкальных инструментах отрывка из балета;

    -просмотр фото- и видео-сюжетов из отдельных фрагментов балета «Лебединое озеро» («Вальс», «Зигфрид и Одетта», «Танец маленьких лебедей», «Финал» и др.) .

    - постановка балета детьми (импровизация некоторых фрагментов балета всеми детьми («Вальс», «Танец маленьких лебедей», «Встреча Зигфрида и Одетты», «Финал», разучивание отдельных танцевальных элементов балета, индивидуальная работа взрослых с детьми, самостоятельная творческая деятельность детей в малых группах);

    - создание коллажа детских работ «Лебединое озеро».

    3 этап (заключительный)

    - коллаж детских работ «Лебединое озеро»;

    - самостотельное прослушивание аудио-сказки вместе с родителями;

    - выступление детей с балетной композицией «Камешки»;

    - презентация проекта на педсовете.

    Используемая литература:

    1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании» -М. : УЦ «Перспектива», 2013г.

    2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н «проектная деятельность дошкольников» -М: Мозаика-Синтез, 2008г.

    3. Журналы «Дошкольное воспитание» 1990г.

    4. balletpro.narod.ru/ballet1.html

    5. gazeta.aif.ru/online/kids/127

    6. rutracker.org/forum/viewtopic.php? T=4279796

    7. Васильева Е. В., Крайнова М. В. Проектирование в детском саду .

    8. Молодой ученый. 2016. №23.2. С. 22-26. URL https://moluch.ru/archive/127/35330/

    9.Марко Зимза. Дорис Айзенбургер. Лебединое озеро: Балет Петра Ильича Чайковского. Пер.с нем. Е.Леенсон. М.: Контент, 2018.

    10. А.Степанов, А.Троян, А.Батищева. Твои правила «Балет». ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Влияние классической музыки на развитие творческих музыкальных способностей детей»

    “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький ...

    «Влияние классической музыки на художественно-эстетическое развитие ребенка»

    Классическая музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но...

    Влияние классической музыки на развитие детей дошкольного возраста

    Материал подобран для проведения беседы с родителями в рамках Родительского клуба "Мы - дружная семья" на тему "Влияние классической музыки на развитие детей дошкольного возраста"....

    Роль слушания классической музыки на занятиях в развитии детей раннего возраста

    Авторами предлагается творческое решение проблемы "Роль слушания классической музыки на занятиях в развитии детей раннего возраста.Практические рекомендации включают модель перспективного планиро...