Использование информационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников.
статья (старшая группа)

Муракаева Лариса Викторовна

В статье представлена система работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию патриотических чувств с использованием информационно-коммуникационных технологий. Статья рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений, вариативно может использоваться учителями начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_s_doshkolnikami.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

в  патриотическом воспитании дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников  одно из актуальных направлений в дошкольном учреждении  в условия введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через все образовательные области:

  • образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» формирует уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • образовательная область  «Познавательное развитие» нацелена на расширение кругозора, формирование представлений о малой Родине и  Отечестве, представлений о художественной, этнической  культуре;
  • образовательная область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы;
  • образовательная область «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  нацелена на понимание произведений искусства (музыкального, изобразительного), мира природы, фольклора;

Патриотическое воспитание ребенка –  это сложный педагогический процесс,  основа развития нравственных чувств ребенка,   формирования будущего гражданина и любви к своей Родине.  А любовь к Родине  начинается с отношений к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу, родному краю.

В планировании образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми нашего дошкольного учреждения    используются информационные технологии, которые   способствуют обогащению представлений детей  об окружающем мире, повышают  мотивацию  к обучению, развивают внимание и способность к прогнозированию результата своих действий. 

Одними из таких форм стали: мультимедийные презентации, развивающие и обучающие  программы.

       Мы предлагаем систему работы по патриотическому воспитанию для детей  дошкольного возраста  регионального компонента нашей основной образовательной программы  средствами информационно-коммуникационных технологий. 

       Цель работы: воспитание социально-активных, самостоятельных, творчески развитых личностей – будущих граждан России.

Для достижения цели были реализованы следующие задачи:

  • формирование у детей чувства любви к своему дому, к своей малой Родине – Новокузнецку, Кемеровской области - Кузбассу; через приобщение к их истории, культуре и традициям;
  •  формирование  бережного отношения к ее историческому и культурному наследию;
  • воспитание патриотизма, уважения к старшим и сверстникам средствами: эстетического воздействия, художественным словом, музыкой, искусством;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики города, области.

При выстраивании образовательной деятельности  учитывали  следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип дифференциации;
  • принцип учета возрастных особенностей при отборе содержания, методов и приемов работы;
  • принцип эмоционально – психологической комфортности;
  • принцип системности;
  • принцип личностного ориентирования (уважение к личности каждого ребенка);
  • принцип интегративности.

В работе с детьми по патриотическому воспитанию применяли следующие наиболее эффективные формы и методы работы:

-  использование интерактивного материала:

 * рассказов познавательного характера, произведений народного фольклора, художественной литературы;

 * виртуальные экскурсии по достопримечательным местам в городе;

 * мнемотаблицы для заучивания стихотворений, составления рассказов  своей улице, своем городе;

 * кроссворды;

* викторины: «Что? Где? Когда?», «Вспомни, кто говорил такие волшебные слова…»;

* обучающие компьютерные  игры по сказкам народов, живущих в Кузбассе;

* виртуальные игры – путешествия;

*  мультимедийные презентации для родителей;

* познавательные спортивные досуги;

* совместное оформление с детьми выставок, книжек – раскрасок, альбомов, открыток по патриотическому воспитанию.

Вся система работы была  разделена на 2 блока:

I блок: «Мой дом, мой город».

  1. «Я, моя семья, мое ближайшее окружение, детский сад».

Цель: воспитывать у детей азы патриотизма:  любовь к себе, своей семье, ближайшему окружению; развивать связную речь, творческие способности детей.

  1. «Мой дом, моя улица».

Цель: расширение у детей представлений о своем доме, улице, формирование представления о Родине на основе ближайшего окружения (дома, по маршруту от дома до детского сада).

  1. «Многообразие районов города».

Цель: знакомить детей с  многообразием районов города,    местоположением.

  1.  «Краеведческие сведения об историко-архитектурном музее  «Кузнецкая крепость».

Цель: познакомить детей с историческим прошлым города, края; расширить кругозор детей, развить эстетическое восприятие и речевую активность.

  1. «Новокузнецк – его улицы, площади, памятные места».

Цель: продолжать ознакомление детей с родным городом, его площадями, памятными местами; обратить внимание детей на то, что в названии его улиц нашла отражение история целой страны, развивать мышление и память детей, воспитывать любовь к своему городу.

  1. «Виды городского транспорта: наземный, воздушный, водный, железнодорожный».

Цель: познакомить детей с классификацией транспорта по видам, развивать связную речь детей, активизировать словарный запас, закрепить  знания о правилах  дорожного движения.

  1. «Новокузнецк – город трудовой славы».

Цель: познакомить детей с предприятиями тяжелой и легкой промышленности города, воспитать  уважение к труду других людей.

  1. «Государственная символика: герб и флаг Новокузнецка».

Цель: познакомить детей с элементарными сведениями об истории происхождения флага и герба города, сформировать начальные представления о символическом значении флага Новокузнецка.

     II блок: « Кемеровская область - Кузбасс».

  1. «Кемеровская область - Кузбасс, ее значение для России».

Цель: закрепить знания о городе Новокузнецка, как части Кемеровской области; познакомить детей с географическим положением Кемеровской области, ее значением для России, природными ресурсами, расширить кругозор дошкольников, воспитать любовь к своему краю, области.

  1. «Кемерово – столица Кемеровской области. Знакомство с декоративно-прикладным искусством Кузбасса».

Цель: закрепить знания детей о Кемеровской области, познакомить с городом Кемерово – ее столицей, приобщить детей к культуре и традициям русского народа, развивать творческие способности и речь детей.

  1. «История возникновения, наши предки».

Цель: формировать первоначальные представления об истории возникновения края, о жителях края – наших предков,  воспитывать положительное отношение к краеведческому материалу.

  1. «Символы, эмблемы и гербы».

Цель: познакомить детей с элементарными сведениями истории происхождения флага и герба нашей области, сформировать начальные представления  о символическом значении цвета и образов.

  1. «Русские народные обычаи,  праздники».

Цель:  сформировать представления детей, что каждый человек принадлежит определенной культуре (традиции, обычаи), формировать интерес к культуре своего народа.

 При использовании  информационных технологий в образовательной работе с детьми по патриотическому воспитанию был получен следующий результат:

  • высокий уровень мотивации у детей;
  • повышение  усвоения  материала по ознакомлению детей с окружающим миром;
  • развитие  внимания, памяти, логического мышления и самоконтроля;
  • активизация зрительного восприятия;
  • умение самостоятельного приобретения знаний;
  • повышение речевой активности;
  • развитие творческих и интеллектуальных возможностей;
  • способствует эффективности и качеству образовательного процесса.

 Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М.: Центр педагогического образования, 2014.  - 32 с.

2.  Казакова, И. Особенности патриотического воспитания дошкольников. И. – Обруч № 6, 2003.  -  8-9 с.

3. Кириллина, М. Патриотическое воспитание. Дошкольное воспитание № 1, 2005. –  5-9 с.

 4. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. - Москва: АРКТИ, 2003. – 80с.

5. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Мозаика-Синтез, 2011г. – 128 с.

6. Л. А. Кулемеева. Город, шагнувший в века: сборник статей / Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя, Сектор краеведческой библиографии;  – Новокузнецк, 2003. - 100 с.

7. А.Куприянов, Ю.Манаков. Природа Кузбасса.-Кемерово: ФГУПП «Кузбасс», 2004г.-72 с.

8. В.Лаврина. История Кузбасса для детей в картинках.- Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007г.-80 с.

9.  Электронные ресурсы (DVD,CD).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультфильмов в воспитании дошкольников

Хороший мультфильм для ребенка – незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии.Работая воспитателем в детском саду , в своей практике я применяю мультфильм, как одно из д...

Консультация для педагогов по теме: «Использование юмора в воспитании дошкольников»

Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, ...

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продук...

Консультация для родителей "Использование ИКТ в воспитании дошкольников"

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...

Кейс - технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и её использование в экологическом воспитании дошкольников.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры   необходимо воспитывать с ранних лет. Стремительная динамика современной жизни требует п...

Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...