Консультация для педагогов по теме: «Использование юмора в воспитании дошкольников»
статья на тему

СОКОЛОВА ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, капризные, драчливые дети. Как решать проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благоприятного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Консультация для педагогов по теме:

«Использование юмора в воспитании дошкольников»

             

Подготовила

старший воспитатель

Соколова Г.Я.

г. Покачи

Цель:  Повышение профессионального  уровня педагогов и расширение знаний по охране психического здоровья дошкольников.

Задачи:

1. Обогатить знания педагогов по вопросу охраны психического здоровья дошкольников.

2. Обучить педагогов практическим действиям по направлению.

3. Выявление положительного опыта по направлению.

Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит, насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, капризные, драчливые дети. Как решать проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благоприятного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка.

          Иногда выясняется, что некоторые родители определенным образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и общения:

  • Дай сдачу!
  •  Обзови, скажи так же…
  • Машинку никому не давай, сломают, унесут… и т.д.

            Проблема остается нерешенной в некоторых случаях. Пожалуй, единственно эффективным способом оказывается…юмор.

         Нужно ставить перед собой цель – помочь ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с капризами, привычками, мешающими ему и окружающим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя.

Для достижения этих целей можно использовать следующие методы и приемы:

  1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок импровизаций.

Например, иронические сценки – сказки разыгрываемые в младших группах: «Лиска – капризка», «Котик Васька жадный, - помогают детям осознать, что капризы мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций в старших группах педагоги могут сочинить юморески и разыгрывать их, не называя имен, а дети узнают себя и пытаются справиться с собою.

  1. Использование юмористического, художественного слова.

При возникновении конфликтных и проблемных ситуаций. Например, мальчики, не поделив игрушку, «выясняют» отношения  педагог начинает декламировать:

«Петушки распетушились,

Но подраться не решились:

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться!»

Спокойный, ироничный тон педагога скорей заставит забияк улыбнуться и исчерпать конфликт.

Можно использовать строки из стихотворений «Жадина», «Девочка чумазая», «Девочка – ревушка».

Приглашение расшалившихся детей к обеду:

  • Утка – утенка, кошка – котенка,
  • Мышка – мышонка зовут на обед. Утки поели, кошки поели, мышки поели,
  • А вы? Еще нет?

На полянке медвежатки

Разыгрались с мамой в прятки,

Разбежались кто куда,

Не найти бы никогда!

Но медведица схитрила –

Вкусной каши наварила,

Ставит чашку на пенек,

Рядом липовый медок.

Детки сами прибежали,

Чашки – ложки застучали,

Стук-чок, стук-чок,

Съел и чашку на сучок!

                    (Н. Пикулев)

А эти строчки звучат, когда в группе кто-то разревелся:

Абри – фини, абри – кос!

Едут слезы без колес!

Едут, едут катятся,

Капают на платьице!

Плачут щеки, плачет нос:

«Нам не дали аааб-ри-кос!»

Горошинки – непро-шен-ки,

Откуда вы взялись до (Маши, Саши, Кати) добрались?

Не-ет, портить настроение никто вас не просил!

А может, вы не плакали, а дождик моросил?

А по речке слез ходит параход,

Вытирает нос, только нос – не тот:

Нос у нас был маленький,

Нос у нас был пуговкой,

А теперь вот – аленький,

Да еще распух он!

Ну да это не беда,

Слезы высохнут – тогда,

Будет снова нос как нос,

Просто нос не любит слез!

  1. Размещение в группах карикатур на «отрицательных героев», приход в гости к детям Грязнуль, Забияк, Жадин.

        В младшей, средней гр. можно использовать игровые приемы: педагог вносит в группу двух кукол (Грязнуля и Чистюля, Здоровячок и Лентяйка), которые спорят между собой: с кем из них дети захотят дружить?

  1. Использование игры «Кнопка – стоп» при возникновении проблем взаимодействия. Предлагается детям представить, что в голове у них много кнопочек: кнопка – улыбка, доброта, гнев, страх, непослушание, каприз, и т.д. и порассуждать: «А кто же нажимает эти кнопочки?» После беседы с детьми о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, педагоги предлагают в необходимый момент выбрать нужную «кнопку»
  2. Оборудование в группах «кабинетов, уголков юмора», в которых есть различные (маски  в ясельных «Капризка», «Веселый клоун»; в средних «обезьянки», «носики – нюхачи», маски выражающие разные эмоции). Кабинеты – уголки оформляются смешными рисунками – перевертышами, которые дети рисуют сами.
  3. Издание детских книг – альбомов, газет которые включают небылицы, нелепицы, шаржи, и т.д.

…Ныряют в аквариум черные кошки,

Собака садится играть на гармошке,

Ежик на ветке крыльями машет.

Где это видано, где это слыхано,

Что малышей, как цветы поливают из лейки!?

Никита! Не мешай!

На занятиях отвечай.

Много не кричи,

Превратишься в щи!

Саша с Димой дружат –

Вместе бродят в луже.

Поскользнулись и упали –

Брюки с курткой замарали!

Не любит Маша спать,

Ей бы все голову поднимать.

Ждет когда воспитатель уйдет,

И сразу с Кириллом разговор заведет.

Эпиграммы заставляют улыбаться, воспитывают у детей и взрослых потребность мирно решать конфликтные ситуации и регулировать свое эмоциональное состояние.

  1. Проведение «минуток смеха»

В утренние часы это игры в «смешные» слова, разучивание скороговорок, перевертышей. После сна педагог вспоминает, какую – нибудь веселую историю или «раздает всем смешинки» Иногда с детьми сочиняются небылицы. Педагог начинает:

Дело было вечером,

 Делать было нечего.

Коля пел, Олег играл,

А Илья ногой качал.

И сказал я ребятам просто так:

Плывет заяц по реке,

С рыбами играет,

А зайчиха на песке загорает…

А у вас? (дети продолжают)

… А моя кошка живет в гнезде,

Летает везде, прилетела во двор, завела разговор «Кар, кар!»

  1. Игра «Дразнилки» - модифицированный вариант игры в «догонялки»… Ребенок, для которого предназначалась дразнилка, догоняет, дразнящий ребенок убегает. В конце игры дети обнимаются, доказывая, что обиды друг на друга не держат.
  2. Празднование «Дня Смеха» – 1 апреля – вместе с родителями. Юмористические программы, шутки, смех, дразнилки, кричалки украсят праздник. Участники получают огромную ложку смеха.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ Тема: Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах ...

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

Консультация для педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками»

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление об...

Консультация для педагогов на тему "Кукольный театр в воспитании дошкольников"

   Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчи...

Консультация для педагогов на тему:" Использование тренажеров в ДОУ для повышения интереса дошкольников к занятиям физкультурой".

Как влияют занятия на некоторых тренажерах на развитие систем и органов дошкольников, и каккие развиваются при этом физические качества.  Как с помощью тренажеров повысить интерес детей к занятия...

Консультация для педагогов на тему: «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство св...