Интерактивные и традиционные методы в педагогике дошкольного образования
методическая разработка

Воскресенская Светлана Геннадьевна

Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_opros.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Если сравнивать традиционные, а также интерактивные формы обучения, то можно выделить их главное отличие друг от друга: традиционные формы образования дошкольников направлены исключительно на интеллектуальное развитие воспитанников. Тогда как интерактивные формы и методы обучения нацелены на развитие необходимых личностных черт и качеств дошкольников. Следовательно, именно интерактивные методы обучения применяются в дошкольных образовательных организациях, в том числе и в нашем детском саду для одновременного и полноценного развития мыслей, чувств, учебной мотивации, ценностных ориентаций, базисных знаний, умений и навыков, а также интереса и стремления к конструктивному межличностному общению дошкольников. Интерактивное обучение должно основываться на тесном и непосредственном взаимодействии дошкольников с соответствующей предметной средой, должно базироваться при этом на личном, жизненном опыте детей дошкольного возраста. Традиционные же средства, методы, а также формы обучения основаны на доминирующем положении воспитателей в качестве субъектов учебного процесса. В то время как дошкольники, при использовании традиционной системы обучения относятся исключительно к объектам педагогического процесса.

В системе интерактивного обучения подобная концепция заменена представлением о дошкольниках как о субъектах собственной учебной, творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Следовательно, при непосредственном сравнении с традиционными формами обучения, при применении интерактивных форм развития и дошкольного образования существенно изменяется взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольного возраста. При этом активность воспитателей замещается активным участием воспитанников. При интерактивном обучении к задачам педагогов по большей части относится создание всех необходимых условий для активизации продуктивной и также творческой деятельности дошкольников. Педагоги при этом, намеренно отказываются от роли своеобразных фильтров, пропускающих через себя учебные материалы, и выполняют, в основном, функции помощников в развитии дошкольников, служат консультантами и необходимыми источниками информации.

К главным задачам воспитателей при использовании интерактивных форм и методов обучения относятся ненавязчивых контроль и руководство относительно самостоятельной деятельностью обучающихся. Воспитатели при этом разрабатывают планы занятий как совокупности интерактивных заданий, проектов, тестов и упражнений. 

Принципиальным отличием интерактивных заданий от обычных состоит в том, что в процессе их выполнения дети дошкольного возраста получают определенные стимулы для формирования у них, соответствующих внутренних переживаний. Подобная организация занятий, в свою очередь, способствует, более глубокому усвоению учебных материалов, их ценностному ранжированию каждым ребенком дошкольного возраста и выделению из них основных ценностных ориентиров. Еще одной отличительной особенностью интерактивных форм обучения является тот факт, что при такой форме обучения дошкольников, ими в большей степени усваиваются новые знания, формируются новые умения и навыки, а не закрепляются уже имеющиеся.

Кризис традиционных форм обучения, который признается подавляющим большинством педагогов дошкольного образования основан на наличии следующих противоречий:

– несоответствия мотивации и стимулирования активного обучения детей дошкольного возраста. Поскольку внешнее стимулирование в традиционном обучении преобладает над мотивацией, воспитатели часто сетуют на тот факт, что дошкольники не хотят учиться. В то время как сами дети дошкольного возраста выражают недовольство тем что все занятия достаточно скучны и однообразны;

– имеющиеся противоречия между пассивно-созерцательными и также активно-преобразовательными формами учебной деятельности. Пассивная созерцательность в традиционной системе обучения преобладает. На занятиях такого рода педагоги объясняют новый материал, а сами дети чаще всего слушают крайне невнимательно;

– противоречия между потребностью в создании комфортной обстановки для дошкольников и тем дискомфортом, который они испытывают, присутствуя на рутинных, ежедневных занятиях, вследствие ограниченности их активного участия в дискуссии;

– противоречия между формами воспитания и также обучения: на традиционных занятиях любые формы межличностного взаимодействия дошкольников (кроме учебных) запрещаются воспитателями. У дошкольников же практически отсутствует возможность свободно беседовать, поправляя, а также оценивая работу своих сверстников;

– противоречия между индивидуальными потребностями развития у дошкольников и реализуемыми стандартами обучения. Так, при традиционной форме обучении индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому дошкольнику фактически не применяются.

Между тем, интерактивные формы проведения занятий:

• пробуждают у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

 • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Таким образом, использование традиционных методов обучения обращено в первую очередь к знаниям обучающихся. Использование интерактивных методов дает следующие результаты:

• решение проблемы активизации познавательной деятельности;

• освоение знаний, навыков;

• снижение страха оценивания;

• развитие личности: новая, качественная оценка себя, развитие самостоятельности и творчества; • развитие группы: формирование новой общности на основе партнерских отношений;

 • приращение опыта преподавателя;

• экономия физического ресурса преподавателя.

Вместе с тем, следует отметить, что по моему мнению, интерактивные формы обучения должны не противопоставляться традиционному воспитанию и развитию, а лишь только дополнять друг друга. Объединяет их уровень активности детей дошкольного возраста на различных занятиях.

Пример: Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ДО С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ  ИЗМЕНЕНИЙ  СОДЕРЖАНИЯ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ  С  ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО  СТАНДАРТА   ДОШКОЛЬНОГО ...

Статья на тему: Организация образовательного процесса с учётом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всесторон...

Использование информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными средствами в отечественном дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС.

В статье освещаются современные подходы к использованию информационных технологий в работе с детьми в условиях реализации ФГОС, которые позволяют сохранить целостность и уникальность отечественного до...

«Особенности организации образовательного процесса с учетом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Для меня, как специалиста дошкольного образования, процесс применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования интересен, т.к. помогает организовать образовательный процесс в...

Технологии интерактивного обучения и их использование в дошкольном образовании

Обучение деток средствами интерактивной методологии включает множество способов: это и дискуссия, и викторина, и дерево решений, и реклама, и деловая игра, и мозговой шту...

«Педагогика дошкольного образования»

Сегодня, учитывая последние достижения в области возрастной педагогики и психологии, можно говорить о современном воспитании ребенка, которое должно начинаться еще до его появления на свет. Природа че...

Возможности оборудования «Интерактивная песочница» для реализации образовательных программ дошкольного образования

Интерактивная песочница представляет собой обучающейся комплект для современного развития детей.Система  состоит из деревянных конструкций , ноутбук с программным обеспечением, проектора и датчик...