Интерактивные и традиционные методы в педагогике дошкольного образования
методическая разработка
Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Если сравнивать традиционные, а также интерактивные формы обучения, то можно выделить их главное отличие друг от друга: традиционные формы образования дошкольников направлены исключительно на интеллектуальное развитие воспитанников. Тогда как интерактивные формы и методы обучения нацелены на развитие необходимых личностных черт и качеств дошкольников. Следовательно, именно интерактивные методы обучения применяются в дошкольных образовательных организациях, в том числе и в нашем детском саду для одновременного и полноценного развития мыслей, чувств, учебной мотивации, ценностных ориентаций, базисных знаний, умений и навыков, а также интереса и стремления к конструктивному межличностному общению дошкольников. Интерактивное обучение должно основываться на тесном и непосредственном взаимодействии дошкольников с соответствующей предметной средой, должно базироваться при этом на личном, жизненном опыте детей дошкольного возраста. Традиционные же средства, методы, а также формы обучения основаны на доминирующем положении воспитателей в качестве субъектов учебного процесса. В то время как дошкольники, при использовании традиционной системы обучения относятся исключительно к объектам педагогического процесса.
В системе интерактивного обучения подобная концепция заменена представлением о дошкольниках как о субъектах собственной учебной, творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
Следовательно, при непосредственном сравнении с традиционными формами обучения, при применении интерактивных форм развития и дошкольного образования существенно изменяется взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольного возраста. При этом активность воспитателей замещается активным участием воспитанников. При интерактивном обучении к задачам педагогов по большей части относится создание всех необходимых условий для активизации продуктивной и также творческой деятельности дошкольников. Педагоги при этом, намеренно отказываются от роли своеобразных фильтров, пропускающих через себя учебные материалы, и выполняют, в основном, функции помощников в развитии дошкольников, служат консультантами и необходимыми источниками информации.
К главным задачам воспитателей при использовании интерактивных форм и методов обучения относятся ненавязчивых контроль и руководство относительно самостоятельной деятельностью обучающихся. Воспитатели при этом разрабатывают планы занятий как совокупности интерактивных заданий, проектов, тестов и упражнений.
Принципиальным отличием интерактивных заданий от обычных состоит в том, что в процессе их выполнения дети дошкольного возраста получают определенные стимулы для формирования у них, соответствующих внутренних переживаний. Подобная организация занятий, в свою очередь, способствует, более глубокому усвоению учебных материалов, их ценностному ранжированию каждым ребенком дошкольного возраста и выделению из них основных ценностных ориентиров. Еще одной отличительной особенностью интерактивных форм обучения является тот факт, что при такой форме обучения дошкольников, ими в большей степени усваиваются новые знания, формируются новые умения и навыки, а не закрепляются уже имеющиеся.
Кризис традиционных форм обучения, который признается подавляющим большинством педагогов дошкольного образования основан на наличии следующих противоречий:
– несоответствия мотивации и стимулирования активного обучения детей дошкольного возраста. Поскольку внешнее стимулирование в традиционном обучении преобладает над мотивацией, воспитатели часто сетуют на тот факт, что дошкольники не хотят учиться. В то время как сами дети дошкольного возраста выражают недовольство тем что все занятия достаточно скучны и однообразны;
– имеющиеся противоречия между пассивно-созерцательными и также активно-преобразовательными формами учебной деятельности. Пассивная созерцательность в традиционной системе обучения преобладает. На занятиях такого рода педагоги объясняют новый материал, а сами дети чаще всего слушают крайне невнимательно;
– противоречия между потребностью в создании комфортной обстановки для дошкольников и тем дискомфортом, который они испытывают, присутствуя на рутинных, ежедневных занятиях, вследствие ограниченности их активного участия в дискуссии;
– противоречия между формами воспитания и также обучения: на традиционных занятиях любые формы межличностного взаимодействия дошкольников (кроме учебных) запрещаются воспитателями. У дошкольников же практически отсутствует возможность свободно беседовать, поправляя, а также оценивая работу своих сверстников;
– противоречия между индивидуальными потребностями развития у дошкольников и реализуемыми стандартами обучения. Так, при традиционной форме обучении индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому дошкольнику фактически не применяются.
Между тем, интерактивные формы проведения занятий:
• пробуждают у обучающихся интерес;
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
• формируют у обучающихся мнения и отношения;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.
Таким образом, использование традиционных методов обучения обращено в первую очередь к знаниям обучающихся. Использование интерактивных методов дает следующие результаты:
• решение проблемы активизации познавательной деятельности;
• освоение знаний, навыков;
• снижение страха оценивания;
• развитие личности: новая, качественная оценка себя, развитие самостоятельности и творчества; • развитие группы: формирование новой общности на основе партнерских отношений;
• приращение опыта преподавателя;
• экономия физического ресурса преподавателя.
Вместе с тем, следует отметить, что по моему мнению, интерактивные формы обучения должны не противопоставляться традиционному воспитанию и развитию, а лишь только дополнять друг друга. Объединяет их уровень активности детей дошкольного возраста на различных занятиях.
Пример: Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ДО С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-74445-1519418509.jpg)
Статья на тему: Организация образовательного процесса с учётом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всесторон...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-265458-1377923058.jpg)
Использование информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными средствами в отечественном дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС.
В статье освещаются современные подходы к использованию информационных технологий в работе с детьми в условиях реализации ФГОС, которые позволяют сохранить целостность и уникальность отечественного до...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-259193-1708786316.jpg)
«Особенности организации образовательного процесса с учетом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Для меня, как специалиста дошкольного образования, процесс применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования интересен, т.к. помогает организовать образовательный процесс в...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1179394-1571853788.jpg)
Технологии интерактивного обучения и их использование в дошкольном образовании
Обучение деток средствами интерактивной методологии включает множество способов: это и дискуссия, и викторина, и дерево решений, и реклама, и деловая игра, и мозговой шту...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-687838-1667856419.jpg)
«Педагогика дошкольного образования»
Сегодня, учитывая последние достижения в области возрастной педагогики и психологии, можно говорить о современном воспитании ребенка, которое должно начинаться еще до его появления на свет. Природа че...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/27/picture-1478652-1687886167.jpg)
Возможности оборудования «Интерактивная песочница» для реализации образовательных программ дошкольного образования
Интерактивная песочница представляет собой обучающейся комплект для современного развития детей.Система состоит из деревянных конструкций , ноутбук с программным обеспечением, проектора и датчик...