Индивидуальная работа с детьми при обучении игре в оркестре
консультация

Гудилина Кира Алексеевна

Консультация для педагогов. Данный материал поможет педагогам организовать индивидуальную работу и самостоятельную деятельность детей при обучении игре на музыкальных инстьрументах. Материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные занятия с детьми в обучении игре на музыкальных инструментах

Консультация для педагогов

При обучении детей игре на музыкальных инструментах особое внимание уделяем индивидуальной работе, которую проводим на музыкальных занятиях или вне их. Индивидуальные занятия дают хорошие результаты, если работа ведется систематически и по плану.

Главная цель занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, чувства ритма, памяти, умения сравнивать и различать звуки.

Используем различные игрушки, загадки, картинки, стихи, музыкально-дидактические игры, фланелеграф. Это повышает активность детей, вызывает желание играть.

Занятия проводим по 5–7 минут в любое удобное время.

Индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальных инструментах начинаем со средней группы. Используем программные попевки, песни. Больше внимания уделяем малоактивным, застенчивым ребятам. Немало времени отводим для работы с активными, способными детьми, с которыми готовим выступления для утренников и развлечений. Эти дети становятся организаторами концертов, музыкально-дидактических игр, помогают другим осваивать игру на инструменте в музыкальном уголке.

Продолжаем обучение игре на металлофоне, начатое во время музыкальных занятий. Вспоминаем правила пользования инструментом, обращаем внимание на правильную осанку, объясняем расположение низких и высоких звуков на металлофоне, отрабатываем приемы звукоизвлечения, вспоминаем как правильно держать молоточек в руке, опускать его на пластинку.

Перед обучением игре на металлофоне вспоминаем знакомую попевку, музыкальный руководитель исполняет ее на металлофоне. Ребенок исполняет мелодию по музыкальным фразам. При затруднении музыкальный руководитель повторяет попевку, предлагает передать ритмический рисунок на палочках, бубне, хлопками, музыкальным молоточком. Обращаемся к фланелеграфу. Начинаем игру на металлофоне.

Музыкальный руководитель смотрит, чтобы ребенок не зажимал сильно молоточек, не задерживал его на пластинке после удара.

В старшей группе учим детей играть в ансамбле. Усвоив музыкальное произведение, ребенок исполняет его с музыкальным руководителем на двух металлофонах, при этом слушает внимательно металлофон, на котором играет руководитель.

В подготовительной группе дети играют ансамблем и в оркестре. Многие ребята слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются.

На индивидуальных занятиях проводим обучение игре на маракасах, румбе, трещотках, треугольнике, погремушках, колотушках. Развиваем внимание детей, умение слушать аккомпанемент на фортепиано. Весь оркестр прислушивается к ритму ударных, поэтому ошибаться играющим на этих инструментах нельзя.

Румба, погремушки, маракасы находятся в каждой руке ребенка. Играя ими, ребенок передает ритмический рисунок произведения. Во время индивидуальных занятий учим детей одновременно начинать игру и играть в ансамбле согласованно.

Игре на ложках учим на музыкальных занятиях, индивидуально занимаемся с теми, кто не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент. С ребятами, хорошо владеющими ложками, разучиваем новые движения для сольного исполнения в ансамбле. Они могут сами придумать движения, соответствующие ритму произведения.

Учим детей правильно держать перед собой треугольник в левой руке, напоминаем, что ударять палочкой нужно спокойно, мягким прикосновением по середине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим, если он продолжается долго, необходимо прижать треугольник рукой – звук прекратится. Ребята прислушиваются к музыкальному сопровождению, запоминают, где им следует играть, сколько выполнять ударов.

Индивидуально каждого ребенка обучаем играть на трещотках. Если трещотка состоит из деревянных пластин, учим правильно встряхивать ими, чтобы пластинки,  ударяясь друг о друга, правильно передавали ритмический рисунок.

На другом виде трещоток следует играть деревянным молоточком или палочкой, выполняя движения сверху вниз. Ребята учатся одновременно начинать и заканчивать игру, играть ровно, соблюдать ритм мелодии.

Индивидуально учим детей правильно играть на колокольчиках.

При обучении игре на тарелках учим держать тарелки за ремни и ударять скользящим движением одной о другую. Если нужно, чтобы звук сразу прекратился – прикладываем к коленям. Подвесив тарелки, по ним можно ударять палочкой, покрыв ее конец несколькими слоями мягкой материи. В таком случае звук получается нежный, мягкий.

Со второй младшей группы дети играют на бубне. Тогда же их можно приглашать на индивидуальные занятия. Различные по характеру звуки бубен издает в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. При обучении игре на бубне развиваем ритмический слух.

Во время обучения игре на кастаньетах обращаем внимание детей на их громкое звучание. Учим правильно брать в правую руку и слегка ударять «лепестками» о ладонь левой. В таком случае звук приглушается, ритмический рисунок слышен отчетливее.

Обучение игре на аккордеоне начинаем с закрепления инструмента за каждым ребенком, по росту подтягиваем ремни. Ремешок, придерживающий левую руку, должен быть плотным. Учим правильно сидеть и держать инструмент. На стуле нужно сидеть, занимая половину сиденья, ноги плотно стоят на полу. Аккордеон устанавливается на правом колене, левая часть корпуса аккордеона поддерживается левой рукой, левый полукорпус охватывается левой ладошкой так, чтобы не задеть кнопки. Дошкольники играют на аккордеоне правой рукой.

Дети узнают расположение звуков, учатся чередованию пальцев при игре. Объясняем, что продолжительность звука зависит от того, какое будет движение меха, поэтому нужно иметь много силы в левой руке.

Начинаем работу над звуком. Ребята извлекают его, нажимая на одну и ту же клавишу, ведя движение меха в левой руке. Теперь играем два долгих звука на одной клавише, в то время как мех выполняет одно движение – раскрывается, и два звука в обратном направлении.

Когда ребята научатся извлекать на инструменте чистое звучание, можно разучивать песни. Дети запоминают звук, с которого следует играть, последовательность пальцев.

Предлагаем ребенку самому по слуху подобрать знакомую мелодию, указывая на звук, с которого следует начать игру. Это развивает детское творчество, музыкальные способности.

Занимаемся с детьми индивидуально, когда к празднику нужно разучить новое произведение, чтобы не знали другие дети.

Во время индивидуальных занятий дети учатся бесшумно брать инструменты, быстро надевать ремни, занимать свое место, правильно стоять во время игры.

Готовясь к праздникам, заниматься приходится больше. Дети учатся аккомпанировать вокальной группе, детям, исполняющим танец. На выпускном утреннике девочки подыгрывают на аккордеонах мальчикам, которые исполняют частушки. В данном случае игра на инструментах и песня разучиваются отдельно, а затем объединяются и занимаются вместе.

Так как игра в ансамбле или оркестре требует соблюдения общей динамики, темпа, то эти навыки отрабатываются на индивидуальных занятиях.

Обучение игре на баяне проводим на индивидуальных занятиях. Играют на баяне и на аккордеоне более рослые ребята.

Индивидуально занимаемся с детьми, которые играют на губных гармошках, триоле, сопилке, «Симоне». Каждый инструмент закрепляется за ребенком, подписывается, перед игрой протирается мундштук влажной салфеткой. На занятиях вспоминаем название инструмента, расположение на нем низких и высоких звуков, повторяем знакомые попевки и песенки. После этого переходим к разучиванию определенного произведения, которое будет исполняться оркестром. Учим с ребенком мелодию, работаем над ритмическим рисунком, ребенок выкладывает движение мелодии на фланелеграфе кружочками. Показываем клавишу, с которой начинается игра, ребенок учит мелодию по музыкальным фразам.

Объясняем, как правильно расходовать дыхание при игре на губных гармошках. Чтобы звук получился слабее, дыхание можно взять поменьше, дуть помедленнее. Учим детей дуть в отверстие трубки, равномерно расходуя дыхание, одновременно нажимая на нужную клавишу. Когда ребенок начинает ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.

«Симона» является одним из видов губных гармошек, которые не являются сложными инструментами. Дети отмечают, что на «Симоне» можно играть так же, как на триоле.

Сопилка представляет собой нежный инструмент, все трубочки которого соединены хрупкими пластмассовыми соединениями, учим обращаться с ним осторожно. Все звуки построены в таком же порядке, как и на триоле, «Симоне» и других губных гармошках. Играть на этом инструменте следует на слух, так как нет возможности видеть отверстия, в которые должен попадать воздух.

Во время обучения игре на цитре обращаем внимание на мягкое движение кисти с медиатором, учим зажимать медиатр между большим и указательным пальцами. Показываем, что звук извлекается легким, упругим движением по струне. Нельзя задевать лишние струны.

В каждой возрастной группе оборудован музыкальный уголок, где находится все необходимое для самостоятельных занятий и развития творчества детей, музыкальные игрушки и инструменты. В уголках размещаем инструменты после знакомства с ними на музыкальных или индивидуальных занятиях. В младшей группе в уголке могут находиться органчики, погремушки, игрушки-забавы, музыкально-дидактические игры: «Чей домик?», «Птица и птенчики» Н. Ветлугиной, «Курица и цыплята», «Угадай-ка» Н. Кононовой. Игры размещаются поочередно.

В средней группе после обучения игре на металлофоне, этот инструмент вносится в уголок. Сюда помещаем бубен, лесенку из трех ступенек, колокольчики. Помещаем музыкально-дидактические игры: «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Н. Ветлугиной, «Сыграй, как я» Р. Папковой, «Чудесный мешочек», «Веселая пластинка» Н. Кононовой.

В старшей и подготовительной группах добавляем металлофоны для игры ансамблем, лесенку с пятью ступеньками, аккордеон, баян, цитру; музыкально-дидактические игры («Маленькие песенки», «Ритмическое лото» Л. Комисаровой, «Угадай колокольчик», «Повтори», «Определи по ритму» Н. Кононовой и др.)

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дети переходят к более уверенному исполнению. Индивидуальные занятия дают возможность выявить интересы и склонности ребят. Воспитывают трудолюбие, силу воли, усидчивость, способствуют развитию детского творчества. Дети более осознанно исполняют попевки и песни. Они уверенно повторяют знакомые мелодии в группе, дома, играют в ансамбле, оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста

Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста. Для проведения необ...

Дидактическая игра как форма индивидуальной работы с детьми

формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей осуществлять комплексный подход к созданию игровых ситуаций в условиях игровой деятельности....

«Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»

Подборка дидактических игр на развитие фонетическоко и фонематического слуха; на развитие лексической стороны речи, грамматического строя. Упражнения на развитие речевого дыхания и мелкой моторики....

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Индивидуальная работа с детьми по обучению грамоте

Закрепление знания звуков и букв, отработка умения четко произносить звуки, развитие фонематически слух...

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми группы раннего возраста Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫс детьми группы раннего возраста Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на созн...