СТАТЬЯ "ДЕТИ С ЗПР КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
статья (старшая группа)

Кузина Ольга Владимировна

Статья для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузина Ольга Владимировна

воспитатель

МДОУ "Центр Развития Ребёнка- детский сад №14 " Малышок"

ДЕТИ С ЗПР: КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?

Особенности  детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к увеличению количества детей, испытывающих проблемы в психическом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества трудностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обучения, так и в процессе обучения в школе.Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического развития (сокр. ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвнимание,мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения. В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.

Роль памяти в развитии ребенка.

Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти.Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными  программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. 

В зависимости от того, что необходимо запомнить, различают память:

  • зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
  • слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
  • двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
  • эмоциональную — память чувств.

По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:

  • непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;
  • произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).

На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей.На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и  приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл. 

Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР.

Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне развития мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением.Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.Для детей с ЗПР характерны следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания.  Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).  В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.Также характерны, с одной стороны, незрелость эмоционально-волевой сферы, с другой стороны, снижение умственной работоспособности, сокращение времени, в ходе которого возможна продуктивная деятельность.Коррекционную помощь этим детям целесообразно строить, учитывая эти особенности, постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и методиками. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что, в свою очередь, обеспечивает мотивационную составляющую коррекционного процесса.

Игра – это самый доступный вид деятельности для детей. В игре ребёнок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности запоминания,  воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребности в общении.

Принципы подбора игр и упражнений:

При подборе коррекционных игр и упражнений для детей с ЗПР целесообразно учитывать следующие принципы:

1. Использовать игры и методики, способствующие активизации продуктивной умственной деятельности.

2. Поддерживать интерес и активность мотивационного компонента за счет:

  • эмоциональной насыщенности игр;
  • вариативности в формах организации (игры в парах, в подгруппах, индивидуальные игры, игры в кругу, игры с изменениями позы тела и др.);
  • изменения ролевой позиции в процессе игры (ребёнок — участник, ребёнок — ведущий; ребёнок — ученик, ребёнок — учитель, игры с элементами драматизации и т.д.), способствующей преодолению эгоцентрических установок как в мыслительных операциях, так и в социальной сфере.

3. Обеспечивать оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций, подбирая методики и игры с учетом их:

  • доступности (ориентированности на актуальный уровень психического развития конкретного ребенка);
  • полимодальности (использования при их выполнении всех анализаторных систем: слухоречевой, зрительной, двигательной).

Коррекционные игры и упражнения.

Ниже представлены игры и упражнения, которые можно применять в ходе коррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них в зависимости от того, какой вид памяти нуждается в коррекции.

Игры и упражнения для коррекции слухоречевой памяти:

Игра «Магнитофон».

Цель: активизация запоминания и воспроизведения в определённом порядке звуковых рядов, слогов, слов.

Ведущий, находясь за экраном, предлагает слушать и «записывать на магнитофон», т.е. запоминать.

Например: ряд звуков — А-У-И-Э-О-И; И-А-И-У-Э-0 и др.;

ряд слогов — ПА-ТО-НЫ-МУ-КЭ; ПА-ТО-НЫ-МУ-КА; ПТА-ПТО- ПТУ-ПТЫ и др.;

ряд слов — сад-сок-суп-сын-сон; шапка, шайба, штанга, шуруп, шаги.

Во втором варианте ведущим назначается ребёнок, а взрослый становится вместе с остальными «учеником», который может «ошибаться».

Игра «Телеграф».

Цель: активизация фонематического слуха, эффективности, контроля в слухоречевой памяти.

Педагог предлагает «экскурсию на телеграф». Сначала игра проводится с помощью предметных картинок-подсказок, затем без них. Взрослый говорит: «Вам надо отгадать, какое слово передает телеграфист. Я его не назову, а «передам по телеграфу», простучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если дети затрудняются, им не помогают и картинки, то педагог сам произносит первый слог. Когда игра знакома, ведущим-телеграфистом может быть ребенок.

Например: даны картинки: кот, ваза, карандаш, коза, дуб, монета. Дети выбирают карандаш, монета.

Упражнение «Кто больше назовёт слов с заданным звуком».

Цель: активизация фонематического восприятия, а также диф-ференцировка порядка расстановки заданного звука в разных частях слова (звук может задаваться в разных частях слова).Например: сок — маска — нос — насос и т.д.

Игры и упражнения для коррекции зрительной памяти:

Игра «Фигуры».

Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов.

Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.

Другой вариант этой игры «Сложи узор».

Предлагается рассмотреть и запомнить готовый узор (можно использовать геометрические фигуры, кубики), подсчитать в нём количество кубиков, количество деталей одного цвета, двуцветных, назвать их расположение, как в первом варианте. Другая стратегия запоминания: на что похоже изображение? Количество элементов узора увеличивается от 4 до 9.

Игра «День рождения».

Цель: активизация ассоциативной, опосредованной памяти, прочности запоминания.

Педагог или родитель предлагает сюжет — день рождения какого-либо героя или ребенка. На демонстрационной доске размещают гостей и их подарки. Дети рассматривают и запоминают, кто какие подарки принёс. Гости «танцуют», «играют», подарки «перепутываются», некоторые гости «уходят». По сигналу ведущего дети «восстанавливают» героев и подарки на прежнее место. Количество гостей и подарков увеличивается до 5-7.

Игры и упражнения для коррекции двигательной памяти:

Игра «Рисование линий без зрительной опоры».

Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.

Ребёнку предлагают обводить по бледному контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.

Игра «Вспоминаем знакомые движения».

Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки,  лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т.п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».Немаловажно при коррекционной работе создать «ситуацию успеха» для ребенка, т.е. учитывать возраст, актуальный уровень развития, условия проведения занятий, а также умение специалиста в каждом конкретном случае подбирать задания, адекватные возможностям ребёнка.Практически любая методика может быть «упрощена» или «усложнена», если ребёнок не справляется, либо наоборот, легко справляется с предложенным вариантом. Понижать либо повышать степень сложности задания нужно до «уровня успешности» конкретного ребенка.

Необходимо обратить внимание, что большинство игр и упражнений на коррекцию разных видов памяти можно использовать также и в домашних условиях.

Список использованной литературы:

  • Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
  • Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43
  • Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.:Просвещение, 1989 — 127 с.
  • Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. М.: 1979.-367с.
  • Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. — М.:Рипол Классик, 2010 — 112 с.
  • Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция старших дошкольников и младших школьников (по методике ДИАКОР): Учебно-методическое пособие/ Микадзе Ю.В.,  Чурсина Н.П., Маслов О.Р. — М.:ГАОУ ВПО МИОО, 2012 — 128 с.
  • Микадзе Ю. В., Чурсина Н. П. Нейропсихологическая диагностика и коррекция памяти у 6-ти и 7-ми летних детей // Журнал практического психолога. — 1996. — № 6. — С. 12–21.
  • Никишина В.Ю. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.:Владос, 2003 — 80 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...

Формирование понятий о семье у ребёнка с задержкой психического развития с целью социального воспитания

Рассматриваются вопросы формирования социальных навыков у детей с проблемами в развитии в процессе проведения серии игровых занятий, дидактических игр и упражнений, опираясь на задачи программы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Консультация для родителей "Развиваем память у детей с задержкой психического развития"

            Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и...

7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...

Как развивать память у ребенка с задержкой психического развития.

Как развивать память у ребенка с задержкой психического развития....

Развиваем память у детей с задержкой психического развития через игру

Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знани...