16 правил для воспитателей по формированию нравственности у детей, выдвинутые Я.А. Коменским.
консультация

Анисимова Елена Николаевна

16 правил для воспитателей по формированию нравственности у детей, выдвинутые Я.А. Коменским.

Скачать:


Предварительный просмотр:

16 правил для воспитателей по формированию нравственности у детей, выдвинутые Я.А. Коменским.

Важный вклад в развитие проблем нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях родного народа внес великий мыслитель-гуманист, основоположник педагогик нового времени Ян Амос Коменский (1592–1670). Следуя Платону и Аристотелю, основой нравственности в человеке он считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость; кроме того, он советовал воспитывать у детей скромность, вежливость, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим людям.

Педагогические сочинения Коменского пропитаны духом народности. Он горячо любил родной народ, родную культуру, родной язык. Об этом говорят даже названия его книг: "Чешская дидактика", "Чешская грамматика", "Чешская поэзия", "Мудрость старых чехов". В "Чешской поэзии" он показывает себя знатоком и тонким ценителем поэтических сокровищ родного народа. В "Мудрости старых чехов" он собрал пословицы, поговорки, которые в дальнейшем постоянно использовал в педагогической деятельности, восхищаясь духовным богатством родного народа и глубиной его наблюдений. Богатейший материал с образцами народной мудрости представлен и в книге "Сокровищница чешского языка".

В "Завещании умирающей матери братской общине" мать завещает остающимся жить: "Я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер". Любовь к Родине, земле отцов он пронес через всю жизнь.

Чешский педагог впервые обобщил накопленный опыт воспитания и образования детей в семье, школе, разработал стройную педагогическую систему, в основе которой лежит принцип природосообразности, позволяющий учитывать природу воспитанников, их психолого-физиологические особенности. Данный принцип является одним из основных в этнопедагогике. Я. А. Коменский отмечал, что целью воспитания является не только совершенствование личности само по себе, но и подготовка ее к усовершенствованию окружающей жизни. Педагог-мыслитель неустанно подчеркивал необходимость развития интеллекта у формирующегося индивида и верил в создание счастливой жизни для всех людей с помощью разума и силами самих людей. Цели воспитания Коменский четко сформулировал в своей "Великой дидактике" (1633–1638). В ней он впервые в истории педагогики предложил стройную систему воспитания подрастающего поколения исходя из возрастных особенностей. Воспитание детей до 6-летнего возраста, по его мнению, должно проводиться в семье под руководством матери – это первая ступень воспитания и образования, или материнская школа, где образование должно осуществляться на родном языке на основе родной культуры. В этом возрасте, считал ученый, главной задачей родителей является развитие органов чувств детей, обогащение их представлений об окружающей жизни, развитие речи и первоначальных умений. Я. А. Коменский считал, что родители еще до поступления детей в школу должны подготовить их к основам нравственных норм поведения, к умственному восприятию вещей, научить ясно излагать мысли и дать им трудовые навыки. И выполнение этих задач, по мнению Коменского, возможно лишь на основе родной культуры. Второй этап подготовки детей – от 6 до 12 лет – Коменский называл школой родного языка, где воспитанники всех сословий изучают окружающий мир, совершенствуют владение родным языком, который является "средством цементирования нации как таковой". Здесь дети должны получить реальные знания по арифметике, географии, истории и т.д. На третьей ступени (подростки 12–18 лет) предусматривалось обучение наиболее способных подростков в гимназии или латинской школе, где они более углубленно продолжают изучение предметов, начатое в школе родного языка, с усилением их практической направленности. В завершающую ступень образования в системе Коменского входит академия (юноши 18–24 лет); такая высшая школа, по мнению просветителя, должна быть в каждом государстве, система ее работы описана в "Чешской дидактике".

Важную роль в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье. Этому вопросу он посвятил целый труд под названием "Материнская школа" – это первое в истории методическое руководство для семейного воспитания, построенное на идеях народной педагогики. В этой работе впервые в истории педагогики глубоко раскрывается система воспитания, развития и совершенствования личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Коменский в "Материнской школе" обобщил наиболее прогрессивные идеи о воспитании детей, материнскую мудрость разных народов, в книге представлена концепция всестороннего развития личности ребенка в процессе его воспитания. Рассматривая данный вопрос, Коменский исходил из принципа: "Будущее заключено в детях" и дополнил: "Так как дети являются драгоценнейшим даром божьим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью".

Чешский педагог призывал родителей проводить с детьми целенаправленную воспитательную работу, чтобы сначала их приучить "к благочестию", затем вооружить основами человеческой нравственности и только после этого дать им научные знания.

Я. А. Коменский писал, что каждый народ является великим педагогом, носителем таких необходимых для любого человека качеств, как рассудительность, терпение, осторожность, правдивость, приветливость, храбрость, трудолюбие, остроумие, мужество, высокая нравственность. Вся деятельность человека, считал ученый, должна быть направлена на то, чтобы изучать народную мудрость, "которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными". Основой же нравственности, считал он, является труд, ибо "благородные умы питаются трудом".

Заботясь о подготовке достойной смены, он разработал для воспитателей 16 правил искусства развивать нравственность, пронизанные духом народной педагогики:

1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

2. Из этих добродетелей ведущими являются: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

3. Мудрость юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.

4. Человек во всем должен соблюдать умеренность: в пище и питье, во сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании.

5. Учить юношей мужеству, чтобы они преодолевали самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре, обуздывая нетерпеливость, ропот, гнев; выработать у них привычку поступать во всем обдуманно.

6. Учить ребят справедливости, никогда никого не оскорблять, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность.

7. Быть мужественным, благородным и выносливым в труде.

8. Быть искренним с людьми и исполнительным.

9. Прививать детям и подросткам трудовые навыки; они должны постоянно заниматься каким-либо серьезным или занимательным трудом.

10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность с желанием услужить другим.

11. Развитие добродетелей в детях необходимо начинать с раннего возраста.

12. Добродетелям нужно учить ребят на положительных примерах старших.

13. В первую очередь образцами в поведении для детей, примером порядочной жизни, высокой нравственности должны быть их родители.

14. Примеры для подрастающего поколения нужно сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

15. Тщательно оберегать детей от сообщества испорченных людей, так как природа зла распространяется легче и держится упорнее.

16. Для противодействия дурным нравам необходима дисциплина.

Вклад Я. А. Коменского в развитие народной педагогики неоценим. Он теоретически обосновал и развил принцип народного воспитания; в его трудах рельефно прослеживается веками накопленный педагогический опыт, народные идеи и опыт воспитания. Опираясь на прогрессивные традиции, чешский просветитель создал оригинальную дидактику, оказал значительное влияние на последующее развитие педагогики не только в своей родине, по и во многих других странах, в том числе в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей

Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей...

Консультация «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»

Консультация для родителей и воспитателей детского сада....