"Роль русского фольклора в формировании нравственного воспитания детей"
методическая разработка по музыке

Статья обращена прежде всего к  педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому народу посредством фольклора. Раскрывается роль русской песни, игры и хоровода в формировании нравственного воспитания детей с самого раннего детства. Роль взрослого  в привитии интереса к народному творчеству  у ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenarii.docx22.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Клинецкая Ирина Павловна

ГБДОУ  детский сад №40 комбинированного вида, Колпинский район

40-gdou@mail.ru

Аннотация:

    В статье представлены материалы из опыта работы сотрудников детского сада №40 Колпинского района по воспитанию детей в русских национальных традициях.

Данная методика позволяет приобщить ребёнка к национальной культуре и даёт возможность корректировать нравственное  воспитание современного человека.

Адресовано воспитателям, музыкальным руководителям, родителям.

Ключевые слова: русское народное творчество, Родина, музыкальный фольклор, русский народ, ребёнок.

     Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина-это мать, близкие люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит его формирование и отношение к окружающему.

     Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

     Работая по общеобразовательной программе, разработанной нашими педагога-

ми, мы в повседневной жизни уделяем большое  внимание русской народной музыке, которая оказывает большое внимание на формирование вкуса ребёнка.

Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали

колыбельную песню матери, весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые

впечатления мы в своей работе стараемся закрепить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятия о близких им народных песнях, потешках,

попевках, плясках, мелодиях, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором,

оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

     С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в первой младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях  и вне занятий.

Предлагаем слушать детям музыку в видео- и аудиозаписи в исполнении певцов –

профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов.

Постепенно, в зависимости от возраста детей ,мы расширяем репертуар русских  народных песен и мелодий.

      Русские песни становятся более понятными и доступными когда  мы включаем  

их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитываем, что характерные для русской мелодии мажор и минор, их

переливчатость и переменность доступны  слуху ребёнка. Её яркая гармония, богатые разнообразные ритмы вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера.

Литература

Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство-Пресс», 1999.

Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели. СПб «Детство-Пресс», 2006.

Конспект летнего праздника «Солнышко-Колоколнышко»

для  детей младшего и старшего дошкольного возраста

Задачи:

- Создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу праздника;

- Развивать творческие способности детей через изобразительное искусство и

танцевальную деятельность;

- Пополнить интеллектуальное и эстетическое развитие детей;

- Приобщение жителей ближайшего микрорайона к яркому, зрелищному мероприятию.

Предварительная работа:

- Беседы на темы: «Лето красное пришло», «ОБЖ в летний период»,

«Семейный отдых на природе»;

- Разучивание стихов, пословиц, поговорок о лете.

Ход праздника:

Под музыку песни «Пусть всегда будет солнце» дети собираются на спортивной площадке.

Ведущая: Все кто меня слышит, хлопните в ладоши - раз!

                   Кто меня слышит, хлопните в ладоши – два раза!

                    И все кто меня услышал, хлопните в ладоши – три раза!

Мы начинаем наш весёлый праздник. Но прежде отгадайте мои загадки:

 Ходит – бродит по небу золотое блюдо,

От него тепло повсюду, от него лучи, как огонь горячи (солнце).

Золотое решето золотые зёрна сыплет,

Зёрна к земле тянутся, землю греют (солнечный свет).

Ведущая: Правильно. Давайте сегодня праздник посвятим нашему доброму солнышку. Вспомните, какими ласковыми словами мы можем его назвать?

Ведущая: А теперь, ребятки, все вместе дружно хором зазовём солнышко к нам в гости на праздник!

Все: Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошечко,

         Будем греться вволю, как цветики в поле,

         Деточки играют, тебя поджидают.

Входит СОЛНЦЕ:

Здравствуйте детушки, малолетушки,

Меня вы звали, меня поджидали? (ответы детей)

А я по утрам рано встаю, в глазки вам заглядываю и всех бужу.

А что вы делаете по утрам, чтобы быть бодрыми и здоровыми?

Дети: Зарядку.

Ведущая: А мы сейчас покажем как.

Композиция «Спортом занимаемся»

Ведущая: Наши ребята стихи о тебе, Солнышко, знают. Хочешь послушать?

1реб: Солнце красное проснулось,

            В гости к нам пришло с утра.

            Всем ребятам улыбнулось и сказало: «Это я!»

2реб: От солнышка и травка зеленеет,

            От солнышка цветочки прорастают,

            Земля-чернозём просыпается,

            А добрые люди солнышку улыбаются.

3реб: Солнышко – колоколнышко, выгляни в оконце.

            Где твои детки? Сидят на запечке, лепёшки валяют – тебя поджидают.

Солнце: Спасибо, очень хорошие стихи. Но вы знаете, ребята, что я могу быть не только ласковым, но и коварным. Всё время находиться на солнце, особенно когда оно сильно припекает опасно. Как себя надо вести, чтобы от солнышка не было вреда, вы знаете?

(ответы детей)

Солнце обобщает:

- нельзя долго находиться на солнцепёке с непокрытой головой -  будет солнечный удар

- нельзя смотреть на солнце, иначе могут заболеть глаза, лучше носить тёмные очки

- нельзя долго загорать, лёжа на одном боку или животе – можно обгореть.

Солнце: Так что со мной надо дружить осторожно.

Ведущая: Ребята, скажите мне, а без чего нельзя обойтись летом, чего мы ждём и зовём, чтобы выросли цветы, поспел хороший урожай?

Правильно, без дождя природе не обойдись.

Давайте позовём его к нам на праздник.

Все: Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи.

        Дадим хлеба каравай – хоть весь день поливай!

Появляется ДОЖДИК

Дождь: Здравствуйте хозяева, здравствуй Солнце ясное! Наконец - то и обо мне вспомнили. Ведь когда солнце сильно греет, то без моей живительной воды не обойтись: зелёные насаждения завянут, речки высохнут и не будет водички зверушкам попить, так что и без солнышка нельзя и без меня не обойтись!

Ведущая: Что ты дождик, мы про тебя не забыли и даже танец про тебя сейчас станцуем.

Композиция «Разноцветная игра»

Затем ведущая предлагает поиграть в игру «Солнышко и дождик»

Ведущая: Молодцы, хорошо поиграли и повеселились, а теперь на прощание подарим свои рисунки нашим гостям. Берите мелки и рисуйте портреты «Солнышка» и «Дождика».

Дети под музыку рисуют.

Литература:

Давыдова М.А. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».

Москва «Вако», 2007год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей

Решение задач нравственного воспитания дошкольников....

консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»

Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...

"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"

Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо  так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакоми...

"Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников"

Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников...

Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей".

Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей" была подготовлена в рамках работы по самообразованию  " Воспитание нравственных ка...

Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста». Цель: Выявление роли русских народных сказо...

Статья «Роль педагога в формировании нравственного воспитания детей»

Статья «Роль педагога в формировании нравственного воспитания детей»...