"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"
консультация (младшая группа) по теме

Козлова Наталья Анатольевна

Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо  так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакомится с окружающим миром.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ЗНАЧЕНИЕ   И   РОЛЬ  

МУЗЫКАЛЬНОГО  ФОЛЬКЛОРА  

В   СОЦИАЛЬНО  -  НРАВСТВЕННОМ

ВОСПИТАНИИ  

ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

        Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое активное приобретение знаний о мире, окружающей среде, закладываются нормы морали, нравственные привычки и понятия, формируется характер. Очень важно в этот период помочь ребенку в формировании гармоничной и уверенной в себе личности.

Важно отметить, что знание определенных нравственных «законов» и понятий не всегда предполагает, что ребенок будет их применять на практике и внедрять в собственную жизнь. Так как особенную, достаточно важную роль, в становлении нравственности играет не столько процесс обучения, сколько окружающая среда, в которой ребенок растет. В идеале окружающая действительность и то, чему ребенка «обучают» с социально-нравственной точки зрения, должны соответствовать друг другу. Сложно вырастить морально уравновешенного ребенка с гуманными нравственными принципами, когда он растет в жесткой среде, нормы поведения,  которой противоречат этим принципам.

        Качественными средствами нравственного воспитания детей является их приобщение к природе, народному фольклору, музыке, художественной литературе, изобразительному искусству.

Роль в этом процессе семьи -  создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать ребенку свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе - своего внутреннего мира.

        Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.

Учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства.  В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах.

Народная песня. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься -

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

-Зайка белый

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объеди няя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька --

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько --

Будет песенка.

А колечко на колечко --

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Широко используются и нестихотворные присказки вроде:

“На море, на океане, на острове Буяне

стоит дерево -- золотые маковки.

По этому дереву ходит кот-баюн:

вверх идет:-- песню заводит,

вниз идет -- сказки сказывает.

Это еще не сказка, а присказка,

а сказка вся впереди”.

Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

накормить: Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми.

Сказки, загадки, потешки, прибаутки, песенки - оказывают  нравственное влияние -- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"».

В сообщении ракрывается  значение занятий по музыкальному фольклору для детей дошкольного возраста. Сообщение заинтерессует восспитателей и музыкальных руководителей ДОУ....

консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»

Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»...

Роль музыкального фольклора в воспитании личности дошкольника

Тема нравственного и патриотического воспитания актуальна всегда. Работать в этом направлении можно и нужно с  детьми с самого раннего возраста, и, конечно, не последнюю роль в здесь играет музык...

"Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников"

Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников...

Значение и роль фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольников

  Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, ...