Главные вкладки

    Семинар-практикум с воспитателями «Театральный калейдоскоп».
    методическая разработка

    Трухина Галина Борисовна

    Театрализованная деятельность занимает определенное место среди разнообразных форм обучения,

    воспитания и развития детей дошкольного возраста.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar-praktikum_teatralnyy_kaleydoskop_.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум с воспитателями «Театральный калейдоскоп».

    Цель:  систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей  дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

    2.Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

    3. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

    4. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол, пособий для театра.

     

    Материалы: элементы театральных костюмов для взрослых,  бросовый материал (наборы одноразовой посуды, наборы обрезки бумаги), картон, ножницы, клей, нитки, ватман, фланелеграф,  музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа:

    1.Оформление  методической выставки «Такой разный театр».

    2. Подбор литературы для педагогов  по теме «Все о театре».

    3. Консультация для педагогов «Театральная деятельность в ДОО».

    План семинара-практикума:

    1. Знакомство педагогов с темой семинара-практикума.
    2. Блицопрос для воспитателей «Что мы знаем о театре» (Вопросы об устройстве театра, о театральных профессиях, об истории театра).
    3. Роль театра в воспитании детей.
    4. Виды театров.
    5. Театрализованная деятельность в детском саду (виды театрализованных игр и их особенности, организация театрализованной деятельности).
    6. Домашнее задание «Разыгрываем одну сказку с помощью разных видов театров».
    7. Подведение итогов семинара-практикума.

    Ход мероприятия:

            1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир театра и поговорим о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраст. И для этого у нас есть минимум две причины – Год театра в России и Всемирный день театра, который ежегодно отмечают 27 марта.

    Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Современный театр предлагает нам многообразие постановок.

    Что такое театр? (Педагоги дают определение театру своими словами).

    Вы правы, театр – это и учреждение культуры, и место для зрелищ, и род искусства. В переводе с греческого театр (theatron – место для зрелищ, зрелище) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

    Так как дальше мы будем говорить только о театре и о том, что с ним связано, предлагаю небольшую разминку – блицопрос «Что мы знаем о театре».

    2.Блицопрос «Что мы знаем о театре».

    Вопросы об устройстве театра

    1. Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал)
    2. Как называется место, где выступают актеры? (сцена)
    3. Пространство сцены между занавесом и зрительным залом – это (авансцена)
    4. Как называется осветительная аппаратура  у переднего края сцены? (рампа)
    5. Специальное помещение для оркестра в театре, которое находится перед сценой, - это …? (оркестровая яма)
    6. Место, где актеры надевают костюмы и гримируются, называется…? (гримерка)
    7. Как называются вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля? (реквизит)
    8. Что помогает актерам вжиться в роль своего героя? (грим, костюм, парик)
    9. Приспособление, которое отделяет сцену и зрительный зал в театре, - это…? (занавес)
    10. Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша)
    11. Из какого документа можно узнать, название спектакля, фамилии автора пьесы, режиссера, актеров, которые исполняют роли? (программа)
    12. Несколько произведений, которые исполняются в театре, - это …? (репертуар)
    13. Как называется актерский состав театра? (трупа)
    14. Как называется процесс работы над спектаклем или отдельной его сценой, когда актеры находятся на сцене? (репетиция)
    15. Как называется перерыв между действиями театра? (антракт)
    16. Спектакль, который все зрители видят впервые, называется …? (премьера)
    17. Какой шум во время спектакля самый приятный для артистов? (аплодисменты)

    Вопросы о театральных профессиях.

    1. Кто исполняет роль на сцене театра? (актер)

    2. Кто подбирает для актеров костюмы? (костюмер)

    3. Кто гримирует актеров перед спектаклем? (гример)

    4. Кто пишет сценарий для спектаклей? (сценарист)

    5. Кто пишет музыку для спектаклей? (композитор)

    6. Кто готовит декорации к постановке? (декоратор)

    7. Кто занимается постановкой спектакля? (режиссер)

    8. Кто следит за ходом спектакля, игрой актеров и в случае необходимости подсказывает слова и роли актерам? (суфлер)

    Вопросы об истории театра.

    1. В какой стране родилось высокое искусство театра, на основе которого возник европейский театр? (в Древней Греции)
    2. Что стало прообразом театра на Руси (обрядовые игры)
    3. Как назывались первые профессиональные артисты на Руси? (скоморохи)
    4. Когда появился первый в России царский театр и при каком царе? (в 1672 году при царе Алексее Михайловиче)
    5. Каким был первый русский профессиональный театр? (придворным и входил в число потех царя)
    6. Кого называют отцом русского театра? (Федора Григорьевича Волкова)
    7. Первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия – это …? (Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
    8. Какой театр, из ныне действующих, является старейшим театром в России? (Ярославский академический драматический театр имени Ф.Г. Волкова)
    9. Какой театр в 1898 году создали К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко? (Московский Художественный театр)
    10. Как сейчас называется Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова? (Мариинский театр)

    3.Роль театра в воспитании детей.

    Как мы уже говорили в начале, театр любят и дети и взрослые.

    Театрализованная деятельность занимает определенное место среди разнообразных форм обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

    4.Виды театра.

    (Выступление воспитателя старшей группы)

    5.Театрализованная деятельность в детском саду.

    Занятия театрализованной деятельностью в детском саду имеют большое значение для развития детей. Они позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

    Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображают разные характеры, поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость, доброту. Выступления перед аудиторией формируют у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. При этом «выход к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев из знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены.

    Кроме того, театрализованная деятельности может помочь педагогу оценить эмоциональное состояние ребенка, его личностные особенности. Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно многое увидеть: как они идут на контакт с другими детьми, как чувствуют себя в ситуации, когда что-то пошло не по сценарию или не получилось, какие выбирают роли.

    Таким образом, с помощью театрализованной деятельности можно решать комплекс взаимосвязанных задач по всем направлениям развития детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

    Виды театрализованных игр и их особенности

    Театрализованная игра имеет свою структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роли, ролевое взаимодействие, правила.

    Какая еще игра имеет такую структуру? (педагоги отвечают – сюжетно-ролевая игра). Совершенно верно. Однако между этими играми есть отличия. В театрализованных играх дети используют сюжеты из сказок, рассказов, которые они хорошо знают, а в сюжетно-ролевых играх они отражают события, явления, которые окружают их в реальной жизни. Кроме того, в театрализованной игре есть продукт детской деятельности – инсценировка или спектакль. Сюжетно-ролевая игра такого продукта не имеет.

    Есть два вида театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации. Для каждого вида характерны свои особенности.

    Чем отличаются режиссерские игры от игр-драматизаций.

    Режиссерские игры

    Игры-драматизации

    Роли героев исполняют игрушки или их заместители

    Роли героев исполняет ребенок

    Содержание игры придумывает ребенок, сам организует игру, управляет игрушками, артистами

    Содержание игры определяет литературное произведение

    Ребенок комментирует сюжет и озвучивает героев с помощью разных средств вербальной выразительности

    Ребенок воссоздает образ своего героя с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, элементов костюма, атрибутов

    Виды режиссерских игр могут быть разными. Это зависит от видов театров, которые есть в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (например, бибабо, пальчиковый, марионеток).

    Виды игры-драматизации: игры-имитации образов литературных персонажей, животных, взрослых из ближайшего окружения и не только; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; ролевые диалоги по тексту произведения; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

    Организация театрализованной деятельности в группах.

    Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности велика. Но велики и трудности, с которыми приходится сталкиваться. В первую очередь это загруженность, когда на творчество не остается времени. Однако театрализованную деятельность можно включить во все режимные моменты: самостоятельную деятельность дошкольников, организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время.

    Еще одна проблема – многие педагоги и родители недопонимают значение театрализованной деятельности для развития дошкольников. Зачастую в детском саду и в семьях воспитанников знакомство с театром осуществляется бессистемно, носит поверхностный характер. В связи с этим участие в театрализованной деятельности детей происходит без специальных знаний. Часто родители не поддерживают начинания педагога в этом направлении.

    Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому привлекайте родителей воспитанников к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. Некоторые родители смогут получить ответ на вопрос: «Почему мой ребенок не исполняет главную роль?»

    - Чтобы организовать с детьми театрализованную деятельность, поддерживать интерес к ней, в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда: театральный уголок, уголок ряжения. В каждой группе должны быть разные виды театров с учетом возраста детей и соответствующее оборудование (куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи, ширмы, различные декорации, элементы костюмов).

    6.Домашнее задание «Разыгрываем одну сказку с помощью разных видов театров».

    Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, нужно показывать им личный пример. Педагог должен сам уметь вживаться в разные роли, использовать разные виды театров на занятиях. Сейчас вы сможете оценить творческие способности друг друга.

    (Педагоги каждой группы разыгрывают одну и ту же сказку с помощью разных видов театров. Затем вместе обсуждают, что было сделано хорошо, а где были допущены ошибки)

    Сделать по одному виду театра в группах.

    7.Итоги семинара.

    Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами убедились, что театрализованная деятельность затрагивает все направления развития детей. С ее помощью можно организовать интересную самостоятельную деятельность дошкольников, сделать увлекательными знания, вовлечь родителей в образовательный процесс. Надеюсь, что вы сделали выводы и полны творческих идей. Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр»:

    Театра мир откроет нам свои кулисы,

    И мы увидим чудеса и сказки.

    Там Буратино, Кот Базилио, Алиса.

    Легко меняются герои, маски.

    Волшебный мир игры и приключений,

    Любой малыш здесь хочет побывать.

    Вдруг превратиться в Золушку иль в принца,

    И всем свои таланты показать.

    Театр, словно чародей, волшебник,

    Своею палочкой волшебной проведя,

    И вот ребенок, скромный и застенчивый,

    Сегодня вдруг играет короля.

    Пусть детство будет словно сказка,

    Пусть чудеса творятся каждый миг,

    И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,

    Добро над злом, опять пусть победит!

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. ФГОС ДО

    2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2013.

    3. Антипина Е. А. Кукольный театр в детском саду. Сфера, 2016

    4. Буренина А. И., Родина М. И. Кукляндия. – СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2015

    5. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2011.

    6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2013.

    7. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2012.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...

    Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

    Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

    Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...

    Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

    В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

    «Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

    Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...