Семинар - практикум для педагогов "Актуальность театральной деятельности в развитии речи детей"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Юрченко Оксана Васильевна

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Стимулирует активную речь, способствует активизации словаря, совершенствует звуковую культуру речи. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-_praktikum.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов.

Тема: «Актуальность театральной деятельности

в развитии речи детей».

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность – один из  эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Как театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

  •  стимулирует активную речь за счёт расширения и активизации  словарного запаса; совершенствует грамматический строй; формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь; Малыш тренируется формулировать свои мысли и выражать их.
  • совершенствует артикуляционный аппарат; Выступая на сцене, ребёнок старается говорить чётко и достаточно громко, чтобы его все услышали и поняли. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
  • совершенствует звуковую культуру речи; Ребёнок старается проговаривать все звуки.
  • ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков;
  • театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
  • Расширение зоны общения (с игрушками, взрослыми, сверстниками…)
  • дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность; словесно – логическая память и речь.
  • Демонстрируют правильную речь. В процессе подготовки и показа спектакля у детей развивается связная речь, которая носит эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое употребление вербальных и невербальных средств выразительности.
  • Практическое усвоение образцов речи.
  • помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.                                          Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини - спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

В основе подготовки детей к театрализованным постановкам, инсценировкам, участию в спектаклях лежат театральные игры, в основе которых лежит техника освобождения от зажимов. Игровые ситуации, этюды, как правило, способствуют развитию у ребенка психические процессы — внимание, речь, воображение, память, интеллект, являющиеся, по мнению Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности. Театральные игры способны развивать у детей познавательные интересы, а также реализовать у детей потребность в театре, как в искусстве, что наиболее актуально в наше время. Ведь дети в основном смотрят сейчас анимированные, художественные фильмы да не всегда лучшего качества

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества. Усложнение театральных игр и речевого материала помогает обращать внимание ребенка и на звуковую сторону речи, и на лексику, и на грамматику, кроме того раскрепощает детей, развивает фантазию и воображение. В театральных сценках происходит обучение выражению основных эмоций человека.

Театрализованные игры:

  1. Пантомима (жесты, мимика).
  2. Игры на мышечное расслабление и напряжение.
  3. Игры – стихи (логоритмика).
  4. Ролевая гимнастика у зеркала.
  5. Игры на развитие речевой и интонационной выразительности.
  6. Речевые упражнения (чистоговорки, скороговорки).
  7. Игры с элементами театрализации.
  • Разыгрывание ситуаций.
  • Игры с воображаемым предметом.
  • Разыгрывание ситуации по ролям.
  • Игры – этюды (на выражение основных эмоций, на воспроизведение черт характера, на общение). Сценический этюд - это событийный, законченный отрезок жизни действующего лица (действующих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в сценических условиях.

Игры – этюды развивают нравственно – коммуникативные качества, способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны по содержанию.

Практическая часть:

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

Дети встают в круг.

Берутся за руки,

Улыбаются,

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Подпрыгивают.

Шлёпают руками по коленкам.

Идут по кругу, как лисички.

«Самолёт»

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.

Поворот через правое плечо.

Поворот через левое плечо.

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

Игры на развитие речевой и интонационной выразительности.

Эхо» ( с 4 лет).                                                        

   «Мы бродили тёмным бором,

    Мы спросили дружно хором:

   - Дома ль бабушка Яга?

    Лес ответил нам:

   - Ага!»

Текст повторяется, дети произносят его – тихо, грозно, трусливо, смело…»  

Речевые упражнения.

Скороговорки раздать.

«Шарик»

Исходный звук «Х»

У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при  движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).

Игры с элементами театрализации.

-  Игра с воображаемым объектом.

Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла. Берём в руки уголёк, передаём его быстро с словами, пока не обжёг.

- Разыгрывание ситуации по ролям.

«Заяц белый» (для детей среднего возраста)

Девочки – Заяц белый, куда бегал?

Мальчики – В лес дубовый.

Девочки – Что там делал?

Мальчики – Лыко драл.

Девочки – Куда клал?

 Мальчики – Под колоду.

Девочки – Кто брал?

Мальчики – Родион.

Девочки – Выйди вон.

«Телефон»

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины…

- Игры – этюды.

Этюды на общение.

Задания (в руках у детей куклы "би-ба-бо" или обыкновенные игрушки).

1. Куклы встречаются друг с другом и:

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье

в) прощаются.

«Встреча»

Ходить по площадке в хаотическом движении. Когда вы встречаетесь с кем-то, то нужно:

a) сказать друг другу «доброе утро»;

b) представить себя партнеру;

c) пожать друг другу руки;

d) кивнуть;

e) обняться;

f) поцеловаться;

Комбинировать разные виды приветствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...