Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Надежда Николаевна Зиновьева

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы и приемы развития речи у людей. Образовательный процесс в группах для дошкольников с речевыми нарушениями требует от педагогов постоянного поиска новых методов и приемов работы с воспитанниками. Перед учителями-логопедами и воспитателями стоит задача совмещения, традиционных коррекционных подходов и современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» ст. Барсуковская

                                                                                                                         

   

Семинар-практикум для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»                                                                              

                 

Воспитатель:

Зиновьева Н.Н.

Ст. Барсуковская

2021 г.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.

Для чего же нам нужна хорошо развитая речь? Конечно же, вопрос не заставит ждать долгого ответа - для социализации в обществе, для уверенности в собственных сил, для взаимодействия с окружающими людьми и т.д.

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы и приемы развития речи у людей. Образовательный процесс в группах для дошкольников с речевыми нарушениями требует от педагогов постоянного поиска новых методов и приемов работы с воспитанниками. Перед учителями-логопедами и воспитателями стоит задача совмещения, традиционных коррекционных подходов и современных технологий.

Я хотела бы Вас познакомить с одним очень интересным, на мой взгляд, методом развития не только речи, но и межполушарного взаимодействия!

Это кинезиологические упражнения.

А теперь по порядку, кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей (головного мозга) и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Вы зададите вопрос, а почему именно эти упражнения?

Ответ прост: кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейтронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

 Хотела бы отметить, что основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет.

Что дают нам кинезиологические упражнения?

 

-Развитие общей и мелкой моторики;

-Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

-Развитие речи;

-Снятие эмоциональной напряженности;

-Создание положительного эмоционального настроя;

-Повышение стрессоустойчивости организма;

-Возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста;

-Формирование учебных навыков и умений. развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико-аналитических способностей левого. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Для успешного обучения и развития ребёнка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела.

Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать через кинезиологические упражнения.

Хотела бы отметить, что на занятиях активно используются кинезиологические упражнения, которые детям очень нравятся.

Виды кинезиологических упражнений:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Устраивайтесь поудобнее и попробуйте выполнить комплекс кинезиологических упражнений:

Из большого количества разнообразия упражнений на занятиях целесообразно включать следующие, предусмотренные для различных его этапов.

 Для начала занятия. 

  1. Растяжка “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  1. Глазодвигательные и дыхательные упражнения.

“Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

Расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, которые контролируют мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

  1. Дыхательное упражнение.

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Позволяют развивать ритмику организма, самоконтроль и произвольность.

Середина занятия.

Телесные упражнения. 

«Рисование обеими руками».

 Название говорит само за себя: ребенку предлагается рисовать/обводить синхронно обеими руками предъявляемый рисунок. Данное упражнение отлично формирует межполушарное взаимодействие. Позволяют развивать мелкую моторику.

Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения.

«Кулак, ребро, ладонь».

Очень непростое и интересное упражнение, которое дети выполняют с большим интересом.

Все просто: предлагайте дошкольнику изобразить ладонь в виде «кулака», затем «ребром» и «ладонью» вниз. Сначала отрабатываем и пробуем на одной руке (ведущей), постепенно добавляем вторую руку. С каждым разом ускоряем темп выполнения задания. Советую выполнять упражнение вместе с ребенком, то есть поиграть: кто быстрее и точнее выполнить задание.

“Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Перекрёстные движения способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Конец занятия.

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, в наш любимый детский сад.. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Телесная релаксация  способствует снижению тонуса скелетной мускулатуры.

Хотела бы рассказать о правилах выполнения упражнений:  

• занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• требуется точное выполнение движений и приёмов;  

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;  

• перед интенсивной умственной нагрузкой;  

• продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;  

• каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и  сочетании.

Использование данных упражнений способствует интересному, разнообразному и

эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей

в детском саду. Систематически выполняя эти упражнения, дети достигают хорошего

развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие

речи. Поэтому мы рекомендуем использовать данные упражнения.

Давайте подведем итог, кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Я желаю Вам вдохновения и удачи на выполнения основных кинезиологических упражнений! Главное помните – наша речь на кончиках пальцев!

Список литературы

1. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000.

2. «Гимнастика мозга» Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон, 2015 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Здоровьесберегающие технологии для развития речи детей в работе логопеда"

      Как правило, дети с нарушением речи имеют ослабленное нервно-психическое и физическое здоровье.   Поэтому в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми, считаю...

"Мастер-класс для родителей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей."

Мастер-класс для родитедей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитие речи детей раннего возраста" ....

Мастер -класс " Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей

Мастер -класс " Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей был проведен на конкурсе "Воспитатель года -2018"....

Презентация к Мастер -классу " Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей

Презентация к Мастер -классу " Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей была показана  на конкурсе "Воспитатель года -2018"....

Мастер – класс для педагогов «Реализация технологии «Мнемотехника» через использование «тактильных дощечек» для развития речи дошкольников»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Речь играет важную роль в становлени...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»

Семинар-практикум для педагоговТема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»...

Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей (головного мозга) и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Вы зададите вопрос, а почему имен...