Семинар-практикум для педагогов Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Орлова Светлана Васильевна

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._seminar_praktikum.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»

Автор: Орлова Светлана Васильевна-воспитатель МАДОУ МОг. Краснодар «Детский сад №216»

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Актуальность темы: Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Цель:  Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

ЗАДАЧИ:

1.Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

2Систематизировать знания педагогов в особенностях и условиях развития речи детей.

3.Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

 Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать  ее в едином процессе.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

В детском саду используются различные виды театра:

Пальчиковый театр: Способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Вязаный театр: Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию;

Формирует творческие способности, артистизм;

Обогащает пассивный и активный словарь

Конусный :

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр топотушки   (тамтамарески):

Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;

Знакомит с народным творчеством;

 Обучает навыкам общения, игры, счета

Стендовый:

Развивает творческие способности;

Содействует эстетическому воспитанию;

Развиваюет ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Теневой: Развивает  пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений;

Развивать тембр голоса;

Умение раскрепоститься. вести диалогическую и монологическую речь.

Театр Би-ба-бо

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

Помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

Развивает абстрактное мышление

Костюмированный театр

способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки.

Вывод:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать  богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

    Деловая игра для воспитателей "Театральный ринг"

Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность ее использования в процессе развития речи дошкольников.

Тест «Вы творческий человек?»

  Задание 1. Разминка   «Да-Нет»

1.Команды  быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

Для 1 команды:

В слове «яркая» 7 звуков. (Да).

Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)

Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

Для 2 команды:

Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)

Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

ЗАДАНИЕ №2 «Артикуляционная сказка».

Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку  с этими упражнениями.

Например, по ТЕМЕ: « ТРАНСПОРТ»

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок).  Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

ЗАДАНИЕ № 3  «Скороговорки н а развитие дикции»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

Еле-еле Елизар,   Едет-едет на базар.

А с базара, а с базара,   Не догонишь Елизара.

Мама шьет сорочку дочке.  Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:   Растет дочка, как росточек.

Променяла Прасковья карася  На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,  Простудились поросята, да не все.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Грабь граблями гравий, краб!

  ЗАДАНИЕ № 4  «Сказка на букву».

Я называю букву - вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка”; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивко-Бурко”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.

  ЗАДАНИЕ № 5 «Черный ящик» //задание для двух команд//     Внимание! Вопрос!

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//

Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»

ЗАДАНИЕ № 6  «Реши пример. Герой + предмет = сказка».

Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.

Задание для первой команды:

1.Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? //К.И. Чуковский Мойдодыр//

2.Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? // Шарль Перро «Кот в сапогах»//

Задание для второй команды:

1.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//

2.Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//

И закончить наш семинар - практикум  хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».