Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов ДОУ. "Применение здоровьесберегающих технологий для развития речи детей старшего дошкольного возраста".
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К сожалению, в нашей педагогической практике все реже встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. А также у многих дошкольников есть нарушения речи. Решить обе проблемы одновременно можно путем применения здоровьесберегающих технологий, представленных в данном мастер-классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов ДОУ. "Применение здоровьесберегающих технологий для развития речи детей старшего дошкольного возраста".
Цель: применение здоровьесберегающих технологий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий для развития речи старших дошкольников.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Ход мастер-класса
Приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Уважаемые коллеги, дошкольный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К сожалению, в нашей педагогической практике все реже встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми.
Одной из важнейших задач в работе педагога на современном этапе является развитие речи детей. В этом мне помогают здоровьесберегающие технологии, такие как:
- Биоэнергопластика
- Дыхательная гимнастика
- Самомассаж
- Гимнастика для глаз
- Игры на координацию речи с движением
- Мозжечковая стимуляция
- Логоритмику
Сегодня я хочу показать вам некоторые игры и упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий, которые применяю в своей коррекционной работе. Но эти игры можно применять всем педагогам, как с детьми ОВЗ, так и с нормотипичными дошкольниками.
Начнем с одного из важнейших направлений в логопедической работе - развитие артикуляционной моторики. Для этого я использую биоэнергопластику.
- Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, движениями ног, корпуса. Я предлагаю вам сделать биоэнегропластику вместе со мной под музыку.
Со всеми педагогами выполняется биоэнергопластика
Название артикуляционного упражнения | Движения руками |
Улыбка-хоботок | И.п. Руки на уровне уголков рта, ладони повернуты друг к другу. Улыбка-расставить руки в стороны хоботок-приблизить ладони друг к другу на уровне уголков рта |
Качели | Поднять прямые руки вверх-опустить вниз |
Часики | И. п.Руки перед собой, ладонями от себя. На ход языка вправо правая рука отводится вправо. На ход языка влево левая рука отводится влево. |
Змейка | И. п.Руки вместе ладонь к ладони перед собой, согнуты в локтях. На ход языка вперед руки вытянуть вперел. На ход языка в рот руки согнуть в локтях |
Накажем непослушный язычок | И. п. Руки вытянуты вперед одна ладонь располагается сверху и лежит на другой. На шлепанье губами пя-пя-пя-похлопать в ладоши вытянутыми руками. На прикусывание языка та-та-та- постучать кулачками (руки прямые, один кулачок сверху, другой снизу). |
Лопаточка-чашечка | И. п. Руки прямые перед собой. На «Лопаточку» руки повернуты вверх тыльными сторонами ладоней. На «Чашечку» руки поворачиваем ладонями вверх. |
Лошадки | И. п. Руки согнуты в локтях перед собой. Энергично пощелкать пальцами. |
2. Дыхательная гимнастика. А теперь давайте перейдём к нашему дыханию.
Вы знаете, что дыхание может быть лечебным? Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
Уважаемые коллеги предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику. Упражнение выполняется стоя.
Дыхательная гимнастика с использованием методики Т. Н. Новиковой – Иванцовой и С. М. Томилиной.
1 вдох через 1 ноздрю | 1выдох на одну ладошку 1 выдох на другую ладошку. |
1 вдох через 1 ноздрю 1 вдох через 2 ноздрю | 2 выдоха на каждую ладошку поочередно |
1 вдох через 1 ноздрю 1 вдох через 2 ноздрю | 2 хлопка 2 медленных выдоха ( руки на каждый выдох одновременно опустить вниз) |
1 вдох через 1 ноздрю 1 вдох через 2 ноздрю | 1 часть музыки: Подуть на одну руку от локтя к кончикам пальцев Подуть на другую руку от локтя к кончикам пальцев 2 часть музыки: Медленный выдох на высунутый язык |
1 вдох через 1 ноздрю 1 вдох через 2 ноздрю | Пропеть с выдохом звук А на одну руку от локтя к кончикам пальцев Пропеть с выдохом звук А на другую руку от локтя к кончикам пальцев |
А теперь я хочу познакомить вас с одним из моих любимых видов работы это мозжечковая стимуляция. Она пришла в логопедическую практику из нейропсихологии и очень помогает в работе с детьми, у которых наблюдаются наряду речевой недостаточностью такие проблемы, как дефицит внимания, нарушения поведения, отсутствие мотивации.
3. Мозжечковая стимуляция- это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.
В качестве балансиров сегодня будем использовать балансировочные сферы.
Предлагаю выйти 6 добровольцам и снять обувь.
На полу лежат 6 пар балансировочных сфер.
Уважаемые коллеги, встаньте, пожалуйста, на сферы. (На голову каждого участника кладу мешочек с песком).
-Уважаемые коллеги, держим баланс и проговариваем первый куплет стихотворения, четко произнося звук Ш:
«Языколомка» из пособия Ю. К. Школьник.
Если мошки были бы мишками,
Они запаслись бы еловыми шишками.
Пташек, которые мошек клевали,
Мишки бы шишками с неба сбивали.
(Участникам раздаются ребристые мячи)
Молодцы, а теперь усложним задачу - теперь, уважаемые коллеги, вы держите баланс, перебрасываете мяч из одной руки в другую, при этом проговариваете второй куплет стихотворения.
Если бы мишки были мышками,
Они бы питались медовыми пышками.
Ловко бы пчел объедали воришки,
Мышки, которые меньше чем мишки.
Молодцы, Продолжаем усложнять задание. Теперь вы становитесь парами.Друг напротив друга. Удерживая баланс, проговариваете стихотворение и после того, как произносите 1 строчку стихотворения, перебрасываете мяч своему партнеру.
Если бы мышки были бы мошками,
Они целый день бы гонялись за кошками.
В ушки жужжали и часто будили
За то, что их раньше кошки ловили.
4. Коммуникативные игры (тема “Домашние животные”)
Игра: “Бинго”
Дети парами идут по кругу и поют:
У фермера была собака звали ее Бинго:
Остановились в кругу лицом друг к другу, поют:
Би Ай ЭН ДЖИ О-О-О! – пожимают друг другу руку,
Би Ай ЭН ДЖИ О-О-О! – кружатся 1 круг
Би Ай ЭН ДЖИ О-О-О! обнимают друг друга, меняются парами по кругу
5. Самомассаж рук и лица куклами- мочалками.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который является прекрасным средством профилактики различных заболеваний.
Необходимо надеть куклы-мочалки на ведущую руку, проговаривая слова выполнять массажные движения:
1 вариант (подгруппа) | 2 вариант (индивидуально) |
Говорить хочу красиво, Вот мочалка – что за диво! На руку ее наденем И начнем работать с нею. Зайчик, кошечка, утенок, Медвежонок и слоненок, Помогают нам трудиться, Говорить и не лениться! Нужно варежку надеть И немного потереть. Лобик трем и подбородок, На все хватит нам силенок! | Вот утеночек (слоненочек, котеночек и т.д.) забавный! Помоги-ка мне разок, Растираю ушки сильно, Щечки и макушку, Лоб и шею, пальцы рук – Настоящий ты мне друг! |
- Самомассаж ладоней и пальцев рук с использованием аппликатора Кузнецова.
-Давайте прогуляемся по волшебной лесной дорожке своими ладошками.
Педагоги произносят текст и поочередно выполняют надавливающие движения на аппликатор Кузнецова.
По лесной дорожке
Шагают ладошки
Прогуляемся немножко
И вернемся мы с лукошком
Раз, два, три, четыре,пять.
Мы идем домой опять.
4. Речь с движением «Мышки». С использованием спортивного мяча с шипами.
- Педагоги произносят текст и выполняют движения с ребристым мячом:
Вышли мышки на прогулку Мышка с сыром, мышка с булкой | Катать ребристый мяч вперед-назад |
Мышь с корзинкой, мышь с сачком,
| Катать ребристый мяч влево-вправо |
Мама мышка с рюкзачком. | Прокатить мяч вокруг пояса |
В рюкзачке проказница Балуется дазнится. | Перебрасывать мяч из одной руки в другую |
Ой, ой, ой! | Подбрасываем мяч и ловим |
- Речь с движениями «Шнурки». Педагоги шнуруют коврики и на каждый стежок проговаривают стихи:
С лягушонком я дружу.
Коврик я ему вяжу.
Раз стежок: « У-У-У!»
Два стежок: «А-А-А».
«У-а, у-а!» -
Вот и кончилась игра!
Не ботинки я шнурую,
Я шнурки дрессирую,
Я шнурки завяжу
И рисунок покажу.
5. Гимнастика для глаз «Лиса»
Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.
Са-са-са - здесь живет лиса Сы-сы-сы-хвост пушистый у лисы. | Моргают обоими глазами одновременно |
Су-су-су - но невидим мы лису Са-са-са –лисонька-краса | Глаза закрыты |
Глазки открываются, Дети улыбаются | Широко открыть глаза. |
6. Мозжечковая стимуляция (Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, стихотворениях, песенках). Дети, стоя на балансировочных сферах, проговаривают стихотворения, попевают песенки.
- Песенка – распевка Железновой «Конфетки»
Ши-ши-ши-ши – как конфетки хороши. | Нарисовать перед собой круг 2 руками |
Шо-шо-шо-шо – мойте ручки хорошо. | Потереть ладошки друг о друга |
Шу-шу-шу-шу- я к столу вас приглашу. | Помахать руками по направлению к себе |
Ша-ша-ша-ша – будем кушать не спеша. | Имитация движения ложки от пояса ко рту. |
7. Логоритмика развивает общую моторику, музыкальный слух, чувство ритма, гибкости и пластичности.
Выполнение под звуковое сопровождение.
Вот зима кругом бело Много снегу намело Мы за чудом в лес пойдем Чудеса мы там найдем | Показывают руками, как много снега Ходьба на носках в среднем темпе |
На пути сугробы, поднимайте ноги. | Ходьба с высоким подниманием бедра |
Мягкий беленький снежок Тает на ладошке | Ходьба на носках в среднем темпе Ладошками поочередно ловят снежинки. |
До чего же хорошо в новеньких сапожках Пробежаться с ветерком | Медленный бег |
И в сугроб свалиться И в пушистый снежный ком Взять и превратиться | Прыжки с передвижением вперед |
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...

Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальная, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по ...
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне...

мастер - класс "Применение метода СИНКВЕЙН в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
мастер - класс по развитию речи...

Консультация для педагогов и родителей "Применение метода "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников....

Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
О новизне, актуальности, понятии, задачах, структуре, этапах составления обучения, формах работы, результативности применения технологии метода синквейн....

Мастер - класс «LEGO – технология в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер класс для воспитателе ДОУ....
