Воспитание толерантности в семье
статья

 План :

  1. Что такое толерантность?
  2.  Воспитание толерантности в семье.
  3. Педагогический тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti_v_seme.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность – (от лат.- терпимость) т.е. – это ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В словаре В.И.Даля Толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении нескольких веков, этот процесс продолжается и до сих пор. Происходит это, потому что между людьми возникают всё новые и новые формы нетерпимости –( интолерантности -не терпимости) – это : национализм, расизм, фашизм терроризм  и т.д. Нетерпимость основывается на убеждении, что мой образ жизни, мои взгляды, моё мнение- стоят выше всех. Это неприятие другого, за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, говорит и живёт иначе, просто за то ,что он существует.

Толерантность – как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально ( с рождения ).Она должна быть специально сформирована и воспитана.

Дошкольный период – самый сензетивный период для развития различных знаний, умений и навыков ребенка. Поэтому работа по формированию толерантности личности должна проходить именно в это время. И здесь большая роль принадлежит семье.  Известно, что семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка. Именно, с семьи и начинается формирование  толерантности, которое должно рассматриваться  не как синоним словам «терпимость» и «терпение», а как уважение, принятие и признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

                      Семья является источником передачи  ребенку социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. В семье ребенок приобщается к опыту человечества, в результате чего он  приобретает человеческие особенности.

Всем известно, что родительская любовь к своему ребенку дает ему чувство защищенности и безопасности, является чрезвычайно важным источником духовного и нравственного  развития ребенка, поскольку она является основой его понимания, принятия, признания  и прощения.

Поэтому, необходимо осознать важность положительных взаимоотношений между членами семьи, бесконфликтного общения, личного примера отцов и матерей, наличия семейных традиций в формировании у детей опыта эмоционально-нравственных отношений, толерантности, добросердечности, отзывчивости, ответственности.          Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отношения с родителями. Ребенок может находиться в состоянии эмоционального комфорта (эмоционально-теплые, ровные отношения с родителями, постоянная поддержка), либо в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликтные, тревожные отношения). «Фундаментом» эмоционального опыта дошкольника, его мироощущения является эмоциональный образ семьи. Поэтому реализация данного подхода невозможна без гармонизации эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

 Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.  Во-первых, не обижать его.

  Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним

  В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

 В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

 В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

 В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

И отец, и мать должны стремиться сделать своего ребёнка счастливым. А счастье в семье – это внутреннее чувство благополучия каждого её члена, чувство равновесия, удовлетворенности жизнью. Как же этого добиться?

Вспоминается китайская притча о счастливой семье, в которой насчитывалось более ста человек. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить: правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир.


Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже [6].

Что следует помнить родителю, разрешая конфликты и формируя толерантность у детей:

  • Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент взаимодействия.
  • Всякие негуманные действия взрослого вызывают противодействие.
  • Если ребенок бросил вызов взрослому, значит у него есть на это причина.
  • Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или семьи.
  • Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  • Положительные находки зачастую забываются, промахи же помнятся долго иногда всю жизнь.
  • Не следует за каждым отрицательным поступком детей видеть только отрицательные мотивы.
  • Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  • Предупредительность и корректность поведения взрослого снижает напряжение в общении.

Упражнение «В чем мы похожи?»

Все мы разные, но всё-таки можно найти что-то, чем мы похожи.

Цель: Создать непринужденную обстановку, доброжелательную атмосферу среди участников.

 Участники садятся по кругу. Ведущий выбирает из участников одного, похожего на него какой-либо реальной или воображаемой чертой, и приглашает его в центр круга. Избранный обращается к кому-нибудь из участников по такому же принципу, но уже по другому признаку. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в центре круга.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Яблоко»
  2. Цель: Знакомство участников с понятием «толерантность».

Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части.

Ведущий Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам  поочередно дотронуться до одного и того же  предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки  яблока одним пальцем. Участники трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Ведущий . Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?-  и озвучивают его)

Ведущий показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе с участниками:

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Ведущий. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Не все из вас смогли проявить толерантность в общении.

Заключение:

Мы живем среди людей и должны дружелюбно относиться друг к другу. Надо научиться учитывать мнения и поступки других, уметь понять человека и простить его, быть дружелюбными; не делать другим того, чего ты не хотел для себя. А для этого необходимо искоренить из своих сердец превосходство, безразличие, предвзятость. И тогда всех нас - истинных, добрых, сердечных - все будут любить и уважать. И мир станет лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании толерантности

Проблемные обсуждения с родителями " как воспитать толерантного человека?"...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЬЕ»

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово "толерантность". Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к др...

Консультация для родителей "Воспитание толерантности в семье"

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово "толерантность". Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к др...

Консультация для родителей Тема: «Воспитание толерантности в семье»

«Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими....

Консультации для родителей.«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Взаимодействие педагогов и семьи  при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Консультация для родителей "Воспитание толерантности в семье"

Сегодня мы часто слышим слово "толерантность"....