Консультации для родителей.«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа) по теме

Тихонова Марина Сергеевна

Взаимодействие педагогов и семьи  при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultgatsii_dlya_roditeley.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

       «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

       При современном уровне миграции народов, дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.

        Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России, разных стран мира.

         Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг. Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

          Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, мира, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».  Важно уже в дошкольном возрасте воспитать положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур,                                                                                                      понять, что мир прекрасен в  своем многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Воспитать симпатию и уважение к людям разных национальностей, нравственные качества: доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь. Необходимо развивать  интерес  и обогащать представления о народных традициях, культуре народов, живущих в городе, крае, России, мире.

        Целенаправленная работа по воспитанию нравственных основ личности у детей дошкольного возраста позволит не только сформировать дружеские взаимоотношения между детьми, но и развить толерантность, посредством  ознакомления с различными национальностями, проживающими на территории города, края, страны, мира.

       В нашей группе есть дети разных национальностей: русские, татары, армяне, узбеки, украинцы, белорусы. И для того чтобы  детям было комфортно, чтобы они жили в мире и согласии, необходимо наличие у них таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств. Благодаря системе работы по данному направлению дети знакомятся со своей национальностью, национальностей своих сверстников, встречаются с сотрудниками детского сада разной национальности. Проводится работа по ознакомлению с народами, проживающими в городе Прокопьевске, родном крае, мире.

      В нашем детском саду проводятся разные формы работы по ознакомлению детей с культурой, традициями и обычаями разных народов: беседы, занятия, рассказ педагога, праздники, развлечения, просмотр слайдов и презентаций, организуются подвижные игры разных народов, дети знакомятся с художественной литературы других народов и т.д. Все это расширяет кругозор детей, формирует интерес и любознательность.

        Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств; невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Современный человек должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности. А дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Поэтому очень важно, чтобы педагоги и родители активно сотрудничали и совместно работали по воспитанию толерантности с дошкольного возраста.

Необходимо проводить беседы с детьми дома о разных народах, их культуре, традициях и обычаях; просматривать и обсуждать мультфильмы  о дружбе, взаимопомощи, доброте; читать детские сказки, рассказы, стихотворения  народов мира; рассматривать картинки, иллюстрации о разных странах и их народах; личным примером показывать уважение к людям разной национальности. Подражая своим родителям, дети начинают проявлять заботу, чуткость, внимание, ласку по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,

Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая,
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга,  уважая,
Толерантность – слово для живых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»

Консультация для родителей«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Консультация "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста".

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культ...

Консультация для родителей " «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения"

Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их вз...

Консультация для родителей. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»

Консультация для родителей. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...