игра помогает воспитывать интерес детей к природе
консультация

Ласточкина Татьяна Станиславовна

информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игра помогает воспитывать интерес детей к природе (консультация для родителей)

Дошкольное детство - это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Игра оказывает развивающее воздействие. Существует и так называемые дидактические игры, которые содержат определенные умственные задачи. Различные разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры чаще всего- это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребенке общительность, умение смотреть взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.

Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Игры бывают на всякие темы и сюжеты. Немалое значение в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Его родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, найдёт отражение в его играх.

Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения леса, могут трансформироваться в игру. Он начнет строить дорогу, чтобы отправиться в лес. Взрослый может, как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает её тем же методом - новыми игровыми действиями. На машине они отправляются. Взрослый берет на себя роль шофёра. Доехав до станции «Лесная», начинают прогулку по «лесу». Взрослый показывает слайды с изображением лесных растений и животных. Вместе комментирует, какие ягоды, грибы им встретились, как лесные птицы выводят птенцов. У «болотца» встречаются с лягушкой, наблюдают издали, как к «ручью» спускается заяц. На «опушке леса» начинается «луг». Отдыхая, рассматривают цветущие растения, бабочек, стрекоз, вьющихся над ним. И снова едут домой.

Главным звеном этой игры является воображаемая ситуация, которая поддерживается взрослым: ребенок идет по воображаемому лесу (комнате), время от времени (для просмотра слайдов) присаживается то на поляне (ковре), то на бревне (стульчике). Возле «болота» ребёнок идет осторожно (у него вязнут ноги). Важным моментом изображаемой ситуации является установка взрослого на правильное поведение в лесу: взрослый призывает быть осторожным, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательным,   чтобы   услышать   голоса   обитателей   леса   (пение   птиц, шуршание ежа, жужжание пчелы).

В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге взрослые должны играть с ребенком в эти игры в соответствии с правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об особенностях и образе жизни.

Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, фрукты. Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки - образы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру - это улучшит восприятие их формы. Затем хорошо бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что на каждой стороне кубика представлены детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша, как, глядя на картину -образец повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки. Затем обучает складывать картинки по образцу. Игры разрезными картинками воспитывают в ребенке выдержку, Терпение, упорства в достижении цели. Он тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это - важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.

Можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, или морковку. Ощупав предмет, он должен отгадать его. Дошкольнику интересно узнать, что же ему кладут в руки-то ли огурец, то ли помидор, отличить апельсин от яблока, не спутать яблоко с грушей.

Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В игре: «Отгадай по описанию». По дороге вы зашли в магазин. Но в магазине большая очередь, пока вы стоите в очереди, предложите поиграть.

- Я буду загадывать загадки, а ты по описанию их отгадать.

Красная репка

в земле засела крепко,

тянул ее дедка,

тянул ее бабка,

чтобы внучкам-деткам

стало бы сладко. Что это? Это - свекла.

Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребенка, ему нужно тоже предложить придумывать загадки-описания.

Родители очень часто могут играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки - они не требуют особых условий и дополнительного материала. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу - цветы, насекомые, птицы, в доме комнатные растения, овощи и фрукты.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В игре: «Когда это бывает?» - взрослый называет явление, ребенок -время года, когда это бывает. Например:

•    идёт снег.... зимой,

•    радуга на небе .... летом,

•    «Что бывает круглое в природе?» - (солнце, апельсин, яблоко и т.д.). «Назови одни словом»

Тигр, крокодил, собака хищники.

Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать имеющиеся знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра помогает воспитывать интерес детей к природе

Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деят...

Методическая разроботка: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно п...

Консультация для родителей "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...

Консультация на тему: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"

Консультация о том, какое развивающее действие оказывает дидактическая игра для ребёнка дошкольного возраста....

Консультация. "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."

Консультацияя-Игра помогает воспитывать интерес детей к природе....