Консультация для воспитателей «Адаптация детей к условиям детского сада»
консультация (младшая группа)

Ведущая роль в процессе адаптации ребенка принадлежит воспитателю. В адаптационный период с детьми нужно проводить релаксационные упражнения, подвижные игры, игры на внимание, на развитие речи и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_usloviyam_detskogo_sada.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

        Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения. Здесь всё оказывается новым, непривычным, а иногда даже пугающим: необычный интерьер, встреча с незнакомыми детьми и взрослыми, непривычно большое число сверстников, новые формы общения, коллективные игры и занятия, сон в общей комнате.  

        Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это сложный период для ребенка, когда он, из спокойной, привычной обстановки попадает в более шумную, где его встречают совсем незнакомые ему люди. Попадая в детский сад, у ребенка появляется страх, возбудимость, плаксивость. В детском саду приучают к определенной дисциплине, когда дома можно было все: захотел ребенок - покушал, захотел -  погулял и т.д., а тут, попадая в группу детей, надо соблюдать режим дня. Ребенок не понимает, что происходить вокруг него, он начинает впадать в истерику, почему мама уходит, оставляя его с незнакомой тетей. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

        Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

        Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

  • Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  • Снижение или потеря аппетита.
  • Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  • Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  • Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  • Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  • Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  • Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  • Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

        По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, с таким ребенком почти нет хлопот, ведет себя адекватно в группе, болеет не чаще обычного. Ребенок спокойно входит в группу, вступает в контакт по своей инициативе, умеет занять себя сам, адекватно реагирует на замечание и одобрение.

- адаптация средней тяжести — примерно один месяц и в течение его может наступить заболевание длительностью 5-7 дней. Ребенок вступает в контакт, на замечания и поощрения реагирует спокойно.

- тяжелая адаптация – дети, которые привыкают долго от 2 до 6 месяцев, часто болеют, забывают имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Это наиболее неприятный вариант. Контакт с ребенком можно установить только через родителей. Ребенок может впадать в оцепенение или наоборот бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта.

        Если ребенок часто болеет, то сложно предположить, как он адаптируется. Этот процесс у него протекает неравномерно.

        В первые дни, как правило, ребенок идет с удовольствием, на 3-4 день начинает проявлять тревогу и проч.

        Адаптированным считается ребенок, у которого стабилизировалось поведение (участие во всех режимных моментах, нормализовался аппетит, стул, сон). Ребенок идет на контакт с воспитателем и со сверстниками. Но ребенок продолжает привыкать и самое важное – процесс социализации только начинается, поэтому в течение первого года посещения детского сада, ребенок может демонстрировать неоднозначные поведенческие реакции и скачки настроения (то был спокойным, вдруг на какой-то период стал плаксивым, агрессивным, тревожным, потом опять может стать спокойным и т. п.). И все вышеперечисленные реакции могут быть в течение первого года, но менее выражены, не такие как в первые два месяца.

        Ведущая роль в процессе адаптации ребенка принадлежит воспитателю, поэтому:

  • Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
  • К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
  • Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.
  • Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
  • Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
  • Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.
  • Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.
  • При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).
  • В процессе адаптации ребенка к детскому саду воспитателям рекомендуется использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
  • Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
  • Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
  • Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

        Необходимое условие успешной адаптации - согласованность
действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

        Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

        Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

        В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

        В адаптационный период с детьми нужно проводить релаксационные упражнения, подвижные игры, игры на внимание, на развитие речи и мелкой моторики.

Правила проведения развивающих игр с детьми в адаптационный период

Правило 1

        Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.

Правило 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.

Правило 4

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное правило 5.

Правило 5

Взрослый не должен оценивать действия ребенка. Слова типа: «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

        Когда ребёнок привыкает к детскому саду, у него начинается интересная жизнь. Здесь он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче устанавливают разнообразные контакты в обществе, чем те, которые воспитывались в дома. Они лучше могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, контролировать свои эмоции, а позднее им легче бывает приспособиться к требованиям школы. Конфликты, переживаемые воспитанниками детского сада, нередко даже идут им на пользу, они учатся отстаивать свои интересы и закаляются психологически.

        Старший воспитатель:

Пищулина Лидия Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада""

1. Правила адаптации.2. Первый в жизни коллектив.3.Ох уж этот режим.4.Рекомендации родителям  Консультация для родителейПервый в жизни коллектив.Правила адаптации...

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"

В консультации даны основные понятия, связанные с адаптацией детей к условиям детского сада; перечислены факторы, от которых зависит течение адаптационного периода; причины тяжелой адаптации к ус...

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада»

Консультация для ролителей "Адаптация детей к условиям детского сада"...

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация за...

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"...

Консультация для воспитателей "Адаптация детей к условиям детского сада"

Понятие "адаптации", особенности привыкания, причины тяжелой адаптации, сроки адаптации, фазы адаптационного процесса, эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка. Памят...