Пути руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников
методическая разработка

Нина Александровна Мартынова

Сюжетно-ролевая игра — это игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и воспроизводит действия взрослых и отношения между ними.

  1. Планирование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
  2. Предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевой игры с учётом требований ФГОС ДО
  3. Методы и приёмы управления и руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников
  4. Особенности содержания сюжетно ролевой игры дошкольников
  5. Сюжеты для игр с дошкольниками

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_syuzhetno-rolevaya_igra.doc771.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра — это игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и воспроизводит действия взрослых и отношения между ними.

Особенности содержания сюжетно ролевой игры дошкольников

Младший: Выполняют операции, действия с игрушками. Одно и то же действие многократно. Результат не важен, главное — процесс. Не называют роль. Речь — монолог, мало взаимодействую со сверстниками. Свойственна подражательность. Ссоры из за игрушек.

Средний: Роли выделяются в начале игры: кто и кем будет. Действия сменяют друг друга. Дети взаимодействуют. Сюжеты простые, бытовые. Ссоры из-за ролей.

Старший: Обдумывают сюжет, планируют содержание, распределяют роли, соединение сюжетов. Смысл — отношения между играющими, сложные ролевые диалоги. Договариваются сами. Ссоры: «Бывает — не бывает», нарушение правил.


Сюжеты для игр с дошкольниками

«К нам пришли гости»

«Маша хочет кушать»

«Маша хочет спать»

«Маша одевается на прогулку»

«Маша умывается»

«Маша заболела»

«Варим суп»

«Варим кашу»

«В магазин привезли новый товар»

«Мы идём в магазин»

«Магазин продуктов»

«Магазин игрушек»

«Очередь»

«У Маши болит зуб»

«У Маши температура»

«На прививку»

«На приёме у врача»

«Скорая помощь»

«Надо Машу причесать»

«Машина сломалась»

«Строим мост»

«Строим дом»

«Едем в гости бабушке»

«В деревне»

«Мы завели щенка»

«Прогулка со щенком»

«В цирке», «В театре»

«На заправке»

«Воспитатель в детском саду»

«Школа»

«Моем посуду», «Стирка»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования

«Город Архангельск»

«Средняя школа № 68»

Воспитатель

МБОУ СШ № 68

(дошкольные группы)

Мартынова Нина

Александровна

Архангельск,

2016


Планирование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

Цель

Ролевые действия  Ролевая речь Сюжет

  • Учить (формировать, активизировать, закреплять, совершенствовать умение) детей действовать с…
  • Формировать (расширять, углублять, уточнять, закреплять, обобщить) знания (представления) дошкольников о … (внешнем виде, действиях, назначении предметов)
  • Расширять (закреплять, уточнять в речи детей) словарный запас детей о…
  • Формировать у детей представление о взаимодействии…
  • Учить детей взаимодействовать в…
  • Разнообразить содержание игры…
  • Учить воспитанников использовать предметы-заместители
  • Учить детей отвечать на вопросы
  • Учить детей вести диалог
  • Учить детей использовать в речи вежливые слова
  • Учить детей обращаться друг к другу
  • Способствовать усложнению игрового сюжета

Предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевой игры

с учётом требований ФГОС ДО

  • Кухня
  • Спальня
  • Магазин
  • Больница
  • Парикмахерская
  • Мастерская
  • Автомобиль
  • Корабль

Содержательная насыщенность

Безопасность

Полифункциональность

Вариативность

Трансформируемость

 


Методы и приёмы управления и руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

  • Показ способов действий с предметами
  • Объяснение назначения предметов
  • Исследование с предметов
  • Прямые указания ребёнку
  • Игра взрослого перед детьми
  • Исполнение педагогом главной роли
  • Индивидуальная игра с ребёнком
  • Параллельная игра
  • Игра с продолжением
  • Разделение обязанностей
  • Разыгрывание ситуаций
  • Разучивание диалогов
  • Рассматривание сюжетных картинок
  • Моделирование игры
  • Внесение новых атрибутов
  • Обыгрывание сюжетов фигурками
  • Игры и упражнения:

«Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», «Отгадай, что», «Что для чего?», «Чего не стало?», «Что будет, если?», «Что сказал…», «Угадай профессию» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....