Эмоциональное развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте
методическая разработка

Димакова Наталья Георгиевна

Эмоциональное развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте

 

В раннем и дошкольном возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им окраску и выразительность.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с сиюминутными желаниями малыша. Чувства у ребёнка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. Эмоции, которые малыш испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всём поведении.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В этом возрасте усваивается «язык чувств» – принятые в обществе выражения тончайших оттенков переживаний. Растёт способность детей управлять своими эмоциями.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте

Педагог-психолог Димакова Наталья Георгиевна

В дошкольном возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им окраску и выразительность.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с сиюминутными желаниями малыша. Чувства у ребёнка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. Эмоции, которые малыш испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всём поведении.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В этом возрасте усваивается «язык чувств» – принятые в обществе выражения тончайших оттенков переживаний. Растёт способность детей управлять своими эмоциями.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми.

Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей:

* Создавать у ребёнка чувство безопасности в атмосфере безусловной любви и эмоционального тепла

* Учить ребёнка распознавать чувства окружающих

* Помочь ребёнку понять своё эмоциональное состояние, осознать собственные чувства

* Учить ребёнка адекватно выражать свои эмоции, справляться со своими чувствами

Для этого полезно:

- Развивать словарный запас ребёнка: обращать внимание на собственные чувства, чувства окружающих, называть их; наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать словами его переживания; вводить в лексикон ребёнка слова, обозначающие оттенки чувств (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчён и т.д.).

- Признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть. Ребёнок имеет право на чувства и их проявление в социально приемлемой форме. Малыш может, например, за что-то рассердиться на сестрёнку, сказать ей об этом, «не дружить» с ней. Но если ребёнок затеял драку, взрослому необходимо ограничить подобное проявление эмоций: «Ты вправе сердиться на сестрёнку, но бить я тебе её не разрешаю!»

- Обсуждать случаи, ситуации, которые произошли с кем-то, определять чувства участников этих событий, обдумывать вместе с ребёнком варианты поступков в сложных ситуациях.

- Предлагать ребёнку способы, помогающие ему взять себя в руки – словесные, физические, творческие и т.д. «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книгу?»

Лучше осознать чувства окружающих и свои собственные, справиться со своим настроением ребёнку помогут некоторые игры и упражнения.

Изобрази животное

Цель – снятие эмоционального напряжения, раскрепощение, развитие выразительных движений.

Ребёнок и взрослый по очереди изображают какое-либо животное: его походку, движения, голос. Каждый должен узнать животное, которое изображает партнёр.

Иностранец

Цель – раскрепощение, развитие выразительных движений

Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете языка, на котором говорит он. Предложите ребёнку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, всё это без слов.

Домашний фотоальбом

Цель – развитие умения понимать эмоциональные состояния окружающих людей.

Предложите ребёнку просмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребёнок не знает. Обратите внимание ребёнка на то, какое выражение лица у людей, что они чувствуют, какое у них настроение.

Рисуем эмоции пальцами

Цель – осознание своего эмоционального состояния; коррекция отрицательных эмоций.

Ребёнку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами (радость, страх, гнев, удивление…). В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребёнок нарисует какие-нибудь пятна, полосы. Выражая на бумаге отрицательные эмоции, ребёнок постепенно освобождается от них, успокаивается. Нарисованные «гнев», «страх», «обиду» можно разрезать на мелкие кусочки, смять, выкинуть в мусорную корзину,

Волшебный мешочек

Цель – осознание своего эмоционального состояния и освобождение от отрицательных эмоций.

Перед игрой с ребёнком обсуждают, какое у него сейчас настроение, что он чувствует… Затем ребёнку предлагается сложить в «волшебный мешок» все отрицательные эмоции, накопившиеся за день: злость, обиду, грусть… Этот мешок, со всем плохим, что в нём есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в него свои отрицательные эмоции. Можно использовать ещё один «волшебный мешочек», из которого ребёнок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.

Дневник настроений

Цель – осознание своего эмоционального состояния, развитие умения выразить его словами.

Заведите вместе с ребёнком дневник его настроений. Введите условные обозначения, например: весёлое, радостное настроение – красный кружок; немножко грустно и хочется помолчать, побыть одному – голубой кружок; обидно и хочется плакать – синий кружок… В течение дня можно делать несколько отметок, если настроение меняется.

Проигрывание ситуаций

Цель – развитие умения осознавать свои и чужие чувства и поступки; развитие социальных навыков.

Для ребёнка будет интересным и полезным обсуждать и разыгрывать различные ситуации, определять чувства героев, обдумывать варианты поступков. Это могут быть ситуации из сказок, детских рассказов, мультфильмов или случаи из реальной жизни. Например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты хочешь порисовать, а все карандаши у других ребят из группы», «Ты пришёл на детский праздник, где никого не знаешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию "Злость" для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие направлено на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста: на овладение знаниями об эмоции злость, умениями распознавать, оценивать и регулировать ...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования фи...

Статья на тему: «Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста».

Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...