Социально - эмоциональное развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Ширяева Татьяна Владимировна

план работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_emotsionalnoe_razvitie_i_vospitanie_detey.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Социально - эмоциональное развитие и воспитание детей

старшего дошкольного возраста

(образовательная область «Социализация». Программа «Детство»: учебно – методическое пособие)

 

Тема

Задачи

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничество со сверстниками

Ситуация «Долгожданная встреча»

Создать у детей ощущение радости общения, чувства единой семьи, взаимной доброжелательности   и эмоционального подъёма

Ситуация «Помощь»

Побуждать детей к проявлению внимания к трудностям сверстника, стремления поделиться с ним своими достижениями

Ситуация «Новенькая»

Побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам

Ситуация «Самокат»

На прогулку выносят один самокат на всех. Как поступить по справедливости? Дети вносят предложения и приходят к общему мнению

Ситуация «Для себя и для других»

Выявить умение ребенка быть справедливым по отношению к сверстникам, учитывать не только свои интересы, но и интересы других детей.

Ситуация «Карнавал»

Развивать умения сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности

Ситуация «Порадуем больного друга»

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание проявить участие к сверстнику в условиях свободного выбора линии поведения

Ситуация «Краски»

Побуждать детей проявлять заботу о сверстниках, активно искать способы оказания помощи

Ситуация «Как поступить?»

Побуждать проявлять внимание к сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других детей.

Представления о сверстниках и о себе

Игра «Узнай друзей по голосу»

Узнай закрытыми глазами, кто читает стихотворение, чьи голоса мы слышим за ширмой?

Игра «Розыск»

Сначала воспитатель, а затем дети делают по «радио» объявление о пропавшем ребенке, то есть о ком –то из детей группы.

Ситуация «Чему я хочу научиться», «Что я умею и чему могу научить своих друзей»

 Дети сидят в кругу, воспитатель крутит стрелку – компас: на кого она покажет, тот рассказывает о себе. В конце ситуации воспитатель делает обобщение.

Игра «Волшебные очки»

Уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников

Ситуация «Мой друг»

Дети по очереди описывают своего друга: особенности внешности, увлечения и достижения. Любимые совместные дела. Остальные дети должны догадаться, о ком идет речь.

Занятие «Наши имена. Ты и твое имя»

Показать многообразие имен, необходимость имени для каждого человека; освоить, как пишется печатными буквами свое имя.

Занятие «Имя и отчество. Наше имя растет вместе с нами»

Развивать чувство благодарности и уважения к родителям и семейным традициям; познакомить детей, как по-взрослому звучат их имена

Ира «Цепочка»

Упражнять в знании имен мальчиков и девочек; развивать умение внимательно слушать других детей, не прерывать цепочку имен

Игра «Комплименты»

Развивать умение входить в контакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.

Учимся понимать эмоциональные состояния людей.

Ситуация «Веселая страна»

Упражнять детей в различении разны эмоциональных состояний

Упражнение «Зеркало»

Закрепление известных детям эмоций в мимике и пластике

Этюд «Лисичка» подслушивает»

Выразительные движения: голова наклонена в сторону слушает и подставляет ухо), рот полуоткрыт. Корпус тела наклонен вперед

Занятие «Настроение»

Упражнять детей в различении эмоциональных состояний и настроений людей; подчеркнуть значение доброжелательности и приветливости в общении людей

Игровая ситуация «Мы понимаем друг друга»

Дети разбиваются на пары. Жестами мимикой передают разные состояния или просьбы: «Мне очень холодно, помоги мне!» и тд

Занятие «Ситуация и настроение»

Развивать умение адекватно оценивать смысл ситуации. Настроение людей и находить способы решения проблемы.

Ситуация «Забота о старших»

Развивать эмоциональную отзывчивость и добрые чувства

Ситуации «Найди и покажи всем правильное решение»

Воспитатель подбирает ситуации из жизни, близкие и понятные им. Дети разыгрывают ситуации и находят способы проявления эмоциональной отзывчивости.

Учимся культуре поведения и общения

Ситуация «Переходим улицу»

Упражнять детей в проявлении доброго отношения к пожилым людям, в соблюдении правил дорожного движения и правил поведения в аптеке

Занятие «День рождения», «Мы пришли в гости»

Помочь детям осмыслить и практически освоить правила поведения по отношению к гостям: как принимать подарки. Проявлять внимание и доброжелательность к гостям

Занятие «добрые пожелания»

Помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к людям. Развивать добрые чувства и культуру общения

Игра с мячом «Вспомним добрые слова»

Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем…… и тд

Игра «Найдем вежливые слова»

Задача детей отвечая на вопросы воспитателя, найти как можно больше вариантов вежливых слов и обращений. Победитель получает приз

Игра «Дай совет»

Предлагаются ситуации: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помериться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит другой ребенок. Как поступить?». Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.

Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности

Способы организации сотрудничества осваиваются детьми последовательно и при использовании общей очередности:

  1. Анализ практических, проблемных инсценированных ситуация сотрудничества
  2. Введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей содержание способа организации сотрудничества «волшебные карточки –помощницы»
  3. Решение детьми практических ситуаций с целью усвоения зависимости результата совместной деятельности от последовательности компонентов, составляющих способ организации сотрудничества.
  4. Применение способа организации сотрудничества на разном образовательном содержании.

Ситуация «магазин «Детский мир» аппликация

Дошкольникам необходимо договориться и решить, какие игрушки будут продаваться в их отделе, кто из них будет работать над изображением какой игрушки. Каким образом они разместят игрушки на стеллаже магазина

Ситуация «Причал»

В этой ситуации можно организовать соревнование пар детей «капитана» и «штурмана» между собой. Эта ситуация предполагает последовательное выполнение действий участниками, когда результат действия, выполненного одним участником, становится предметом деятельности другого

«Кондитерских цех» лепка

Дети в процессе совместной работы «выпекают» торты и пирожные, распределяя взаимосвязанные действия «пекаря» и «кондитера»

Занятия «мебельная фабрика»(ручной труд), «Мастерская Деда Мороза» (конструирование)

Основная задача каждого ребенка заключается в том, чтобы на основе согласования с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнять свою операцию в нужном ритме и темпе, быстро и аккуратно.

Занимательные истории для детей, отражающие способы организации сотрудничества

Сказка про двух жуков

Вопросы к детям: в чем была сложность данного жучкам- землекопам испытания? Почему в начале выполнения задания они спорили, ссорились и даже чуть не подрались между собой?

«Сюрприз от снеговиков»

Вопросы к детям: как вы думаете, почему снеговики решили приготовить ребятам такой занимательный сюрприз? Придумайте и расскажите, как договорились снеговики о выполнении работы.

Сказка о том, как медвежонок в гости собирался

Вопросы к детям: как удалось медвежонку и зайцу осуществить свою мечту? Кто им в том помог?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

  Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.      Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию "Злость" для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие направлено на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста: на овладение знаниями об эмоции злость, умениями распознавать, оценивать и регулировать ...

Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения город

Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.

Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...

Социально-педагогические средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

М. В. Ломоносов считал, что главной задачей педагогического процесса является воспитание человека-патриота, человека-гражданина. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот&ra...

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Образовательные задачи по основной образовательной области:-расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;-сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;-спо...