Творческо-познавательный проект "Мы помним, мы гордимся!"
проект (подготовительная группа)

Кантеева Вера Петровна

2020 год  - год празднования 75-летней годовщины Великой Победы над фашизмом. Это  - год большой плодотворной работы, включающей интересные творческие акции.Материалы проекта «Мы помним, мы гордимся!», способствуют:

  • расширению знаний детей социальных представлений и формирование у них интереса, симпатии и уважительного отношения к людям, пережившим Великую Отечественную  войну;
  • воспитанию любви и чувства гордости за свою страну, бережного отношения к малой Родине;
  • развитию у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности; умения осуществлять поисково - исследовательскую деятельность;
  • росту профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_pomnim_my_gordimsya.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Творческо-познавательный проект

 «Мы помним, мы гордимся!» 

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Кантеева Вера Петровна

Саранск 2019-2020

Актуальность:

Соответствие современным тенденциям развития общества

Со времен Великой Отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков.  Память людская не меркнет, потому что не было семьи, которую не коснулась лихая година. Уже нет на карте такой страны СССР, и мы живем в другую эпоху. Одно поколение сменяет другое, но у всех есть Родина.

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.

Для России День Победы – особый праздник.

Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки.

Союзниками, единомышленниками  в данном направлении  должны стать родители воспитанников. И сами взрослые, в первую очередь, быть для детей примером. Решать эти задачи непросто, но необходимо.

Соответствие современным подходам, принципам, идеям в области дошкольного образования

Совершенствование образовательной системы и её переход на новый качественный уровень обусловливают использование инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей, в том числе задач патриотического  воспитания. В связи с вступлением  в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ)  в настоящее время происходит обновление воспитательно – образовательного процесса. В соответствии со ст.3 основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования основываются… на принципах… воспитания гражданственности, патриотизма… особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

     В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (утверждены Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г.) основными принципами дошкольного образования  являются, в том числе (п. 1.4.), приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей семье, городе, республике, стране приобщение к миру его культуры.

Востребованность на уровне ДОУ, города, республики

     2020 год  - год празднования 75-летней годовщины Великой Победы над фашизмом. Это  будет год большой плодотворной работы, включающей интересные творческие акции. Основная цель – вспомнить лихолетье 40-х годов 1920 века, рассказать о них подрастающему поколению, поздравить  ветеранов Вов, участвовать в шествии «Бессмертный полк»

      Любая сторона воспитания в дошкольном учреждении невозможна без  участия родителей. Молодым родителям сейчас нужна помощь в сохранении своей духовности, выборе ими ориентиров для воспитания своих детей, привитие им любви к Родине. Задача каждого поколения - сохранить эту самобытность и преданность из поколения в поколения.

      В  постоянном  поиске новых форм взаимодействия с дошкольниками и семьями воспитанников поможет проект «Мы помним, мы гордимся!»

Репрезентативность  (возможность использования в широкой практике)

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.  

Содержание данного проекта доступно в использовании дошкольными учреждениями города и республики.

Новизна:

  • в реализации долгосрочного проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-коммуникативное.
  • в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно -образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую,  двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Содержание проекта:

1. Актуальность

2. Цели и задачи проекта

3. Участники проекта.

4. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Диагностика

9. Предполагаемые результаты

Тип проекта: творческий, познавательный

Цели проекта:

  • формировать у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа;
  • воспитывать чувства гордости, любви и уважения к ветеранам войны;
  • развивать желание у детей выразить в речи, продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании), полученные знания о Великой Отечественной войне;
  • приобщать детей к историческим и духовным ценностям семьи, города, республики, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.

Задачи проекта:

  • познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день;
  • научить детей с уважением и гордостью относиться к ветеранам нашего города;
  • детям совместно со взрослыми заниматься поиском информации о близких и родных, воевавших в ВОв.

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Методическое обеспечение проекта:

1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011 г.

3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.

4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.

5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.

6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.

7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003

8.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой.— М.: Аркти, 2003.

9.Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошк.. воспитание.— 2003.— № 6.

Сроки реализации проекта: 6 месяцев (январь  – май 2020 год)

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с историей ВОв  положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится   к историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее. С этой целью  подобран материал о ВОв  (темы: «Дети-герои ВОв», «Военный транспорт», «Герои Великой Отечественной войны – уроженцы Мордовии»), включающий сведения об историческом прошлом.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – память о событиях ВОв, о людях, защищавших нашу Родину, стремление сберечь мир.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о ВОв, сбор материала семейного архива с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интеграции.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историей ВОв.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • изучение научных статей, литературы, сведений СМИ известных и вновь опубликованных фактах по истории ВОв;  
  • сбор информации, фотографий,  исторических событиях;
  • привлечение педагогов ДОУ  и родителей к поиску информации по данной теме «Дошкольникам о ВОв»
  • разработка проекта, постановка цели и задач.

Основной этап - практический:

  • реализация комплекса  мероприятий:  проведение  запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами  (взаимопосещение  занятий и мероприятий, педагогические мастерские)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей и  родителей в различных конкурсах).
  • корректировка проекта.

Заключительный этап:

  • анализ, результаты реализации проекта.
  • обобщение результатов проделанной работы (создание «Книги памяти»)
  • подготовка и проведение презентации  проекта.

 

Обеспечение проекта

- центры детской деятельности по ознакомлению с историей и культурой города, государства; художественного творчества и изодеятельности; детской литературы.

- альбомы, иллюстрации

- дидактические игры

- исторические документы, фотографии

- методическая, краеведческая, художественная литература

- буклеты, наборы открыток.

Ожидаемые результаты

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его историческим датам и государственным праздникам;
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку, краю
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни.
  • Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
  • Размещение информации на сайте ДОУ.

Перспективное  планирование  работы по проекту

«Мы помним, мы гордимся!»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

9.

10.

11.

1.

2.

3.

1.

2.

Работа с кадрами

Изучение методической литературы.

Подбор материалов и разработка виртуальных  экскурсий  «Экскурсия в  музей Боевой славы», «Памятники Саранска»

Проведение открытых мероприятий по социально-коммуникативному развитию

Работа с детьми

Рассматривание картин, книг и открыток о ВОв.

Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» (Бессмертный полк)

 «Достопримечательности Саранска, альбома «Саранск – прошлое,  настоящее, будущее»

Рассматривание иллюстраций на военную тематику, портретов «Герои Мордовии»

Рассматривание материалов из семейных архивов (фотографий, фронтовых писем, орденов, медалей)

Поисково-собирательная работа

Знакомство с историей города на основе материалов музеев.

Сбор личных вещей, книг, фотографий, участников ВОв, сохранивших  их потомками

Разработка экскурсионно-туристических маршрутов по городу. Изготовление схем.

«Памятники солдатам Мордовии»

Экскурсии

Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг.

Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Саранска»

Экскурсия в библиотеку им. С. Я. Маршака.

Посещение мини-музея Боевой Славы в МАДОУ

Беседы с детьми

Беседы о войне и мире, «Великая Отечественная война», «Победа», «Почему война называется Великой Отечественной?», « Дети и война», «Праздник «День Победы»

Занятия с детьми

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Рисование)  «Наша армия родная»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация) «Цветы защитникам Отечества»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Конструирование) «Морской порт»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Рисование)  «Памятники города Саранска»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Рисование)

«Поздравительная открытка для ветерана»

ОО «Художественно - эстетическое развитие» (Художественная литература) Чтение стихотворения Я. Пинясова «У вечного огня»

ОО «Познавательное развитие» Социальный мир

«Они защищали Родину»

ОО «Познавательное развитие» Социальный мир

«Памятники защитникам Отечества»

С/р игры

 «Пограничники», «Военные учения» «Экскурсия в музей», «Военные учения»

Дидактические игры:

«Что нужно артиллеристу», «Кем я буду в Армии служить?», «Кто защищает наши границы», «Составь карту», «Отгадай военную профессию», «Соберём картинку», «Как прадеды мир отстояли»

Подвижные игры

«Сапёры», эстафета «Заправка топливных баков», «Боевая тревога»

«Доставь донесение», эстафета «Склад боеприпасов», «Самолеты»

Досуги и развлечения

Спортивное развлечение «Мы - защитники Отечества!»

Музыкальное развлечение  «Весна. Победа. Май!»

Музыкальная гостиная «Песни военных лет»

Чтение художественной литературы

Рассказы: С Алексеев «Первая колонна», А. Печерская «Дети-герои Великой отечественной войны»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;

 А. Кузнецов «Иришка - пулеметчица», «Таежный подарок»; В. Крупин, «Отцовское поле»;  А. Митяев «Почему Армия родная»

Стихотворения: Я . Абидов «Мать- Земля», М. Исаковский «Навек запомни», В. Высоцкий «Братские могилы», А.Твардовский «Рассказ танкиста»Т. Трутнева «Советский воин», Е. Благинина «Победой кончилась война», «Шинель»

 

Самостоятельная художественная деятельность детей

Раскрашивание иллюстраций на тему «День Победы»

Рисование «Салют, Победа»!

Изготовление поздравительных открыток ветеранами труженикам тыла

Работа с родителями

Подбор методической и художественной литературы.

Составление «Книги памяти»  (рассказы взрослых и детей о членах семьи - участниках ВОв, фотографии, рисунки).

Консультация «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Конкурсы, выставки

Конкурс рисунков «Салют, Победа!»

Выставка рисунков «Военный транспорт»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

   

Воспитатель

родители

Воспитатель

Родители

Воспитатель

родители

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатели

группы

Физ. инструктор

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители

Воспитатели родители

Воспитатель

Родители, дети

Воспитатель

Воспитатель

Родители, дети

Воспитатель

Воспитатель

Родители, дети

Январь - апрель

Январь - апрель

Апрель

В течение полугода

В течение полугода

В течение полугода

В течение полугода

 

Февраль

Март

Апрель

Март

Май

Май

В течение полугода

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Март

Май

Май

Апрель

Январь-май

Январь-май

Февраль, май

Февраль, май

В течение полугода

Май

В течение полугода

В течение полугода

Май

Ожидаемые результаты

  • Расширение знаний детей социальных представлений и формирование у них интереса, симпатии и уважительного отношения к людям, пережившим эту войну
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к малой Родине
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности; умения осуществлять поисково - исследовательскую деятельность
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников
  • Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
  • Размещение информации на сайте ДОУ; пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрирующего вида «Мы помним! Мы гордимся!»

Непосредственная образовательная деятельность, посвященная 68 годовщине Великой Отечественной войны....

Познавательно - творческий проект «Мы помним, мы гордимся»

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу посл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Мы помним, мы гордимся!"

Цель:          1. Привлечь внимание детей дошкольного возраста к детям-героям Великой Отечественной войны....

Проект "Помним и гордимся!"

В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашег...

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы помним, мы гордимся»

Игра-викторина, приуроченная ко Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, музыкальные задания, спортивную эстафету. Тематическое занятие рекомендуется проводить в группе детей старшего (под...

Проект "Мы помним! Мы гордимся!"

Уумственно отсталые дети по своей сути не любознательны. И наша задача пробудить у них интерес к героическим подвигам нашего народа. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей ...

"Мы помним, мы гордимся"

Ко дню Великой Отечественной войны....