Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"
    рабочая программа (младшая группа)

    Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна

    ополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_plastilinovye_fantazii.docx48.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

    Принята:                                                                                                                                                

    Педагогическим советом

    от  30.08.  2019г. № 1

    Утверждена

    Приказом МАДОУ "Золушка"

    от 07.09. 2020г.  № 234

     

                                                                                           

    Дополнительная общеобразовательная программа                                    художественной направленности                                                                              «Пластилиновые фантазии»

    Возраст обучающихся: 3-4 года

    Срок реализации: 1 год

                                                                 

                                                                 

                                                                   Воспитатели подготовительной группы:

                                                                  Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна

                                                                  Лагода Екатерина Николаевна

    г. Когалым, 2019г.

    Содержание

    РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………………………3

    РАЗДЕЛ 2. Характеристика детей 3-4 лет……………………………………….5

    РАЗДЕЛ 3. Основные направления работы……………………………………...5

    РАЗДЕЛ 4. Содержание программы……………………………………………...8

    4.1. Перспективный план работы во второй младшей группе……………….....8

    РАЗДЕЛ 5. Литература …………………………………………………..……….16

    Раздел 1

    Пояснительная записка

    Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

    Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

    Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности. Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

    Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.

     Актуальность программы 

    Пластилин является одним из помощников ребёнка в важнейшем для его развития деле, оказывает благотворное влияние на разные стороны формирующейся личности ребёнка он своё. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом.

    Цель: Развитие у детей индивидуальных творческих способностей и интереса в процессе занятий пластилинографией.

        Задачи:

    Обучающие:

    1.Формировать умение следовать устным инструкциям;

    2.Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции;

    5. Дать теоретические знания и формировать у воспитанников практические приемы и навыки работы с пластилином.

    Развивающие:

    1. Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

    2.Развивать творческие способности и фантазию детей;

    3.Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев.

    Воспитательные:

    1.Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином;

    2.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

    3.Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка  или для украшения группы.

    РАЗДЕЛ 2.                 Характеристика детей 6-7 лет

    Программа кружка предназначена на возраст 3-4 года (2-я младшая группа). В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Под руководством взрослого младшие дошкольники способны вылепить простые предметы. Мелкая моторика рук начинает активно развиваться. Большое значение для ее развития имеет лепка.

    РАЗДЕЛ 3.            

    Основные направления работы

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    1. Принцип наглядности - предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы.

    2. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

    3. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей; этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

    4. Принцип тематического планирования  материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

    5. Принцип личностно-ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

    Формы работы:

    • беседы;
    • занятия;
    • индивидуальная работа;
    • групповая работа;
    • работа с родителями
    • игра;
    • рассматривание иллюстрации  
    • показ образца выполнения последовательности работы
    • оформление выставок.

    Методы работы по программе:

    1. Наглядные:

    • рассматривание образцов;
    • демонстрация иллюстраций по теме занятия;
    • наблюдение.

    2. Словесные:

    • чтение художественной литературы;
    • беседы;
    • объяснение и обсуждение хода работы;
    • подбор стихов, пословиц и поговорок  по различным темам.

    3. Практические:

    • индивидуальная работа детей;
    • совместная деятельность взрослого и детей.

    Формы подведения итогов реализации программы:

    • проведение фотовыставок работ воспитанников  в группе.

    Ожидаемые результаты освоения Программы

    • Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.
    • Владеют техническими приемами: надавливание, размазывание, отщипывание, раскатывание, сплющивание.
    • Создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.
    • Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
    • Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
    • Самостоятельное использование детьми приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.

    Отличительные особенности Программы

    Программа рассчитана на один  год обучения (вторая младшая группа). Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятий 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Критериями отбора является желание детей и возрастной принцип.

    Методическое обеспечение

    Художественные материалы и оборудование:

    • Магнитная доска
    • Персонажи кукольного театра
    • Ширма настольного театра
    • Раздаточный материал (шаблоны)
    • Демонстрационный материал

    Рабочий материал:

    • Пластилин восковой мягкий различных цветов;
    • Пластиковые дощечки;
    • Стеки пластмассовые;
    • Салфетки влажные;
    • Бросовый материал.

    Раздел 4   Содержание программы

    4.1. Перспективное планирование

    Октябрь:

           1 неделя

    «Воздушные шары 

    Цель: 1) Закрепить у детей умения раскатывать комочки пластилина круговыми движениями рук.

    2)Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы

    Материал: Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации

    2 неделя

     «Жёлтые листочки на деревьях»

    Цель: Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.

    Материал: Картон с нарисованными контурами деревьев, пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов

    3 неделя

    «Созрели яблочки в саду»

    Цель: 1) Развивать умения детей отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

                   2) Закрепить умения расплющивать шарики

     Материал: Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей, стека, салфетка для рук.

    4 неделя

     «Цветы в траве» 

    Цель: Учить детей лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

    Материал: Плотный картон зелёного цвета, пластилин жёлтого, красного цветов; 

    5 неделя

    «Звёздное небо»

    Цель: 1) Учить детей раскатыванию комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

    2)Воспитывать умения делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением 

    Материал: Плотный картон чёрного (темно синего или фиолетового) цвета, пластилин жёлтого, белого цветов;

    Ноябрь:

    1 неделя

     «Бусы для Люси» 

     Цель: 1) Закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

                  2) Закреплять знание о цвете, развивать чувства о ритме.

    Материал: Плотный картон с контуром нитки для бус, пластилин жёлтого и красного цветов

    2 неделя

    «Овощи для засолки»

    Цель: 1) Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

              2) Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры,         произвольно располагать их по поверхности.

    Материал: Плотный картон пластилин жёлтого, красного цветов

    3 неделя:

    «Консервируем фрукты: 

    Цель: Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания

    Материал: Силуэт банки из белого картона полоска фольги, набор фруктов или муляжей, нарезанные кусочки разных фруктов на блюдечке.

    4 неделя

    «Зайчик» 

    Цель: 1) Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.

                2)Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

    Материал: Плотный картон с силуэтом зайчика, серый пластилин, семечки,

    Декабрь:

    1 неделя

    «Вырастала ёлка на горе»

    Цель: Формировать умение детей, передавать характерные особенности внешнего строения ели 

    Материал: Плотный картон, пластилин зеленого и коричневого цвета

    2 неделя

     «Снеговик»

    Цель: Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

    Материал: Картон темного цвета, белый пластилин

    3 неделя

     «Пингвины на льдине»

    Цель: 1) Учить детей передавать в лепке характерное строение птицы.

                2) Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

        Силуэт пингвина, пластилин черного и белого цвета

          4 неделя

    «Украсим ёлочку новогодними игрушками».

    Цель: Упражнять детей в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

    Материал: Заготовка елочки, пластилин разного цвета

     Январь:

     2 неделя

         «Улитка, улитка, покажи свои рога»

     Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

                 2)Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.  

     Материал: Плотный картон силуэтом листочка, размер А4; пластилин чёрного и коричневого цветов;

     3 неделя

     «Самолет летит» 

    Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней

     Материал: Плотный картон синего цвета с силуэтами облаков, солнца, размер А4; пластилин серого и желтого цветов;

     4 неделя

    «Украсим Кате чашку»

    Цель: Упражнять детей в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

    Материал: Силуэт чашки, пластилин разного цвета

     

    Февраль

    1 неделя

    «Кактус в горшочке»

     Цель: Учить детей использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности.

    Материал: Лист картона с приклеенным горшочком, кусочки пластилина зелёного цвета на тарелочке, в тарелочке еловые иголки для колючек.

    2 неделя

       «Неваляшка»

    Цель: 1) Закреплять умение детей делить кусок пластилина на части при помощи стеки.

               2) Отщипывать небольшие кусочки от целого куска пластилина.

                    3) Упражнять детей в умении скатывать шарик из пластилина, прижимать его к листу, украшать с помощью бросового материала свою работу.

    Материал: Силуэт неваляшки из картона белого цвета.  Пластилин зеленого, желтого и красного цвета. Бросовый материал: бусины, пуговички, семечки

     3 неделя

    «Открытка для папы»

    Цель: Учить детей оформлять пластилином заготовку рисунка.

    Материал: Картон с изображением военной техники, пластилин разного

                                         цвета.  

      4 неделя

    «Бублики- баранки»

    Цель: Формировать у детей умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины и замыкать кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой). 

    Материал: Пластилин, стеки, цветной картон, манка, мак, зубочистки

    Март

    1 неделя

         «Веточка мимозы в подарок маме»

    Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

    Материал: Лист картона с нарисованным контуром веточки мимозы.

    2 неделя

    «Украсим платье Кате»

    Цель: Продолжать формировать у детей умение прикреплять готовую форму на поверхность (силуэт платья)

    Материал: Силуэт платья, пластилин разного цвета.

     3 неделя

    «Рыбки в аквариуме»

    Цель: Формировать у детей умение передавать в процессе лепки характерные особенности рыбок: форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

    Материал: Заготовка аквариума, пластилин разного цвета.

    4 неделя

         «Ёжик»

     Цель: Закрепить у детей навыки работы с пластилином.

    Материал: Плотный картон зелёного цвета, коробка пластилина, силуэт ёжика.

    Апрель:

     1 неделя

    «Мишка косолапый»

    Цель: Научить детей использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры

    Материал: Силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов

     2 неделя

        «Мышка-норушка и золотое яичко» 

     Цель: Закреплять умения детей передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатыванием, оттягиванием деталей предмета сплющивание.

    Материал: Иллюстрация с изображением мышки и яичка по сказке «Курочка ряба». Пластилин серого желтого цвета

    3 неделя

       «Клубочки для котёнка»

    Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

                2) Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали

    Материал: Картон с силуэтом котёнка, пластилин ярких цветов

    4 неделя

        «Цветик - семицветик»

    Цель: 1) Формировать у детей умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

    2) Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

    3) Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. Закреплять знания об основных цветах спектра.

    Материал: Лист картона белого цвета с изображением контура цветка.

    5 неделя

    «Украсим торт»

    Цель: 1) Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге.

    2) Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями.

    Материал: Трафареты из картона круглой формы, пластилин разных цветов.

    Май

    2 неделя

         «Радуга –дуга»

    Цель: 1) Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

    2) Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

    3) Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос

    Материал: Картон синего цвета с изображением солнышка, облако с дождем, с контуром дуги.

         3 неделя

       «Бабочка» 

     Цель: Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии.

     Материал: Картон синего цвета, голубого, с силуэтом бабочки,

    набор пластилина

    4 неделя

    «Одуванчики»

    Цель: Учить детей создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.  

    Материал: Картон голубого цвета, пластилин зеленого, желтого цвета

                                                          Литература

    1. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

    2. Колдина  Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009

    3. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.

    4. Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина. - М.: Эксмо, 2013.

    5. Журнал "Веселый пластилин". Первые шаги (№ 1, № 2, № 3, № 4) от 16.06.2014 г.

    6. Журнал "Веселый пластилин". Учимся лепить. (Речка. Луг. Море. Африка) от 16.06.2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

    Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...

    Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"

    Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...

    Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»

    СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...

    Дополнительная образовательная программа "Бумажные фантазии"

    В дополнительной образовательной программе «Бумажные фантазии» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

    Цель программы:   ознакомить  детей с  искусством оригами,  как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...