Дополнительная образовательная программа "Бумажные фантазии"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Меркурьева Елена Александровна

В дополнительной образовательной программе «Бумажные фантазии» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bumazhnye_fantazii_17.docx78.4 КБ

Предварительный просмотр:

     

 

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА 

 «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»

для развития творческих способностей детей

среднего и старшего дошкольного возраста 

Срок реализации – 1 год

Автор:

педагог дополнительного образования

Меркурьева Елена Александровна

2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………

3

1.1. Направленность программы..................................................................................

3

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

4

1.3. Цель  и  задачи Программы...................................................................................

5

1.4. Основные формы и  принципы  реализации программы ..................................

5

1.5.Ожидаемые  результаты освоения программы и  способы

определения их результативности..............................................................................

6

2. Учебно-тематический план программы………………………………….

9

3. Содержание программы…………………………………………………..

10

3.1. Средний дошкольный возраст 4 -5 лет......................................

10

3.2 .Старший дошкольный возраст 5-6 лет..............................................................

13

3.3 Подготовительная к школе группа 6-7 лет.........................................................

16

4. Методическое обеспечение программы…………………………………

19

4.1. Программно-методическое обеспечение.............................................................

19

4.2. Перечень средств обучения, оборудования.........................................................

20

5. Список использованной литературы……………………………………

21

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  Направленность программы

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.  В настоящее время развитие творческих способностей и самостоятельности детей является социально значимой для общества. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Занятия прикладным творчеством способствуют развитию фантазии, воображения, творческой и самостоятельной деятельности ребенка, воспитанию трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

В дополнительной образовательной программе «Бумажные фантазии» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях.

Программа  разработана  на  основе   следующих  нормативных  документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа направлена на:

  • Развитие творческих способностей детей, фантазии, художественного вкуса;
  • Приобретению навыков и умений работы с разными видами бумаги;
  • Организацию детей в совместной деятельности с педагогом;
  • К стимулированию творческой активности, самостоятельности.

.Программа предназначена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «В гостях у сказки». Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (объемная аппликация, оригами, квиллинг, айрис-фолдинг, формообразование, конструирование из картона).

В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях. 

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

1.3. Цель,  задачи и принципы реализации Программы

Целью программы является формирование творческих способностей, художественного вкуса, развитие эстетических чувств и представлений посредствам овладения основами бумагопластики.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить детей с основами конструирования из бумаги;
  • Совершенствовать умение детей работать с бумагой, используя различные приемы (складывание бумаги, симметричное вырезание, скручивание полосок бумаги и т.д.;
  • Ознакомление  детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
  • Овладение различными технологиями и правилами работы с различными видами бумаги;
  • Формировать умение следовать устным инструкциям.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
  • Способствовать развитию внимания, пространственного воображения и фантазии;
  • Развивать образное восприятие, творческую активность;  
  • Расширять коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

 Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству;
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
  • Воспитание трудовой культуры воспитанников.

Основные дидактические принципы реализации программы:

  • доступность и наглядность;
  • последовательность и систематичность обучения;
  • путь от простого к сложному;
  • принцип тематических циклов;
  • индивидуального подхода.

1.4. Основные  формы и режим занятий

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Организация занятий:

Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 1 год обучения. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю:

  • для детей 4-5 лет (20мин.)
  • для детей 5-6 лет (25 мин.)
  • для детей 6-7 лет (30 мин.).

Формы и методы контроля:

  • Диагностика проводится (2 раза в год) в начале года и в конце.
  • Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
  • Участие в выставках детского сада и муниципальных конкурсах.

1.5. Ожидаемые  результаты освоения программы

и  способы определения их результативности

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 4-5 лет  знает и умеет:

  • Основные геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.);
  • Складывать бумагу, скручивать полоски из бумаги и гофрокартона;
  • Виды бумаги (цветная бумага, картон, гофрированый картон, креповая бумага и т.д.) и ее свойства;
  • Самостоятельно украшать готовое изделие дополнительными деталями.

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 5-6 лет  знает и умеет:

  • Экономно расходовать материалы;
  • Понимать схемы, применяемые в бумагопластике и формообразовании;
  • Умеет преобразовывать геометрические фигуры (круг-полукруг, прямоугольник – квадрат, квадрат – треугольник и т.д.)
  • Работать с инструментами, шаблонами;

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 6-7 лет  знает и умеет:

  • Выполнять работу в технологическом порядке;
  • Подбирать необходимые виды бумаги и инструменты;
  • Самостоятельно использует различные приемы при работе с бумагой;
  • Подбирать цветовую гамму.

Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.

Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил технологии  в бумагопластике, умение пользоваться необходимым оборудованием;

- какова степень освоения ребенком навыков и практических  умений в различных  видах аппликаций,

- в какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения и как он применяет их в самостоятельной творческой деятельности.

Диагностическое задание «Укрась тарелочку»

(Средний возраст 4-5 лет)

Задачи:

  • Выявить умение пользоваться ножницами;
  • Изучить умение разрезать бумагу по линиям;
  • Выявить умение использовать шаблоны.

Уровень сформированности знаний и практических умений детей 

  • Уверенно пользуется ножницами
  • Знает основные геометрические формы
  • Разрезает бумагу по нанесенным меткам
  • Умеет пользоваться шаблонами
  • Самостоятельно дополняет изделие

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформировано.

Подведение итога:                                      

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: не уверенно пользуется ножницами, не знает основные геометрические фигуры;

Средний уровень: хорошо владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации. Знает основные геометрические фигуры, с помощью взрослого может пользоваться шаблонами;

Высокий уровень: хорошо владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации. Знает геометрические фигуры, самостоятельно умеет пользоваться шаблонами, умеет разрезать бумаги по линиям сгибам и нанесенным меткам.

Диагностическое задание «Осенний пейзаж» 

(Старший возраст 5-6 лет)

Задачи:

  • Выявить умение симметричного, силуэтного и многослойного вырезания;
  • Изучить умение передавать форму, колорит и композицию с натуры;
  • Выявить умение преобразовывать геометрические фигуры.

        Материалы: альбомные листы, тонированные светло-желтой или светло-зеленой акварелью, цветная бумага, ножницы, клей

        Инструкция: рассмотреть натуру, рассмотреть строение цветка. Выполнить аппликацию, передавая характерные особенности натуры

Уровень сформированности знаний и практических умений детей 

  • Рационально использует материал
  • Умеет преобразовывать геометрические формы
  • Умеет создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей
  • Умеет вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой. Знаком с приемом обрывания бумаги
  • Самостоятельно дополняет изделие

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформирован.

Подведение итога:                                      

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: умеет создавать изображения с помощью взрослого, не умеет вырезать симметричные, многослойные изображения. Затрудняется в преобразовании геометрических фигур.

Средний уровень: умеет создавать изображения, часто прибегая к помощи взрослого. Владеет техникой симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезания. Хорошо владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации.

Высокий уровень: умеет создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2 и 4 треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создает из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции, свободно владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации.

Диагностическое задание «Сказочный домик»

(Подготовительная к школе группа 6-7 лет)

Задачи:

  • Выявить умение симметричного, силуэтного и многослойного вырезания;
  • Изучить умение передавать форму, колорит и композицию с натуры;
  • Выявить умение преобразовывать геометрические фигуры.

        Материалы: альбомные листы, тонированные светло-желтой или светло-зеленой акварелью, цветная бумага, ножницы, клей

        Инструкция: рассмотреть натуру, рассмотреть строение цветка. Выполнить аппликацию, передавая характерные особенности натуры.

Уровень сформированности знаний и практических умений детей 

  • Выполняет работу по образцу
  • Умеет создавать изделие, пользуясь инструкцией, технологическими картами
  • Умеет подбирать вид бумаги для работы
  • Умеет составлять узоры и декоративные композиции; изображать птиц, животных по замыслу и по мотивам народного искусства
  • Самостоятельно дополняет изделие

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Тема

Средний возраст

(4-5 лет)

Старший возраст

(5-6 лет)

Старший возраст

(6-7 лет)

Аппликация

4

-

-

Обрывная аппликация

4

-

-

Объемная аппликация

4

4

4

Квиллинг

4

4

4

Оригами

4

5

4

Формообразование

4

4

5

Айрис-фолдинг

-

4

4

Папье-маше

-

4

4

Конструирование из картона

3

3

3

Итоговое занятие

1

1

1

Итого

28

29

29

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

3.1. Средний дошкольный возраст 4-5 лет

Раздел

Тема

Программное содержание

Количество часов

Аппликация

«Осеннее дерево»

Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.

1

«Птицы на ветках»

Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину). Передавать окраску птиц разной породы.

1

«Теремок»

Продолжать формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы; закреплять умение составлять из полос задуманный предмет; учить располагать предмет в центре листа; аккуратно и ровно наклеивать, изображать с помощью движений слова стихотворения; развивать точность и координацию движений.

1

4

«Веселые медвежата»

Учить детей вырезать круг из квадрата, нарезать квадратики из полоски бумаги, разрезать круг пополам, различать по форме и размеру. Развивать воображение, творческие способности. Закрепить знания о цвете, умения наклеивать деталей. Воспитывать интерес к созданию любимых персонажей.

1

5

Обрывная аппликация,

«Укрась блюдце»

Познакомить с техникой обрывной аппликации. Совершенствовать умения и навыки  работы с бумагой, ножницами, клеем.

Способствовать развитию познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой, развитию мелкой моторики рук.

1

6

«Цветик-семицветик»

Закрепить умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Способствовать развитию познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой, развитию мелкой моторики рук.

1

7

«Барашек»

Учить скатывать из гофрированной бумаги шарики и  наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги.

1

8

«Веточка мимозы»

Продолжать учить скатывать из гофрированной бумаги шарики и  наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги.

1

9

Объемная аппликация

«Чудо-рыбка»

Совершенствовать умения и навыки  работы с бумагой, ножницами, клеем.

Способствовать развитию познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой, развитию мелкой моторики рук.

1

10

«Зайка»

 Формировать навык по созданию объемной аппликации, по работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к окружающему миру.

1

11

«Бабочки на лугу»

Закрепить умения детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; изображать предмет из нескольких частей. Закреплять навыки аккуратного использования ножниц,  клея.

1

12

«Снегири»

Учить детей аккуратно вырезать по контору и наклеивать детали; закрепить умение пользоваться ножницами. Развивать у детей творческие способности, развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость и желание творить.

1

13

Квиллинг

«Рябина»

Познакомить детей с новым видом конструирования - квиллингом, научить изготавливать основную форму (свободную спираль) и из них составлять композицию. Развивать моторику, мышление, внимание, память, творческое воображение, фантазию. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы, эстетику, интерес.

1

14

«Цыпленок»

 Познакомить детей с техникой квиллинг. Способствовать развитию интереса к данной технике, образного мышления и воображения. Воспитывать аккуратность.

1

15

«Снежинка»

Учить детей скручивать новый элемент «полукруг» и «глаз» конструировать из них объемные поделки; продолжать учить детей скручивать знакомые формы: «свободная спираль» и «капелька». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

1

16

«Морское путешествие»

Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Продолжать учить самостоятельно и творчески отображать предложенную тему, применяя разнообразные материалы. Развивать чувства формы и композиции.

1

17

Оригами

«Кошка»

Знакомить детей с приемами складывания бумаги, базовыми формами оригами. Способствовать развитию интереса к новой технике, активности, аккуратности.

1

18

«Лисичка»

Продолжить знакомить детей с техникой оригами, учить работать по схемам. Развивать мышление, познавательную активность.

1

19

«Собачка»

Совершенствовать умения и навыки в технике оригами; содействовать развитию у учащихся воображения, познавательной активности образного и логического мышления; способствовать воспитанию трудолюбия, активности, аккуратности.

1

20

«Парусник»

Учить складывать базовую форму «воздушный змей», проглаживая линии сгиба. Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы. Развивать интерес к искусству оригами, глазомер и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.

1

21

Формообразование

«Ваза с цветами»

Закреплять у детей умение конструировать изображение, используя технику сминания мягкой бумаги в шарики различной величины и разрывания бумаги на мелкие части.  Упражнять приёмам приклеивания деталей к основе, развивать мелкую моторику рук.

1

22

«Божья коровка»

Совершенствовать умения и формировать навыки работы с бумагой, вырабатывать художественный вкус. Развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику рук. Развивать объемно-пространственное мышление, умение сравнивать.

1

23

«Птички»

Продолжать учить детей работать с бумагой, складывать круг, прямоугольник, квадрат пополам. Закреплять навыки аккуратного пользования ножницами. Развивать умение создавать поделку из бумаги, используя имеющиеся навыки.

1

24

«Веселые лягушата»

Совершенствовать умение работать с бумагой. Учить делать несложную объемную поделку и

Развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику рук.

1

25

Конструирование из картона

«Коробочка»

Познакомить детей со свойствами картона. Учить аккуратно пользоваться ножницами при вырезании изделий из картона. Способствовать развитию образного мышления, творческих способностей.

1

26

«Теремок»

Продолжать учить вырезать детали из картона, склеивать их между собой. Формировать  объемные изделия, дополнять и украшать деталями, вырезанными из бумаги или картона.

Развивать воображение, мелкую моторику рук.

1

27

«Яблоко»

Познакомить с приемом склеивания ребристых игрушек и готовых частей, сгибая картон, предварительно сделав надрез. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

1

28

Итоговое занятие

1

Итого

28

3.2. Старший дошкольный возраст 5-6 лет

Раздел

Тема

Программное содержание

Количество часов

1

Объемная аппликация

«Осенние заготовки»

Учить вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, красиво располагать изображение на листе. Способствовать развитию интереса к работе с бумагой. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем.

1

2

«Цветы в горшочке»

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе.

Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, воображение, фантазию.

1

3

«Игрушки»

Закреплять умение вырезать детали на глаз и приклеивать их к сделанному конусу (из круга) или цилиндру (из прямоугольника), придавать поделке определенный образ, украшая ее мелкими вырезанными деталями.

1

4

«Барашек»

Развитие познавательной и продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества. Учить детей создавать выразительный образ барашка. Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные изобразительные навыки (аккуратность при работе с ножницами и клеем).

1

5

Оригами

«Собачка»

Знакомить детей с приемами складывания бумаги, базовыми формами оригами. Способствовать развитию интереса к новой технике, активности, аккуратности.

1

6

«Лисичка»

Продолжить знакомить детей с техникой оригами, учить работать по схемам. Развивать мышление, познавательную активность.

1

7

«Рыбки в пруду»

Совершенствовать умения и навыки в технике оригами; Содействовать развитию у учащихся воображения, познавательной активности образного и логического мышления.

1

8

«Журавль»

Закреплять умение складывать базовые формы "двойной квадрат, "птица".

Закреплять умение самостоятельно выбирать нужный цвет бумаги. Способствовать воспитанию трудолюбия, активности, аккуратности.

1

9

«Кувшинка»

Совершенствовать умения и навыки в технике оригами; Содействовать развитию у учащихся воображения, познавательной активности образного и логического мышления.

1

10

Квиллинг

«Гусеница»

Гофрокартон

Познакомить детей с новым видом работы с  бумагой – квиллингом. Учить детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу. Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.

1

11

«Улитка»

Гофрокартон

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль». Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику, внимательность. Учить детей создавать разнообразные узоры.

1

12

«Виноград»

Закреплять умение детей работать с бумагой в технике «квиллинг». Учить детей составлять из элементов композицию, красиво располагая на картоне.

1

13

«Снежинка»

Познакомить с новыми формами квиллинга. Учить преобразовывать «свободную спираль» в другие формы, соединять детали между собой.

Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус.

1

14

Айри-фолдинг

«Фрукты»

Дать представление о новом виде декоративно-прикладного творчества – айрис-фолдинг. Учить выкладывать разноцветные полоски по схеме. Воспитывать интерес к новой технике.

1

15

«Бабочка-красавица»

Совершенствовать технику выполнения работы, продолжать учить работать по схеме.

Развивать координацию глаза и руки, работу обеих рук.

1

16

«Чудо-птица»

Совершенствовать технику выполнения работы, продолжать учить работать по схеме. Способствовать развитию аккуратности, эстетического вкуса.

1

17

«Колючий ежик»

Учить самостоятельно, выкладывать полоски по предложенной схеме, подбирать цвета. Способствовать воспитанию аккуратности, воображения.

1

18

Формообразование

«Корзиночка»

Учить складывать квадратный лист на части, делать надрезы, срезать ненужные части, склеивать и оформлять дополнительными деталями. Воспитывать  трудолюбие и аккуратность.

1

19

«Ракета»

Учить скручивать лист бумаги, аккуратно склеивая края

пути её достижения. Развивать глазомер, трудовые навыки, умения. Способствовать развитию творчества и инициативы, художественного вкуса.

2

20

«Волшебный шар»

Продолжить учить детей изготавливать объемные изделия, преобразовывая лист бумаги.

Содействовать воспитанию трудолюбия, желания

доводить начатое дело до конца.

1

21

Папье-маше

«Фрукты»

Познакомить детей с новой техникой создания образов – папье-маше (лепкой из бумажной массы).

Учить выкладывать массу на форму. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей. Расписывать готовое изделия гуашью, передавая цвет фруктов.  Способствовать развитию творческого воображения.

2

22

«Стаканчик»

Учить детей приемам и способам технике Папье-Маше, дополнять изделие дополнительными деталями, расписывать готовое изделие. Воспитывать аккуратность при работе с пластичной массой.

2

23

Конструирование из картона

«Сказочный домик»

Учить делать домик из картона по образцу, сгибать картон, предварительно сделав надрез. Учить вносить свои изменения и дополнения. Способствовать развитию образного мышления, воображения.

1

24

«Карусель»

Продолжить знакомить со свойствами картона, приемами работы. Учить аккуратно пользоваться ножницами при вырезании изделий из картона. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

1

25

«Мишка с мячом»

Закреплять умения вырезать детали (по шаблонам или замыслу) из картона, соединять их между собой, самостоятельно оформлять дополнительными деталями. Развивать воображение, самостоятельность.

1

26

Итоговое занятие

1

Итого

29

3.3. Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Раздел

Тема

Программное содержание

Количество часов

1

Объемная аппликация

«Бумажная сказка»

Познакомить детей с различными видами работы с бумагой, знакомить детей с объемной аппликацией. Обучить трудовым приёмам и навыкам работы;

развить творческие способности, креативность, самостоятельность.

1

2

«Белочка»

Совершенствовать навыки детей в работе с ножницами, продолжить знакомить с основным приемам работы с бумагой. Развивать мелкую моторику рук, чувство композиции в процессе использования разных материалов для создания объемной аппликации

1

3

«Птица на ветке»

Обучить способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам. Освоить технику симметричного силуэтного вырезывания для получения объемной аппликации. Развивать самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.

1

4

«Рыбка»

Совершенствовать  умения работы с бумагой, учить самостоятельно применять ранее изученные способы работы с бумагой. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

1

5

Оригами

«Сказка Оригами»

Познакомить детей с новым художественнным творчеством - оригами. Обучить изготавливать выбранное изделие путем складывания квадратов; формировать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; учить различать геометрические фигуры (квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику рук.

1

6

«Домик»

Обучить различным приемам работы с бумагой, повторить основные геометрические фигуры.

Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию;

1

7

«Журавль»

Совершенствовать умения и навыки в технике оригами; содействовать развитию у учащихся воображения, познавательной активности образного и логического мышления;

1

8

«Лягушка»

Совершенствовать умения и навыки в технике оригами. Развивать у детей глазомер, приучать к точным движениям пальцев. Развивать пространственное воображение.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги; учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

1

9

Квиллинг

«Снежинка»

Гофракартон

Познакомить детей с новым видом работы с  бумагой – квиллингом. Учить детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и соединять их между собой. Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться. Способствовать воспитанию трудолюбия, активности, аккуратности.

2

10

«Петушок»

Научить изготавливать основную форму (свободную спираль, полукруг) и из них составлять композицию (перо). Развивать моторику, мышление, внимание, память, творческое воображение, фантазию. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы.

2

11

12

Айри-фолдинг

«Айрис-фолдинг — радужное складывание»

Дать представление о новом виде декоративно-прикладного творчества – айрис-фолдинг. Учить выкладывать разноцветные полоски по схеме. Воспитывать интерес к новой технике.

развивать внимание, творческое мышление и воображение; учить соблюдать алгоритм действий в ходе работы.

1

13

«Животные»

Совершенствовать технику выполнения работы, продолжать учить работать по схеме. Способствовать развитию аккуратности, эстетического вкуса.

1

14

«Улитка»

Совершенствовать технику выполнения работы, продолжать учить работать по схеме. Способствовать развитию аккуратности, эстетического вкуса.

1

15

«Дельфин»

Учить самостоятельно, выкладывать полоски по предложенной схеме, подбирать цвета. Способствовать воспитанию аккуратности, воображения.

1

16

Формообразование

«Дома на нашей улице»

Формировать у детей умение планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий.

Закрепить представление о материалах используемых на занятии.

Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно двигательную координацию.

2

17

18

«Фруктовое мороженое в вафельном рожке»

Продолжать учить детей сворачивать полукруг конусом. Закрепить у детей умение делать аккуратные надрезы у конуса для соединения двух частей. Закрепить у детей умение складывать бумагу гармошкой для вырезывания мелких деталей.  Формировать творческое воображение.

1

19

«Кораблик»

Продолжить учить детей изготавливать объемные изделия, преобразовывая лист бумаги. Содействовать воспитанию трудолюбия, желания

доводить начатое дело до конца. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, творчество. Воспитательные. ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

2

20

Папье-маше

«Пасхальные яйца»

Познакомить детей с новой техникой создания образов – папье-маше (лепкой из бумажной массы).

Учить выкладывать массу на форму. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей. Расписывать готовое изделия гуашью, передавая цвет фруктов.  Способствовать развитию творческого воображения.

2

21

«Рыбки в аквариуме»

Учить детей приемам и способам технике Папье-Маше, дополнять изделие дополнительными деталями, расписывать готовое изделие. Воспитывать аккуратность при работе с пластичной массой.

2

22

Конструирование из картона

«Корзинка»

 Учить делать объёмную игрушку (корзиночку).Закрепить навык вырезания по намеченному контуру. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

1

23

«Сказочный замок»

Продолжать учить конструированию из картона, применяя уже знакомые приемы работы с бумагой. Развивать навыки аккуратного вырезания и наклеивания, умения составлять композицию.

2

24

Итоговое занятие

1

Итого

29

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Без методической базы процесс обучения не может быть успешно реализован, поэтому для занятий необходимы:

  • Образцы готовых работ;
  • Схемы последовательного выполнения работы;
  • Шаблоны;
  • Конспекты занятий;
  • Альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций;
  • Дидактические игры:  

 - «Подбери по цвету»;

 - «Собери букет»;

 - «Собери картинку»

  • Презентации (PowerPoint):

 - «Бумажные фантазии»

 - «Свойства бумаги»

 - «Мир оригами»;

 - «Искусство квиллинга»;

 - «Радужное складывание бумаги».

  1. . Программно-методическое обеспечение

1. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

2. Быстрицкая. А.“Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

3. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.

5. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.

6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - "Искусство в школе", Москва 1995

7. Соколова С. Аппликация и мозаика. – М.:ИздательствоЭксмо; СПб. ; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

8.Соколова С. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с

9. Чиотти Д. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С. -Петербург 1998.

10. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000..

4.2. Перечень средств обучения, оборудования

Перечень оборудования

Техническое обеспечение

1. Мультимедиа-проектор BenQ - 1 шт интерактивная доска QOMO QWB300EM-DP - 1 шт;

2. Ноутбук DELL - 1 шт.;

3. Мультимедийный проигрыватель - 1 шт.

Изделия декоративно-прикладного творчества

1. Вятская матрешка авторская - 1 шт;

2. Комплект изделий народного творчества -6шт;

3. Матрешка семеновская - 1шт;

4. Матрешка загородская - 4шт;

5. Декоративные матрешки - 9 шт;

6. Роспись сувенирная "Хохлома" - 14 шт;

7. Роспись сувенирная «Гжель» - 8 шт;

8. Роспись сувенирная "Жостово" - 1шт;

9. Береста - 4 шт;

10.Роспись сувенирная «Городец» - 12 шт;

11. «Дымковские игрушки» - 12 шт;

12. «Каргопольские игрушки» - 13 шт.

Мебель

1. Столы детские - 16 шт;

2. Детские стулья - 18 шт;

3. Электрическая духовка - 1 шт;

4. Мольберт (флипчарт) передвижной - 1 шт.

Материалы и инструменты

1. Цветной картон - 20шт;

2. Белый картон - 8 шт;

3. Цветная бумага - 8 шт;

4. Ножницы детские - 10 шт;

5. Картон гафрированый - 20 шт;

6. Клей ПВА - 8 шт;

7. Клей-карандаш - 8 шт;

8. Кисть щетина - 20 шт;

9. Кисть белка №4 - 10 шт;

10. Набор гофрированых полосок – 30 шт;

11. Гуашь 500 мл - 26 шт;

12. Карандаши графический - 10 шт.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехин А.Д. «Изобразительное творчество». М. ,«Просвещение»,1996 г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Все об оригами».. – М. «Просвещение»,2006 г
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  4. Баева О.А. «Бумажная пластика» .Методическое пособие. Тамбов,2003 г.
  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение»,2006
  6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  7. Константиновский В.С. «Учить прекрасному». М.,2004 г.
  8. Кузнецов В.П. «Работа с бумагой и картоном» М. «Просвещение», 2010 г.
  9. Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.: Издательство АСТ, 2010.
  10. Нелинский Л.А. «Искусство и ты» М. «Просвещение»,2002 г.
  11. Проснякова Т.Н. Творческая Мастерская. – М.Учебная литература, 2004
  12. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в ДОУ Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2000.-96 с.;
  13. Соколова С. Сказка оригами. -  М.: Эксмо,2004
  14. Соколова С. Азбука оригами. – М.,Эксмо,2006
  15. Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги.- Т.: Культура и традиции,2006
  16. Сухорукова Е.П. «Искусство делать цветы» М. «Просвещение»,2005 г.
  17. Чудин А.В. «Бумажная пластика» М. «Просвещение»,2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...

Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...

Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»

СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Цель программы:   ознакомить  детей с  искусством оригами,  как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...

Дополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"

ополнительная образовательная программа "Пластилиновые фантазии"...

Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.Отличительной особенностью данной дополнительной обра...