комплексно-тематическое планирование в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Смолянова Татьяна Львовна

комплексно-тематическое планирование разработано на учебный год в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_starshaya.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2019 – 2020 учебный год


СТАРШАЯ ГРУППА

Неделя

СЕНТЯБРЬ

1.

«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»

Развивать познавательный интерес, интерес к школе, книгам. Закреплять знания детей о школе, о школьных принадлежностях, профессии учителя (кто и чему учит в школе, предметы, изучаемые в школе). Формировать дружеские взаимоотношения между детьми ( привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу).

2.

«МОЙ ГОРОД»

Продолжать формировать интерес детей к малой Родине.  Познакомить с историей города Воронежа, с гербом и флагом Воронежа.Познакомить детей с достопримечательностями родного города. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

3.

«ЛЮДИ,ПРОСЛАВИВШИЕ МОЙ ГОРОД»

Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё.Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Кто родился в Воронеже и в Воронежской области?

Писатели и поэты

В Воронеже родились писатели И.А.Бунин и А.П.Платонов, Н.А.Задонский и Г.Н.Троепольский, поэты И.С.Никитин, А.Кольцов, сказочник А.Н. Афанасьев, известные сказительницы А.К. Барышникова и А.Н. Королькова.

Актеры и актрисы

Воронежские зрители в театре в разное время аплодировали М.С.Щепкину и П.С.Мочалову, М.Н.Ермоловой и В.Ф.Комиссаржевской. На воронежских подмостках начинали свой путь в искусство Л.С.Вивьен, А.А. Остужев, С.И. Папов, А.В. Поляков, Н.П.Россов, В.И.Флоринский.

Космонавтика

Летчик- космонавт К.П. Феоктистов

Художники

Наш край подарил миру известных деятелей изобразительного искусства — И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, Н.И. Бессарабов, А.А. Бучкури, А.В.Куприн и Л.Г.Соловьев.

Цирк

В Воронеже начал свой путь к великой славе основатель цирковой династии Анатолий Дуров.

Кто оставил след в жизни Воронежа?

Государственные деятели

Здесь жили и бывали государственные деятели – Пётр I, Д.Н. Бегичев, М.И. Калинин, политический деятель Г.В.Плеханов, изобретатели – А.Н. Лодыгин, С.И. Мосин, писатели – А.М. Горький, Л.Н. Толстой, Н.А. Задонский, А.П. Чехов, А.И. Шубин, поэты – А.А. Ахматова, В.А. Жуковский, В.В. Маяковский, О.Э. Мандельштам, актёры – Н. Давыдов, М.Н. Ермолова, В.Ф. Комиссаржевская, русский шахматист, чемпион мира А.А. Алёхин и др.

Ученые

В вузах города работали академики К.Д. Глинка, Н.Н. Бурденко, Б.А. Келлер, учёные – Н.Г. Басов, Б.А. Келлер, К.Д. Глинка,

4.

«МОИ ПРАВА»

Дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение. Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;

ОКТЯБРЬ

1.

«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
(деревья, кустарники, сезонные изменения)

Сформировать представление об осени, как времени года, о существенных признаках сезона.Показать детям многообразие красок золотой осени. Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе.  Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Углублять знания детей о деревьях (кустарниках) как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; расширять представление о классификации лесов (лиственные, хвойные, лес- бор- чаща- дубрава- роща-парк-сад).Раскрыть понятие «листопад».

воспитывать у детей бережное и сознательное отношение к окружающей среде.

2.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.

3.

«ОСЕННИЕ ХЛОПОТЫ»
(труд людей, сбор урожая)

Дать понятие об осенних заботах человека в саду и огороде. Познакомить с посадкой деревьев, цветов в осенний период, с заготовкой семян. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями; расширять представления о труде взрослых на полях, огородах.

4.

«ЛЕС И ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ»
(ягоды, грибы, перелетные птицы, звери)

Расширить знания старших дошкольников о разнообразии растительного мира нашего леса, его пользе для здоровья, формирование экологической культуры. Познакомить детей с полезными свойствами даров леса; развивать умение и навыки использования даров леса для сохранения собственного здоровья. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью: прячутся, насекомые, птицы улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

НОЯБРЬ

1.

«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. РАЗНЫЕ СТРАНЫ И НАРОДЫ»

 Дать представление о празднике «День народного единства.Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Формирование представлений о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Воспитывать чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать. 

2.

«МОЯ СТРАНА»(климатические пояса, животный и растительный мир Арктики, тундры, степей и др.)

Закрепить знание название страны, ее природы.Расширять представления детей о природных богатствах России.Познакомить с географической картой, расположением на ней России.Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры, природы Арктики, об её животном мире и приспособленности животных к обитанию в условиях Арктики и т.д.

3.

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА.

МОСКВА-СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ»

Расширить представления детей о родной стране, познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому России.
Формировать представление, о том что Москва - самый большой город нашей страны, главный город, столица. Расширять кругозор, обогащать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать любовь к Москве и России в целом.

4.

«ЛЮДИ, ПРОСЛАВИВШИЕ

МОЮ СТРАНУ»

Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, прославившими Россию – деятелями науки и искусства. Воспитывать уважение к известным людям, чувство гордости за их вклад в культуру и науку страны.

ДЕКАБРЬ

1.

«ПРОФЕССИИ»

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы

2.

«ЗИМА: СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ»

Расширять представления о зиме(сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомить с некоторыми особенностями лесных зверей и птиц зимой. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

3.

«ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ»

Расширять представления детей  о зимних забавах(катание на санках, снегокатах, ледянках, лыжах,  умение слепить и украсить снеговика, игра в снежки, игра в хоккей…),  способствовать формированию здорового образа жизни,  развивать  связную речь.

4.

«НОВЫЙ ГОД»

Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами, выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения). Вызвать у детей радостные эмоции в ожидании праздника; формирование представлений о Новом годе как о добром веселом празднике, как начале календарного года.

ЯНВАРЬ

1.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ

2.

«ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ:
- НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

 Обогащать знания детей о народных традициях и обычаях. Познакомить с древними народными традициями отмечать Новый год, Рождество, Святки, объяснить их происхождение и назначение. Воспитывать патриотические чувства через приобщение к культуре и истории.

3.

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Уточнять и расширять знания детей о русских народных промыслах. Продолжать воспитывать интерес к ним, желание их изучать. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства, желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров.

4.

«КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ»

Продолжать знакомить детей с историей древней Руси, историей жизни древних славян, их видами занятий. Сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей. Расширять кругозор.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу.

ФЕВРАЛЬ

1.

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

 Закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: Скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, былины. Обратить внимание на способность русского народа подмечать и точно, ярко выражать словами замеченное. Воспитывать интерес к творчеству русского народа.

2.

«ТРАНСПОРТ.

ОСТОРОЖНО, ДОРОГА!»

Расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта: раскрыть значение транспорта для людей, закрепить правила поведения в общественном транспорте,расширять представления детей об истории транспорта.Систематизировать знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице.

3.

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ:
«ОДИН ДОМА», «ОСТОРОЖНО – ОГОНЬ!»

 Помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях. Дать детям понятие об опасных предметах. Напомнить, как и в каких случаях звонить в службу спасения, обучить правилам поведения в случае пожара.

4.

«НАША АРМИЯ. ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой.

Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.

МАРТ

1.

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»

Привлечение внимания детей к празднику 8 марта. Развивать у детей интерес к традиции его празднования. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье.

2.

«МОЯ СЕМЬЯ. МОЙ ДОМ.»

Обогащать социальные представления о людях и о себе: особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями. Расширять представления о своей семье. Закреплять знания детьми имен родителей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Закреплять знания домашнего адреса и телефона

3.

«НАШЕ ЗДОРОВЬЕ. ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА»

Расширять представления о здоровье и важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье, воспитание стремления вести здоровый образ жизни.

Развивать представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, приучение детей к внимательному отношению к собственному здоровью, учитывать особенности своего организма и здоровья (аллергия, плохое зрение и т.п.). Расширять представления о закаливании.Закрепить с детьми названия частей тела и лица человека  (особое внимание обратить на малознакомые слова: бёдра, голень, запястье, висок, темя, затылок, мочки, скула, стопа, грудь, веко, бровь, ресницы).

4.

«ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ.

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов: продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Формировать и расширять знания о севере и жарких странах, о животных этих районов. Расширять представления о материках.Познакомить с климатическими условиями разных материков: с самым жарким континентом – Африкой, с животными, населяющими ее; с Австралией; с животным миром полярных районов.Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, животных жарких стран развивать любознательность детей.

АПРЕЛЬ

1.

«ВЕСНА»
(сезонные изменения, жизнь людей, животных и птиц весной)

Продолжать расширять представления детей о весне, сезонных изменениях. Формировать элементарные экологические представления. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями   живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширять знания об деревьях, растениях, животных, птицах, насекомых.  Расширять представления о правилах поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.                                                                                      

2.

«ЧУДЕСНЫЙ МИР КОСМОСА»

Расширять представления детей о космосе и космических полётах. Рассказать, что в космос летают люди разных национальностей, они дружны и поэтому у них всё получается. Познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики –

К. Э Циолковским, С. П. Королёвым. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был гражданин России –

 Ю. А. Гагарин, первая женщина – космонавт тоже из России – В. Терешкова. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать гордость за свою страну.

3.

«ГДЕ ЖИВЕТ ИСКУССТВО?»
(театр, цирк, музей, библиотека)

Дать детям первоначальные представления о профессиональном искусстве: историей появления и развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанрами. Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Знакомить с различными творческими профессиями:  архитектор,  композитор,   актер, певец, артист цирка, поэт, писатель и т. д. Эту работу строят таким образом: детям рассказать об особенностях профессии, дают ее название (например, архитектор), объясняют основные функции (создает проекты зданий, мостов), называют действие (чертит, рассчитывает), показывают предметы, которые помо­гают в работе (карандаш, бумага, циркуль и т. д.).

Подчеркнуть значимость всех творческих профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие чувства. Созданные художниками, музыкантами, писателями и т. д. произведения нужно беречь, чтобы передать следующим поколениям.

Подвести детей к пониманию назначения библиотеки, музея, театра, познакомить с правилами поведения в них.

4.

«БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ!»

– ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет. Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.

МАЙ

1.

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с историческими событиями военных лет (1941 – 1945 г г.) Сообщить новые знания о начале войны, о подвиге городов – героев: Москвы и Ленинграда, о победе нашей армии над немецкими захватчиками. Закреплять знания о родах войск. Воспитывать уважение к участникам войны: фронтовикам и труженикам тыл.

Закреплять знания детей о защитниках нашей Родины, памятниках героям Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме советских солдат.

Воспитывать уважение к памяти погибших бойцов, к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны.  Развивать чувство гордости за нашу армию.

2.

«ЦВЕТЫ»

Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

3.

«ШЕСТИНОГИЕ МАЛЫШИ»
(насекомые)

Расширять знания и представления детей о насекомых, особенностях их строения. Формировать умение определять опасных для  человека, животных, защитниках и вредителях урожая, пользе и вреде в природе.

4.

«ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО»
(сезонные изменения в природе и в жизни людей)

Формировать обобщенные представления о лете как времени года, признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных, растений, представления о ягодах и грибах.

Познакомить детей с пословицами, стихотворениями, художественными произведениями, закличками  о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы компенсирующей направленности

Перспективный комплексно- тематический план позволит вести образовательную работу систематически и всесторонне...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед". План предполагает работу по данной теме в течении 1-2 недель....

комплексно-тематическое планирование в старшей группе

В данном материале представлено комплексно-тематическое планирование для работы с детьми старшей группы...

комплексно-тематическое мероприятие для детей старших групп "Живи в веках, моя Россия!"

Занимательное мероприятие, которое воспитывает патриотические чувства у детей. Знакомит воспитанников с героями нашей Родины в разные времена, начиная от богатырей, и заканчивая мирным временем....

Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »

             Содержание:Знакомство с зимними месяцами, приметами.             Изменение в жизни диких животных, птиц, спосо...

Комплексное тематическое занятие для детей старшей группы «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиВозрастная группа: старшаяТема НОД: «Волшебный мир музыкальных произведений П.И. Чайковского из балета Щелкунчик»Направление образовани...

Примерный комплексно-тематический план НОД в старшей группе

Примерный комплексно-тематический план НОД в старшей группе...