ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа

Лейман Оксана Николаевна

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihokorrektsionnaya_programma.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

КУХМАО-ЮГРА «Урайский специализированный Дом ребенка»

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЧУВСТВОВАНИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

                                                                                           Составила: педагог-психолог

                                                                                 Лейман Оксана Николаевна

\

                           ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

     У детей, живущих в доме ребенка и имеющих задержку психо-речевом развитии, существуют проблемы в развитии  эмоциональной сферы.      

     Дети, лишенные родительской опеки, испытывают состояния безотчетного, неопределенного беспокойства, которое порождает тревогу. Эмоциональная жизнь у таких детей либо вовсе отсутствует, либо ограничивается страхом, гневом, приступами психомоторного  возбуждения.

     Именно поэтому коррекционная\ работа по развитию эмоциональной сферы приобретает особое значение.

     Ощущения является первоисточниками эмоциональной жизни наших воспитанников. В качестве основных видов ощущений различают: кожные ощущения (прикосновения давления, поглаживания), осязание и обоняние, зрительные и слуховые, ощущения положения и движения, органические ощущения ( голод, жажда, боль, половые ощущения и т.д).

    Первый уровень развития эмоций – это уровень  органической аффективной  эмоциональной чувствительности, который непосредственно связан с работой анализаторов, ребенка носят неопределенный характер: беспредметная радость, беспричинный смех, находящегося в определенной связи с окружающим миром.

    Необходимо научиться распознавать эмоциональные реакции ребенка, угадывая, что за этим стоит. Нам надо научить ребенка соотносить воспринятый сигнал и реакцию в организме. Вот это и призвана обеспечить предлагаемая программа.

     В нее включены игры и упражнения по развитию зрительного, тактильного восприятия, по освоению ребенком информацию о вкусе и запахе.

     В программе три раздела, каждый раздел включает в себя два блока:

    -Первый-это игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире, при помощи глаз, рук, кожи.

     -Второй блок посвящен играм и упражнениям по развитию способности воспринимать:  глазами, ручками, кожей, носом.

     Каждая игра – это занятие, которое сопровождается подробным перечнем профессиональных мер, шагов, осуществляемых педагогом в ходе его проведения; отбором словаря который может быть применен, описанием оборудования и пр. Это сделано с целью практического использования данных разработок.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психокоррекционная программа «Развитие элементарного чувствования « направлена на формирование положительного эмоционального фона у детей, воспитывающихся в доме ребенка и имеющих задержку в физическом и психическом и речевом развитии. Программа основывается на понимании, апатии  со стороны педагога снять эмоциональное напряжения, дает возможность ребенку открыть свое «я».

  Цель программы - устранение искажений эмоционального реагирования,  реконструкция полноценных контактов ребенка со взрослым.

   В связи с этим коррекционный процесс включает следующие задачи:

  1.  Развивать элементарные чувствования, как проявление органической аффективной чувственности, служащие основой для формирования сложных чувств  и эмоций.
  2. Формировать разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний.
  3.  Формировать обобщение мировоззренческие чувства, которые и составляют эмоциональный мир личности.
  4. Снять эмоциональное напряжение.
  5. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Предмет психокорекции  - эмоциональная сфера детей.

Объект психокорекции – дети от рождения до трех лет с эмоциональными проблемами и проблемами в общении. Психокорекционный  процесс, строится с учетом дифференцированного подхода к индивидуальным особенностям детей, испытывающих проблемы в эмоциональной сфере. Содержание психокоррекционной работы представлено индивидуальной формой работы. Занятия строятся на основе принципов интегрирования, системности и преемственности. Проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительность 10-15 минут. Длительность работы должна быть не мене четырех месяцев. При отсутствии желаемого результата занятия можно повторить, увеличив общее количество занятий. Психокоррекционной программа включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга раздела:

1.зрительное восприятия.

2. тактильное (осязательное) восприятие.

3. вкус и запах.

Раздел № 1

Зрительное восприятие.

Цели раздела:

1. Установление зрительного контакта между ребенком и взрослым, создание   основ для формирования «комплекс  оживления».

2. Развитие прослеживающего движения глазного яблока.

3. Формирование потребности общения с взрослым.

Начиная работу необходимо именно с этого раздела, так как 80% информации,

воспринимаемой ребенком, поступает через зрительный анализатор. В случае

нарушения зрения работу следует начинать с наиболее  сохранного анализатора, опираясь на соответствующий раздел данной программы.

      Данный раздел имеет три части:

  1. зрительное восприятия людей,
  2. зрительное восприятие ребенком самого себя,
  3. зрительно восприятие предметов.

Зрительное восприятие людей

    Зрительное восприятие окружающих людей – важнейшее умение, которое не сформировано у наших детей, и которое самостоятельно не развивается, Воспитанники домов ребенка с отставанием в развитие характеризуются рядом особенностей состояния зрительного анализатора: «уплывающий» взор, отсутствие прослеживающего движения глазного яблока, снижение остроты зрения и др. Все эти особенности зрительного анализатора существенно затрудняет работу.

  Роль зрения в коррекции эмоционально-волевой сферы очень велика, особенно на первых этапах, так как зрение поставляет «пищу» для эмоций. А люди,  окружающие ребенка, - это сильнейший раздражитель, который дает сразу комплекс сигналов: передвижения в пространстве, ощущения близости, слуховые и зрительные сигналы и др.

Зрительное восприятие самого себя.

Ребенку необходимо иметь представление о собственном теле. Подобные знания помогут ему овладеть представлениями о « схеме тела», определенными навыками пространственной ориентировке, а также помогут установить разницу между ребенком и окружающим его. Кроме того, информация о себе – это источник эмоционального фона развития эмоций.

Зрительное восприятие предметов.

  Зрительное восприятие предметов и событий окружающего мира – очень важное умение. Способствующее широкому восприятию предметов окружающего мира. На основе этого зрительного  восприятия у детей развивается потребность, желание различать предметы. Большинство детей обучаются преимущественно через зрительное восприятие, наблюдение и само действие. Так они тренируют новые умения и пытаются совершенствовать их, наблюдая за реакцией взрослых на их ответы.

Раздел № 2

Тактильное (осязательное) восприятие.

 Цели и задачи:

  1. Развивать тактильное восприятие ребенка, как основу для эмоционально

      реагирования.

  1. Формирование четких ощущений и представлений о предметах на основе

      осязательного восприятия.

  1. Стимулировать зрительный контакт между ребенком и взрослым.
  2. Развитие интереса от пассивного к активному. Формировать потребности

      ребенка в  общении с взрослым.

  1.  Развитие регуляции поведения ребенка на основе учета его интересов и

      потребностей.

  1. Развитие словаря ребенка.

Этот раздел посвящен развитию осязания и имеет две части:

  1. тактильные представления,
  2. развитие способов тактильного изучения предметов.

   

Тактильные представления.

     Это серия игр и упражнений, развивающих у ребенка способность чувствовать, ощущать. Акцент в данных упражнениях делается на то, чтобы ребенок различными способами расширял свои  осязательные представления. Данные занятия стимулируют эмоциональную активность, которая поможет ребенку владеть предметами, превратить его из пассивного наблюдателя в активного участника.

Развитие способов тактильного восприятия  предметов.

     В ходе этих занятий осуществляется развитие способностей ребенка изучать и узнавать предметы на основе осязательных ощущений: формы поверхности, консистенции предмета, качества материалов и пр. Параллельно идет и коррекция   и развитие мелкой моторики пальцев рук, кистей рук, координации двигательных актов: хватание, отпускание, царапанье, бросание, кидание, открывание, сжимание, наливание и т.п. Все это способствует развитию элементарного чувствования как проявления органической аффективной чувствительности.

                                  Раздел № 3

Цели раздела:

  1. Развивать способность чувствовать , ощущать и соотносить данные ощущения с предметами.
  2. Учить различать приятные и неприятные запахи, вкусовые ощущения.
  3. Развивать соответствующее эмоциональное реагирование на данные ощущения.

      Представление о вкусе и запахе очень важны. Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке всего эмоционального состояния. Они могут вызвать приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия. Вкусовая чувствительность, как и обоняние, дают разнообразные ощущения, в которых нам надо научить ребенка разбираться.

 Из комплекса ощущений выделяют четыре основных: соленое, кислое, сладкое, горькое, к ним присоединяются ощущения давления, тепла, холода. Главной

вкусовой  областью является слизистая оболочка языка, особенно его кончик, края и основание, середина же языка и его нижняя поверхность лишены вкусовой чувствительности.

  Вкусовые области языка обладают различной чувствительность к ощущениям соленого, кислого, сладкого и горького. Наиболее чувствительны к сладкому- кончик языка, к кислому- края, к горькому-основание.

 Обоняние доставляет  нам разнообразие ощущений, для которых характерен положительный или отрицательный аффективно- эмоциональный   фон. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни так тесно не связаны с эмоциональным чувственным опытом, как обонятельные.

 Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств. Вот поэтому так важно научить детей разбираться в обонятельных ощущениях.

 Обонятельная область – это самая верхняя часть слизистой оболочки носовой полости, что составляет примерно 5 кв.см. Пахучие вещества попадают сюда двумя способами: при входе и выходе.

 Данные занятия направлены на развитие у детей вкусовых и обонятельных ощущений: различение и соотнесение вкусов и запахов; умение адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Зрительное восприятие людей

Тема: Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.

Порядок действий:

1. Посадите ребенка к себе на колени лицом к лицу.

2. Улыбайтесь, говорите, гримасничайте и т.п., чтобы привлечь внимание ребенка, используя словарь: привет, я могу тебя видеть, давай обниматься, лево, право и опять закончили, еще, слова песенок.

3. Плавно покачивайтесь из стороны в сторону.

4. Качаясь более интенсивно, продолжая болтать и держать зрительный контакт.

Тема: «Лицо взрослого».

Цель: Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать его.

Порядок действий:

1.Расположите ребенка удобно: сидя  или лежа.

2.Превлеките внимание к вашему лицу.

3.Улыбайтесь  и говорите, чтобы привлечь ребенка. Не имеет значение, что вы говорите, главное чтобы движение ваших губ заставило ребенка смотреть на ваше лицо.

Используйте словарь: привет, имя ребенка, смори, видишь мое лицо, вот  мои глазки, мой нос, рот, язык, где твой нос, ротик, ухо, ушки, рука, ручки, глаз, глазки и т.п.

4.Сначала  попробуйте  построить простые гримасы: нахмурьте брови, сморщите нос, придайте разные формы рту, например, «широкую удивленную улыбку».

5. Если вы утратили внимание ребенка, обратитесь к вариациям или переходите к другой игре.

 Тема: «Лицо взрослого».

             «Игры-прядки».

Цель: Развитие потребности в положительном контакте со взрослым.

1.Станьте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо в любом положении -сидя на ваших коленях или на кровати или на полу.

 2. Улыбайтесь и начините разговор с ним, чтобы привлечь его внимание, используя словарь: привет, имя ребенка смотри, видишь мою шляпу, что случилось с моей шляпой, а вот и я, пока-пока

3.Наденьте шляпу и обратите внимания ребенка на ее. Затем опустите шляпу на глаза и вновь поднимете, произнося: «ку-ку».

4.Делайте так несколько раз, удлиняя время, когда глаза спрятаны.

5.Если вы утратили внимание ребенка, попробуйте перейти к вариациям или к другой игре.

Тема: «Комплекс оживления»

             «Мое лицо»

Цель: Развитие эмоционального реагирования на скрытое лицо взрослого; потребность видеть все лицо.

Порядок действий:

1.Расположитесь так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо из любого положения: сидя на коленях или на стуле, лежа на кровати или на полу.

2.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь  его внимание, используя словарь: привет, имя ребенка, вот мои руки, видишь мои пальчики, а где твои?

3.Закройте свои глаза пальцами рук, таким образом, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Через 1-2 секунды разведите пальцы, выглядывая сквозь них.

4. Повторите упражнение через несколько раз, продолжая болтать и рассказать ребенку, что вы делаете.

5.Помашите кистями рук из стороны в сторону в поле зрения ребенка. Посмотрите, будет ли он следить за движениями.

6. Помашите кистями рук в противоположную сторону, проследите, куда смотрит ребенок.

7.Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или другому упражнению.

Тема:  «Мои руки».

          «Игра-прятки».

Цель: Воспитание интереса к игре ручками, формирование основ эмоционального реагирования.

Порядок действий:

1.Расположите ребенка так, чтобы он мог видеть ваше лицо и ту часть своего тела, которую вы собираетесь прятать. Он может сидеть на ваших коленях, на стуле, лежать на полу, на  кровати. Главное чтобы ему было удобно.

2.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь его внимание, используя словарь: привет, имя ребенка, смотри, вот твоя ручка, твои пальчики, ах-ох, они куда спрятались, вот они где, пока, ручки, опять.

3.Обратите его внимание  на его собственные кисти рук. (Держите его руки перед его лицом, играйте с ним перебирайте пальцы).

Через некоторое время спрячьте его ручки за вашими и спросите: «А где твои ручки?»

5.Откройте его ручки и похвалите его за то, что он нашел их.

6.Выполняйе упражнение несколько раз, увеличивая время спрятанных ручек.

7.Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или к другой игре.

Тема: «Я и моя внешность».

             «Зеркало».

Цель: Воспитание продолжительности внимания, умение разгадывать себя.

Порядок действий:

1.Сядьте напротив зеркала, посадите ребенка к себе на колени и раскачивайте его вверх-вниз. Помните, что ребенок обязательно должен видеть  в зеркале движения.

Комментируйте свои действия, используя словарь: привет, имя ребенка, смотри, ты себя видишь, зеркало, вниз-вверх мы летим, где твои ручки? Животик, ножки, глазки? Вот они!  

 

Зрительное восприятие предметов.

Тема: «Движения»

Порядок действий:

1.Расположи ребенка так, чтобы ему и вам было удобно.

2.Потрясите какую-нибудь игрушку, привлекая внимание ребенка.

3.Если игрушка висит, укажите на нее и посмотрите, следит ли ребенок за вашим пальцем.

4.Пусть ребенок находится рядом  с этой игрушкой, трогает ее.

5.Говорите во время игры и обсуждайте, что делает игрушка, используя словарь: смотри, вверху, что это? Видишь эту игрушку, правда она красивая? Она двигается.

Тема: «Звуки».

Цель: Развитие слухового восприятия, реакции ребенка на источник звука.

Порядок действий:

1.Расположите ребенка так, чтобы и ему и вам было удобно.

2.Поиграйте набором колокольчиков, чтобы привлечь внимание ребенка.

3.Если колокольчики висят, укажите на них и посмотрите. Следит ли ребенок за движением ваших рук.

4.Пусть ребенок трогает колокольчики.  

5.Говорите во время игры, рассказывайте о том, что делают колокольчики, используя словарь: смотри, вверху, что это? Видишь колокольчики, слышишь колокольчики, тебе они нравятся? Где они?

Тема: «Цветы»

Цель: Формирование навыка прослеживающего  движения глаз.

Развитие элементарного чувствования  цвета как основы эмоционального фона.

Порядок действий:

1.Ребенок  сидит или лежит.

2.Встаньте или сядьте напротив ребенка и помашите ленточками, сперва плавно, затем более энергично.

3.Во время игры рассказывайте, что вы делаете, используя словарь: смотри, вот, что это? Смотри на красивые ленточки, они летят в низ…вверх, название цветов.  

 

Тема: «Игра-прятки».

Цель: развитие навыка устойчивого внимания, способность целостного восприятия.

Порядок  действия:

1.Возьмите куклу и поиграйте с ней: пусть она танцует, прыгает ит.д., чтобы привлечь внимание ребенка.

2.Дайте ребенку поиграть ее: комментируйте его действие словами :вот (название куклы), она говорит «привет», она спряталась, где она ?До свидание! Кукла, опять, скажи привет!

3.Спрячте куклу за спиной и спросите: «А где кукла?» и тут же верните куклу, с радостью сообщая: «А вот она!». Спрячьте куклу за экран; затем покажите ее в неожиданном месте из-за экрана.

4. Повторите это несколько раз, отрабатывая прослеживающие движения глазного яблока.

5.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку.

Тема «Ожидание».

Цель: Развитие внимания, интереса к исчезнувшей игрушке.

Порядок действий:

1.Чтобы не испугать ребенка, лучше сначала показать ему игрушку в коробке, а потом поговорить и поиграть с ним.

2.Дайте поиграть ребенку с игрушкой.

3.Когда вы полностью завладели вниманием, спрячьте игрушку в коробку, а потом спросите: «А где игрушка?».

4.Достаньте ее и скажите с радостью: «А вот и она»!.

5. Проделайте это несколько раз, используя разнообразную лексику: коробка, а вот и игрушка, она говорит: привет, где он? До свидания, снова, скажи привет, вот здесь.

6. Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или другой игре.

7.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку.

Тема: «Из стороны в сторону».

Цель: Развитие концентрации внимания, пространственной ориентировки.

Порядок действий:

1.Расположите  ребенка за столом или на полу.

2.Покажите ребенку мяч и поиграйте с ним немного.

3.Сядьте напротив ребенка и покатайте мячик перед ним в его поле зрения. Начните катать мячик справа налево. Говорите о том, что вы делаете, используя словарь: мяч, смотр, вот он, катится, ближе, кати мяч!  

4.Катайте мяч в других направлениях.

5.Проделайте упражнения несколько раз, акцентируя внимание ребенка, когда мячик окажется перед ним.

6.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку.

Тема: «Верх-вниз».

Цель: Развитие прослеживающего движения глазного яблока. Формирование основ эмоционального реагирования.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол  или на пол.

2.Сядьте на против ребенка и сперва бросьте катушку вниз, поймайте и покажите ребенку.

3.Проделайте упражнение несколько раз, с большим удивлением возвращая катушку.

4.Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или к другой игре.

5.Постарайтесь закончить игру раньше, чем она надоест ребенку, дайте ему поиграть с игрушкой.

                             ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Тема: «Воздух»

Цель: Учить ощущать движение воздуха, стимулировать эмоциональную реакцию.

Оборудование: веер.

Порядок действий:

1.Расположите ребенка, так чтобы вам было удобно.

2.Помашите веером около его ручек, с начало плавно, чтобы ребенок не испугался; комментируя свои действия словами:  ветер, воздух, чувствуешь тепло, холодно, еще.

3.Вы можете ожидать следующие реакции: улыбку, поворот в сторону ветерка или наоборот; ребенок самостоятельно машет ручками и т.д.

Тема: «Брызгалки».

Цель : Учить ощущать  влагу и температуру воды: развитие навыка эмоционального реагирования.

Оборудования: бутылочка-разбрызгиватель полотенце.

Порядок действий:

1.Ребенок может сидеть или лежать.

2.Во время игры разговаривайте с ребенком, обсуждайте, что вы делаете, используйте словарь: вода, мокрый, сухой, холодный, брызги, полотенце.

3.Начните с теплой, но не горячей воды. По брызгайте на руки ребенка.

4.Ожидайте следующие реакции: улыбка , смех, плач, прятанье рук, желание снова быть обрызганным. Эти реакции покажут нравиться  или нет ребенку упражнение.

5.После упражнения тщательно вытрите ребенка. 

Тема: «Игра с кисточкой».

Цель: Развитие тактильных ощущений и умение дифференцировать эти ощущения.

Оборудования: большая мягкая кисточка для нанесения макияжа.

Порядок действия:

1.Расположите ребенка сидя или лежа так, чтобы вам было удобно.

2.Болтайте с ребенком, рассказывайте, что вы делаете, используя словарь: кисточка, мягкая, жесткая, щекотать, гладить, нежно.

3.Легко погладьте кисточкой  тыльную сторону руки ребенка.

4.Когда ребенок помет, что это не страшно, переходите к поглаживанию ладони, отдельно каждого пальчика, промежутков между пальцами.

5.По реакции ребенка можно понять, понравилось ему это или нет: улыбки, смех, плач, крик, протягивание рук для повторения, прятанье рук и т.д.

Тема: «Легкие материалы».  

 Цель: Развитие кожной чувствительности на основе упражнений в различении материалов. Развитие адекватных эмоций.

Оборудование: кусочек шелковой ткани.

Порядок действий:

1.Расположите ребенка сидя или лежа так, чтобы вам  обоим было удобно.

2.Болтайте с ребенком, рассказывайте, что вы делаете, используя словарь: шелк, мягкий, нежный, качаем, легкий.

3.Положите кусочек шелка на тыльную сторону руки ребенка или  ему на ладонь.

4.Плавно покачайте его руку, держащую шелк.

5.Следите за реакцией ребенка, она может быть очень показательной: улыбки, смех, плач, покачивание головой, отбрасывание кусочка на пол и т.д.

Тема: «Разные поверхности».

Цель: Развитие дифференциации осязаемых ощущений и формирование эмоционального реагирования.

Оборудования: дощечка обтянутая каким-то материалом.

Порядок действий:

1.Ребенок может сидеть за столом или на полу.

2.Положите дощечку на его колени или на стол и опустит его руки на ее поверхность.

3.Пусть ребенок пощупает поверхность дощечки, подвигает руками по ней.

4.Болтайте с ребенком, расскажите, что вы делаете или что собираетесь дать ребенку в  ладонь, используя словарь: прикоснись, чувствовать, нежный, грубый, дощечка, руки, ноги.

5.Следите за реакцией ребенка: вы поймете, нравиться ему это или нет, хочет ли он продолжать занятие.

Тема: «Липкие материалы».

Цель: Развитие ощущения консистенции, состояния вещества, температуры веществ; воспитание адекватной эмоциональной реакции.

Оборудование: банка ароматного джема.

Порядок действий:

1.Достаньте из холодильника ждем заранее, чтобы он был  не очень холодным.

2.Положите небольшое количество джема на руки ребенку, когда он привыкнет к ощущению, добавьте еще.

3.Положите руки на джем.

4.Если ребенку понравиться, пусть он засунет руки в банку с джемом.

5.Сопровождайте игру обсуждением, что вы делаете, используя словарь: желе, липкое, чувствовать, название цветов, ароматов.

6.Следите за реакцией ребенка, чтобы определить нравиться ему это или нет.

7.После игры вымойте руки ребенку и высушите их.

Тема: «Сухие материалы».

Цель: Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.

Оборудование: мешочек риса, поднос.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол.

2.Положите перед ребенком пустой поднос.

3.Медленно сыпьте рис на поднос, делая, остановки, чтобы ребенок мог видеть и слышать звуки.

4.Положите одну руку  ребенка на поднос.

5.Плавно подвигайте его руку по рисовой поверхности.

6.Когда ребенок немного привыкнет, положите другую руку, пусть они совершают круговые  движения.

7.Разговаривайте  с ребенком, чтобы определить нравиться или не нравиться ему это занятие.

Тема:  «Массаж».

 

Цель: Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.

Формирование основ эмоционального реагирования.

Оборудование: тальк.

Порядок действий:

1.Посадите или положите ребенка так, чтобы вам обоим было удобно.

2.Насыпте немного талька на тыльную сторону руки ребенка.

3.Плавно втирайте тальк одним пальчиком ребенка.

4.Добавте еще талька и плавно втирайте его на ладони, на каждом пальчике.

5.Говорите  с ребенком, рассказываете ему, что вы делаете, используя словарь: таль, мягкий дотронуться, массаж нюхать.

6. Следите за реакцией ребенка, которая может показать, нравиться ребенку задание или нет.

Тема: «Ритмы пальцев».

Цель: Развитие реакции ребенка на различные прикосновения; формирование его эмоционального отклика.

Порядок действий:

1.Сядьте лицом к лицу с ребенком и возьмите его руку так, чтобы ладонь смотрела вверх.

2.Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняя, что хотите сделать, используя словарь: щекотать, рука, щекотно, еще, снова. 

3.Под какую-нибудь детскую песенку начиная щекотать кисть ребенка, плавно переходя к остальной части руки (сорока-белобока, кашку варила, деток кормила).

4.Следите за реакцией ребенка, с помощью которой сможете определить, нравиться ребенку или нет.

Тема: «Различные материалы».

Цель: Формирование тактильно двигательного восприятия, развитие навыка хватания и ощупывать предметы. Развитие элементарного чувствования как формы проявления аффективной чувствительности.

Оборудование: вельвет, мех, шерсть, кожа, хлопок, пластик.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол.

2.Положите материалы на стол или поднос.

3.Предоставьте ребенку возможность самому начать изучение: ощупывать.

4.Коментируйте его действия, используя эмоционально окрашенную лексику: мягкий, нежный шелк, шершавый коврик, кусачий мех.

5.Увеличте или уменьшите количество предложенных материалов.

Тема: «Туалетные принадлежности».

Цель: Познакомить с новыми ощущениями. Развивать зрительно-тактильную координацию анализаторов. Формировать  элементарные эмоциональные чувствования.

Оборудование: фартук для ребенка, пена для бритья, крем для рук, детское мыло, гель для волос и пр.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол; надеть фартук.

2.Сделайте пену и нанесите ее на стол.

3.Дать (стимулировать) ребенку окунуть руку в пену.

4.Предоставить ребенку возможность самому исследовать пену, сопровождая его действия словами: мягкая, белая, воздушная, пушистая, приятно ощущать, чувствовать, ароматный запах, нежная на ощупь, нравиться, не нравиться.

Тема: «Игра- моделирование».

Цель: Учить чувствовать фактуру материала, развивать зрительно-двигательную координацию, согласованность  действий обеих рук.

Оборудование: тесто, поднос, формочки.

Порядок действий:

1.Посадить ребенка за стол.

2.Положите  перед  ребенком немного теста.

3.Сядьте рядом и посмотрите, что ребенок будет делать.

4.Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, показать, что можно делать с тестом, рассказывать об этом, используя словарь: тесто, крутить, мять, бросать, руки, пальцы, резать и т.д. 

Тема: «Сухие материалы».

Цель: Упражнение по размещению и узнаванию, восприятию и представлению о веществах; развитие движение кистей рук и навыков, умения подражать.

Оборудование: мешочек с опилками, ложка, чашка.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол.

2.Насыпте немного опилок на стол.

3.Пусть ребенок положит руки в опилки.

4.Сядьте в сторону и посмотрите, что ребенок будет делать.

5.Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, показать, что можно делать с опилками, рассказывать об этом, используя словарь: опилки, поднос, чувствовать, сыпать, держать.

Тема: «Шумовые предметы».

Цель: Развитие слухового и осязательного восприятия, двигательной  координации.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол.

2.Положите перед ним шуршащую бумагу.

3.Пусть ребенок потрогает бумагу, пошуршит ею.

4.Сядьте в сторону и понаблюдайте за ребенком.

5.Через некоторое время вы можете присоединиться к ребенку, рассказать ему о том ,что вы вместе делаете.

6.Меняйте количество шуршащей бумаги.

7.Помогите ребенку шуршать бумагой прямо около его уха.

8.Покажите ребенку разные действия с бумагой.

Тема: «Привлекательные предметы».

Цель: Отработка навыка произвольного внимания, самостоятельных действий, упражнения в различении цветов.

Оборудование: несколько новогодних гирлянд, поднос.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол или на пол.

2.Положите одну гирлянду ему на колени, на стол или на поднос.

3.Пусть ребенок сам ее потрогает, рассмотрит.

4.сядьте в стороне и наблюдайте за действием ребенка.

5.Через некоторое время  вы можете, присоединится к ребенку, поговорить с ним о том, что вы делаете, используйте словарь:  Новый год, гирлянда, серебряная, блестящая,  блестящая, золотая, смотреть, название цветов.

Тема: «Двигающиеся игрушки».

Цель: Развитие умения узнавать предметы на ощупь, мелкие движения пальцев, вызвать интерес и положительные эмоции.

Оборудование: двигающаяся игрушка.

Порядок действий:

1.Пусть ребенок удобно сядет.

2.Дайте ребенку поиграть, подвигать игрушкой.

3.Поговорите с ним о том, что он делает, используя словарь: игрушка, висит, трогать, стоп, смотри, слушай, вверх, вниз.

Тема: «Формы».

Цель:  Развивать умение тактильно и зрительного различать форму предмета, вес, фактуру, цвет.

Оборудование: несколько предметов тяжелых среднего размера, кирпичиков одного цвета, изготовленных из пластмассы; часть из них заполнена различными крупами, бумагой и пр., чтобы у них был разный вес.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка за стол.

2.Положите один кирпичик перед ним.

3.Пусть ребенок потрогает кирпичик  одной рукой, затем двумя.

4.Сядьте в стороне и понаблюдайте за ребенком.

5.Через некоторое время, когда вы поймете, что ребенок почувствовал форму кирпича, его углы, поверхность, вы можете присоединиться. Поговорите о том, что вы вместе делаете, используя словарь: кирпич, квадрат, форма, чувствовать,  угол, тяжелый, большой, маленький, названия цветов.

Тема: «Люди».

Цель: Разработка навыков сравнения и сопоставления, различения и узнавания. Учить соотносить названия предметов и сам  предмет.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка и держитесь с ним за руки.

2.Пусть ребенок сравнит каждую часть вашей руки со своей.

3.Говорите с ребенком, о том что вы делаете, используя словарь: трогать, чувствовать, кожа, волосы, названия частей тела.

4.Помните, что предметом исследования ребенка должны стать только ваши руки и лицо.

Тема: «Изучение собственного тела».

Цель: Развитие самоощущения, комплексного тактильно-двигательного восприятия;

Оборудование: маленький бассейн или ванна, полотенце, купальный костюм, резиновые игрушки.

Порядок действий:

1.Удедитесь, что вода теплая.

2.Плавно опускайте ребенка в воду, сначала пусть он опустит руки, затем ножки, а потом ляжет на спину и т.д. Поддерживайте ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

3.Говорите о том, что вы делаете, используя словарь: раздевайся, вода, бассейн, стоять, сидеть, лежать, грести, мокрый, сухой, закончить, полотенце, одеваться, название частей тела.

4.Пусть ребенок подвигается в воде, погоняйте волны над различными частями тела ребенка, называя их.

5.Когда ребенок начнет привыкать, вы можете продолжить энергичнее занятие с ним.

6.Воду надо убрать сразу после занятий.

                                        ВКУС И ЗАПАХ

Тема: «Контрасты по вкусу».

Цель: Развитие вкусовых ощущений, восприятие положительного отношения к приему пищи; расширение словарного запаса.

Оборудование: продукты сладкого и острого вкуса, стакан с водой.

Порядок действий:

1.Посадите ребенка, чтобы ему было удобно принимать пищу.

2.Предложите ребенку попробовать что-нибудь сладкое, сначала чуть-чуть, а потом побольше.

3.Теперь ребенок выпьет простой воды, чтобы избавиться от прежнего вкуса.

4.

Проделайте то же самое с чем-нибудь острым.

5.Предложите ребенку выбор между двумя вкусами.

6.Следите за реакцией ребенка, по которой можно определить, что ему понравилось, а что нет. Реакция может быть различной: отворачивание от ложки и наоборот, открывание или закрывание рта, качание головой, смех, гримасы и т.д.

7.Говорите с ребенком во время занятия, используя словарь: пить, вода, еда, вкус, сладкий, острый, нравиться, не нравиться.

Вариации:

Используйте различные контрастные вкусы: горький-сладкий, кислый-соленый,

Используйте еду приготовленную различные сорта пищи: сухой-мокрый, жесткий-мягкий, хрустящий, воздушный и т.д.

Используйте различную температуру еды: горячее, теплое прохладное, холодное.

Используйте еду приготовленную различными способами: варенную печенную, и т.д.

Используйте различные варианты еды: мясо, овощи, хлеб, фрукты и т.д.

Используйте контрастные напитки: холодные-горячие, концентрированные, разбавленные и т.д.

Тема: «Представления об ароматах».

Цель: Развитие обонятельных ощущений. Формирование связей между ароматами и предметами их издающими.

Оборудование: духи, спрей после бритья.

Порядок действий:

1.Удобго устройтесь вместе с ребенком.

2.Подержите открытый пузырек с туалетной водой около носа ребенка, не брызгая.

3.Побрызрайте немного на небольшом расстоянии от ребенка.

4.Побрызгайте немного на запястье ребенка и пусть он понюхает.

5.Проделайте то же за ушами ребенка и на шее.

6.Проследите, чтобы ребенок совершил несколько вдохов.

7.Разговаривайте с ребенком, следите за его реакцией, используя словарь: запах, духи, нос, аромат, фруктовый, похожий, сильный, стойкий.

8.Попробуйте другие запахи. Предложите ребенку выбрать один из запахов.

Литература

1.Баднер Г.,РомазинИ., ЧередниковаТ., «Я хочу Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей  С-П «Сстроймспечать» 1996.

2.Изард К., «Психология эмоций». Питер 2000.

3.Ильин Е.П. «Психология воли» Питер 2000.

4.Кэмерон-Бендлер Л., Лебо М. «Заложник эмоций» (Как спасти  вашу эмоциональную жизнь) Воронеж 1999.

5.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». Питер 2000.

6.Худенко Е.Д., Лазеева Н.Н., Барышникова Д.И. «Коррекция и развитие эмоционально волевой сферы  у детей-инвалидов». АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2001.

7.Шоплер Э., Ланзинд  М., Ватерс Л., « Поддержка аутичным и отстающих в развитии детей» БелАПДИ, Минск 1997.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа "Настроение" для детей 5-7лет

Психокоррекционная программа «Настроение» продиктована жизненной необходимостью, поскольку дети, поступающие в первый класс, зачастую бывают психологически не готовы к этому важному этапу жизни. Занят...

Психокоррекционная программа по снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик

Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране Гудвина» содействует снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного уч...

Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЧУВСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

У детей, живущих в доме ребенка и имеющих задержку психо-речевом развитии, существуют проблемы в развитии  эмоциональной сферы.           Дети, л...

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР

      Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и...

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР

Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 5-6л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей...