«Возрастная динамика развития одаренности»
консультация

 Кузнецова Надежда Ильинична

    Определение понятий  «одаренность»  и «одаренный  ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми,

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_odarennosti.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД   № 13 «РОДНИЧОК »

Круглый стол

«Возрастная динамика развития одаренности»

Воспитатель  группы общеразвивающей  направленности

для детей  в возрасте от 2 до 3 лет «Смешарики»

Кузнецова Надежда Ильинична

Пгт. Высокий, 2017

Возрастная динамика развития одаренности.

Определение понятий  «одаренность»  и «одаренный  ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми,

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей - склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления.

Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности - это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры.

Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских. Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение результата и др.

В детстве стремительное умственное развитие происходит у всех детей. Детство - неповторимая пора быстрого роста и становления умственных сил. В раннем детском возрасте (1-3 г) малыш начинает говорить, что расширяет его контакты и возможности проявления своей активности. Приобретает собственный опыт деятельности. К концу раннего возраста обнаруживает стремление действовать самостоятельно.

Раньше всех обнаруживаются художественные способности – сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем самая ранняя – математическая одаренность.

Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Рассмотрим более подробно возрастную динамику развития изодеятельности дошкольника, которая возникает у детей на втором году жизни:

1 - 1.2 года - ИЗО деятельность носит характер манипуляций.

1.5 года - детям доставляет интерес движение карандаша, часто даже, минуя лист бумаги.

1.6 - 2 года - дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период.

2 - 2.6 - малыши с интересом рисуют, не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего. Это период каракуль.

2.6 - 3 - увереннее держат карандаш, пытаются сами что-то изобразить. Дают названия рисункам, но наблюдается неустойчивость ассоциаций.

3- 4 г. - рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения.

4- 5 г. - изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен.

5- 6 г. - ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией.

6- 7 г. - переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования.

Итак, обобщим все вышесказанное об изобразительной одаренности. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны - отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. На наш взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню».

Основная цель образования - помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал. Дошкольное воспитание - неотъемлемая часть общего образования современного человека.

И поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, - раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.

Технология индивидуального подхода к одаренным детям мало, чем отличается от обычной:

1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.

2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.

3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.

4. Определить способы оценки успехов ребенка.

5. Создание индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Педагогу следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Главное в обучении одаренных детей это все-таки педагог. Только личности может воспитать личность, а если последняя уже таковой является, каким же должен быть учитель малолетних гениев?

Какие качества должны быть ему присущи?

- Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.

- Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.

- Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

- Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом. Мобильно трансформировать потребности группы и каждого в цели, методы, формы учебного процесса.

Также в своей работе для создания условий развития детской одаренности может использовать следующие формы работы с детьми и родителями:

Формы работы с одаренными детьми:

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки и секции;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

Формы работы с родителями одаренных детей:

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации психолога;

- детско-родительские проекты.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию.

Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Также можно выделить следующие психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:

- Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

- Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

- Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

- Важно помнить, что одаренность - «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход

- Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

- Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет, ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

Таким образом, мы увидели, что для развития детской одаренности в раннем дошкольном возрасте необходимы следующие условия: условия предметно-развивающей среды, индивидуальный подход в обучении и воспитании, личность педагога, различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями одаренных детей, различные психолого-педагогические условия.

Подготовили:

Н.И.Кузнецова

А.Г.Пивненко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и ребенок: возрастная динамика отношений.

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя - одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз...

Перспективное индивидуальное коррекционное планирование с ребёнком дошкольного возраста с ОНР для всех возрастных групп с возможностью отслеживания динамики развития.

Перспективное индивидуальное коррекционное планирование с ребёнком дошкольного возраста с ОНР для всех возрастных групп с возможностью отслеживать  динамику  развития (индивидуальный коррекц...

Возрастная динамика формирования навыка регистрации наблюдаемых явлений в опытно-экспериментальной деятельности.

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.                                    ...

Возрастная динамика специфических ошибок письма у младших школьников

Содержание. Введение.Глава 1. Нарушения письма у младших школьников: теоретический анализ.1.1.         Особенности русского алфавитного письма.1.2....

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических  игр и упражнений&raqu...

Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...