Возрастная динамика формирования навыка регистрации наблюдаемых явлений в опытно-экспериментальной деятельности.
статья по теме

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.

                                                                                                    Китайская пословица

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастная динамика

формирования навыка регистрации наблюдаемых явлений

 в опытно-экспериментальной деятельности.

Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений  является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами – их расшифровыванием. Как показывают многочисленные исследования психологов и физиологов, способность оперировать кодами (то есть условными знаками) достигает сколько-нибудь значимого уровня в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте имеются только зачатки этой способности. Поэтому педагог должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать ее смысл, и тем самым потеряет смысл и весь эксперимент.

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с простых форм – с использования готовых фотографий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям 2-й младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой – голое, потерявшее листья. Малыши должны определить на какое из них похоже то дерево, которое стоит перед ними. В конце 2-й младшей – начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.

Начиная со средней группы вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог; дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочито совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность. По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.

В старшей и подготовительной к школе группах календари природы и дневники наблюдений заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнить дежурные по уголку природы. Непосредственный контроль со стороны педагога в 1-м полугодии обязателен. Во 2-м полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.

Когда необходимые навыки станут достаточно прочными и большинство детей осознает смысл производимых операций, можно переходить к следующей по сложности форме – ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог. Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадения полученных данных.

Таким образом, формирование навыков регистрации наблюдений осуществляется по следующим стадиям:

использование готовых форм;

наблюдение детей за работой воспитателя;

привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с необходимыми операциями;

коллективное заполнение индивидуальных календарей и дневников под руководством воспитателя;

самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов наблюдений.

Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую группу или нового ребенка, не имеющего соответствующих навыков. Краткое прохождение всего пути необходимо не только для того, чтобы научить фиксировать результаты, но и для того, чтобы научить их видеть природу, что значительно труднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."

Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...

Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках п...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...