Консультация для педагогов «Возрастная динамика формирования исследовательской деятельности и познавательные возможности воспитанников»
консультация по окружающему миру
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Для решения данной задачи важно учитывать возрастную динамику формирования исследовательской деятельности детей и их познавательные возможности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Возрастная динамика формирования исследовательской
деятельности и познавательные возможности воспитанников»
Воспитатель З.М. Бигашева
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Для решения данной задачи важно учитывать возрастную динамику формирования исследовательской деятельности детей и их познавательные возможности.
Возрастная динамика формирования исследовательской
деятельности у дошкольников
Этапы эксперимента | 1 группа раннего возраста | 2группа раннего возраста | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель' пая к школе группа | ||||||
1-й этап. Осознание проблемы | Дети проявляют первые признаки желания что-то сделать | Дети активно проявляют желание что-то сделать | Дети произносят фразу: «Я хочу сделать то-то» | Дети становятся любопытными, задают первые вопросы природоведческого характера | Дети часто задают вопросы на природоведческие темы, пытаются искать на них ответы | Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всем, что неизвестно | Дети хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными способами | ||||||
2-й этап. Формулирование задачи | Желание что-то сделать дети выражают любыми доступными средствами | Желание что-то сделать дети выражают словами | Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают | Дети делают первые попытки формулирования задачи опыта при непосредственной помощи педагога | Дети формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке педагога | Задачу эксперимента дети формулируют самостоятельно, но нуждаются в моральном поощрении педагога | |||||||
3-й этап. Продумывание методики | Дети совершают неосознанные действия | Некоторые действия детей становятся целенаправленными | Количество целенаправленных действий увеличивается | При проведении простейших опытов дети начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как это сделать?» | Методику опыта излагает педагог, дети придумывают отдельные детали | Дети часто принимают участие в разработке методики проведения опытов, воспитатель их постоянно побуждает к этому | Дети самостоятельно продумывают методику простых опытов, активно участвуют в разработке методики сложных опытов | ||||||
4-й этап. Выслушивание инструкций и рекомендаций | Дети выполняют по просьбе взрослого простейшие действия | Дети выполняют по просьбе взрослого многие действия | Дети выполняют простейшие поручения взрослых | К концу года дети начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения одновременно | Дети начинают выполнять инструкции, содержащие два- три поручения одновременно | Дети выполняют до четырех поручений одновременно, если они не сложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции | Дети выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей | ||||||
5-й этап. Прогнозирование результатов | Дети предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами | В простых опытах дети начинают отвечать на вопрос: «Что будет, если мы сделаем это?» | Дети начинают высказывать предположения, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?» | Дети приобретают способность прогнозировать результат опыта. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности | Дети начинают строить простейшие гипотезы, умеют принять их или отказаться под влиянием полученных результатов | ||||||||
6-й этап. Выполнение работы | Дети манипулируют предметами сначала неосознанно, затем сознательно, любят опыты, показываемые взрослыми, воспринимают их как игру | Дети начинают проводить первые опыты с помощью воспитателя | Дети экспериментируют вместе с воспитателем | Дети работают вместе с воспитателем, а затем самостоятельно, но под его непосредственным контролем | Дети работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях под его неявным (скрытым) контролем | То же, что в старшей группе. Иногда дети работают самостоятельно, в коллективном труде могут сами спланировать работу и разделить обязанности между собой | |||||||
7-й этап. Выполнение правил безопасности | Дети не контролируют свои действия, нуждаются в постоянной опеке взрослых, к концу года запоминают слово «нельзя» | Дети начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом, нуждаются в контроле взрослых | Дети иногда соблюдают предупреждения, спрашивают, можно ли так сделать | Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют | Дети стараются выполнять правила, но часто о них забывают, могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые | ||||||||
8-й этап. Наблюдение за результатами | Дети фиксируют предметы глазами, запечатлевают отдельные объекты, события и явления, к сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны | Дети начинают пристально рассматривать объекты и явления; взрослые постоянно привле-кают их внимание к объекту | У детей появляются первые признаки произвольного внимания. Длительность наблюдений 1-2 мин. Простые эксперименты дети проводят самостоятельно-но, сложные - с помощью педагога | Продолжительность наблюдений увеличивается до 3—4 мин. Вводятся несложные повторные наблюдения | Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4—6 мин. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся простые циклические наблюдения | Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 5—10 мин. Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов опытов. | |||||||
9-й этап. Фиксирование результатов экспериментов | нет | нет | нет | К концу года дети начинают использовать готовые формы (циферблаты, картинки) | Дети начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки | Дети используют несколько графических способов фиксации, начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты | Дети владеют многими графическими и практическими способами, начинают осваивать письменные способы и моделирование | ||||||
10-й этап. Анализ полученных данных | нет | нет | Дети начинают запоминать результа-тынекото-рыхопытов | Дети запоминают следствия некоторых опытов, понимают одночленные цепочки при чинно-следственных связей | Дети начинают находить различия между объектами, понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи | Сравнивая объекты, находят не только различия, но и сходство. Видят два-три звена причинно- следственных связей. При анализе результатов нужна поддержка педагога | В простых случаях дети могут самостоятельно проанализировать результат, учатся делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений | ||||||
11-й этап. Словесный отчет об увиденном | Дети называют звукоподражательным словом предметы, некоторые действия, производимые с ними | Дети называют полным (или .хотя бы детским) словом предметы, действия, совершаемые с ними | Дети осваивают фразовую речь, отвечают на простые вопросы взрослых о ходе опытов и их результатах | Дети развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме эксперимента, нуждаются в большой поддержке воспитателя | Дети составляют короткие рассказы-отчеты об увиденном, нуждаются в помощи и моральной поддержке педагога | Дети составляют развернутый рассказ об увиденном, делятся впечатлениями с родителями и товарищами, постоянно нуждаются в доброжелательной поддержке взрослых | Дают полное, точное описание увиденного. С удовольствием рассказывают о самостоятельно проведенных опытах своим родителям и товарищам. Нуждаются в постоянном поощрении взрослых | ||||||
12-й этап. Формулирование выводов | Дети произносят от-дельные звуки и слова, свидетельствующие о том, что они заметили и как-то поняли событие | Дети про-износят фразы, свидетельствующие о понимании событий | Дети отвечают на вопросы взрослых по теме опыта, эмоционально реагируют на получаемые результаты | Дети называют причины простейших наблюдаемых явлений и результатов опытов. Дети отвечают на вопрос взрослых по теме наблюдения и эксперимента, называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов, но самостоятельно сформулировать выводы не способны. | Дети по просьбе и при поддержке педагога форму-лируют выводы во всех экспериментах | Дети запоминают, что после каждого опыта и наблюдения необходимо сделать вывод, иногда делают выводы самостоятельно | |||||||
Познавательные возможности воспитанников
Младший дошкольный возраст (3—5 лет) | Старший дошкольный возраст (5—7 лет) |
По разделу «Неживая природа» дети могут:
По разделу «Мир растений» дети могут:
приводить в порядок рабочий инвентарь: очищать его, просушивать, относить в отведенное место По разделу «Мир животных» дети могут:
По разделу «Человек» дети могут:
самостоятельно совершать некоторые исследовательские процедуры рядом со взрослым; решать простые экспериментальные задачи; проверять, как можно жить и действовать при выключении (завязывании, закрывании) глаз, ушей; определять предметы на ощупь (игра «Чудесный мешочек» или другая аналогичная игра), без зрительного контроля, кто говорит или в каком направлении он находится, определять в игре расположение предметов с закрытыми глазами; начинать играть в жмурки под контролем воспитателя; определять по вкусу и запаху предлагаемые предметы; слушать, как бьется сердце у товарища; начинать учиться работать вдвоем, в паре; участвовать в совместном эксперименте дома и в детском саду; делать первые попытки выполнять инструкции, содержащие два, а к концу четвертого года жизни и три поручения одновременно; начинать в ходе исследования общаться с другими детьми; от «экспериментирования рядом» перейти к совместному экспериментированию; проявлять желание помогать взрослым в работе, постоянно участвовать в исследованиях дома и в детском саду; -— начинать самостоятельно пользоваться предметами и оборудованием для простейших экспериментов (к 5 годам); накапливать личный опыт об отрицательных последствиях некоторых своих действий; начинать руководствоваться этим опытом в обыденной жизни; спрашивать у взрослых совета, не является ли опасным то или иное действие; рационально реагировать на предостережения взрослых, если до этого они неоднократно убеждались в верности таких предупреждений; не проводить экспериментов, которые могли бы нанести вред себе или другому человеку; самостоятельно, но под контролем взрослого выполнять гигиенические процедуры после исследовательской деятельности По разделу «Мир природы»: четыре времени года» дети могут: определять и сами называть состояние погоды; видеть в реальной жизни элементарные признаки сезонов года; понимать, как одеваться в разные сезоны года; устанавливать простейшие связи между явлениями природы: светит солнце — теплее, дует ветер — холоднее, качаются ветки деревьев — на улице ветер; | По разделу «Неживая природа» дети могут:
—учиться работать с простейшими приборами: линейкой, термометром, магнитом, компасом и др.;
- с помощью моделирования понимать причины лунного и солнечного затмения; - во время исследования выполнять трудовые операции; - различать признаки ухудшения экологической обстановки в реальной жизни. По разделу «Мир растений» дети могут: Усваивать общие закономерности сезонных изменений в природе, осознавать их цикличность; - знакомиться с ролью света в жизни растений, проводить соответствующие наблюдения и эксперименты в природе, групповой комнате, на участке; - глубже понимать значение питательных веществ для растений; проводить соответствующие опыты; - зимой устраивать огород на подоконнике, сажать в ящики и горшки корнеплоды, лук и т.д. - ставить эксперименты по выявлению зависимости роста и развития растений отусловий выращивания; - определять несколькими способами состояние почвы: сухая или влажная, твёрдая или рыхлая; - начать определять по внешнему виду растений, в каких условиях оно нуждается; - изучать влияние на них различных факторов, способов ухода, сроков посадки и посева, условий жизни и др.; - узнавать путём наблюдений правильность народных примет; - наблюдать как растут и развиваются растения на разных участках экологической тропинки; - гербаризировать растения; -систематически проводить сезонные экскурсии и целевые прогулки. разделу «Мир животных» дети могут: - проводить наблюдения и эксперименты, объектами которых являются животные, положительно относится к такому виду деятельности; - систематически при участии взрослых проводить исследования со всеми проводить эксперименты и наблюдения за живыми объектами в детском саду и дома; - в экспериментах изучать питание, пищевые предпочтения, способы передвижения, умственные способности животных; - на участке и в ближайшем окружении (млекопитающие, насекомые, птицы и др.), изучать их поведение при разной погоде и в разных ситуациях; - на примере знакомых птиц глубже знакомиться с гнездованием и выведением птенцов; - понимать, что аквариумные рыбки – домашние декоративные животные; - с помощью наблюдений и моделирования понимать приспособительное значение строения некоторых частей тела животного (у быстро бегающих ноги длинные, все хищные имеют клыки и др.; - знакомится с маскировкой животных методом моделирования; - проявлять деятельную любовь к животным: научиться определять по внешнему виду и поведению знакомых животных, чего им не хватает, и знать, как выправить положение; - замечать животных, оказавших в беде; стараться помочь им самостоятельно или приглашать для этого взрослых; - после экспериментов с временными обитателями уголка природы возвращать их на то же место, откуда они были взяты. По разделу «Человек» дети могут: - приобретать прочны навыки экспериментирования в групповой комнате и на участке; - получать первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудок, кишечник, кровь, мозг, нервы); - систематически исследовать свойства и основное назначение таких органов, как глаз, ухо, нос, язык, кожа; - начинать самообследование и эксперименты на себе и других людях; - осваивать простейшие меры первой помощи в свободной деятельности (ситуативно) и на специально организованных занятиях; - проводить первые исследования на моделях; -пытаться выполнить короткий опыт по одной инструкции; - понимать смысл совершаемых экспериментальные задачи игровыми методами; - спокойно излагать свои просьбы, взгляды и представления, а также предположения о проведении тех или иных опытов; - видеть альтернативные пути для решения возникших проблем; - выбирать оптимальный вариант; - при разработке методик исследования и при оценке полученных результатов использовать приёмы ТРИЗ - в сюжетно-ролевых играх применять знания и навыки, полученные в ходе познавательно-исследовательской деятельности; - научиться прогнозировать последствия своих действий; - при выполнении экспериментов стараться соблюдать правила безопасности; - начинать самостоятельно соблюдать правила безопасности в быту, в процессе труда и на занятиях; - осознавать наличие определённых норм и правил поведения, регулирующих в ходе экспериментирования взаимоотношения людей друг с другом; - начинать выполнять эти правила в процессе работы; - самостоятельно под незаметным контролем взрослых выполнять все основные гигиенические процедуры; -понимать биологический смысл этих гигиенических процедур; - увязывать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических мероприятий; понимать, что здоровье надо беречь самому; - осваивать простейшие виды первой помощи; - при самостоятельной исследовательской деятельности выбирать наблюдения и эксперименты, которые не наносят вреда человеку; - убирать после экспериментов своё рабочее место. По разделу «Мир природы»: четыре времени года» дети могут: - вести самостоятельные наблюдения за явлениями живой и неживой природы; - наблюдать такие природные явления как снегопад, метель, гололёд, ледоход, иней, туман и др., отмечать на прогулках как меняется погода в межсезонье; - с помощью исследования на моделях понимать причины наступления разных сезонов года, а также разной деятельности частей суток в зависимости от сезонов года: летом день длинный, ночь короткая, а зимой наоборот; -отражать результаты наблюдений дневнике или в альбоме наблюдений; - понимать причины сезонных изменений в природе; -с помощью моделирования понимать принципы строения Солнечной системы и движения спутников планет; - бережно относиться к материалам и орудиям труда, работать с ними аккуратно, не бросать, не ломать, использовать строго по назначению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
В материале отражены психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности. ...

Проектно- исследовательская деятельность. Проекты моих воспитанников ( 2015 год).
Проектно- исследовательская деятельность развивает позавательный интерес, находчивость, речь дошкольников, а так же обогащает навык нахождения новой необходимой информации....

Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и воспитанников
Сообщение из опыта работы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....

Консультация "Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Выступление на МО воспитателей и специалистов "Этнопедагогика в современной воспитательной системе"...

Статья «Организация работы тьютора по формированию мотивации и познавательной активности воспитанников со сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении».
В данной статье рассмотрены эффективные формы и методы работы по формированию мотивации и познавательной активности воспитанников с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии. Статья освещает прак...

Исследовательская деятельность (экспериментирование) с воспитанниками группы раннего возраста "Осторожно, тонкий лёд"
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе во время прогулок; изучение свойств воды; чтение произведений о воде.Ход деятельности:– Ребята, возле нас много водоемов. Что с ними п...
