Консультация "Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
консультация
Выступление на МО воспитателей и специалистов "Этнопедагогика в современной воспитательной системе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Консультация
«Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Выступление на МО воспитателей и специалистов
«Этнопедагогика в современной воспитательной системе»
«Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития игрушек.
Во что играют современные дети? На этот вопрос по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детского сада, родители и торговая сеть.
Реальное его решение в конечном итоге определяется теми. Кто предлагает игрушки. Кто делает их доступными для потребителей и при этом не всегда ориентируются на рекомендации детских психологов и педагогов. А ведь именно они по роду своей деятельности заняты проблемой соответствия той или иной игрушки возрастным требованиям ребёнка, его физическому, умственному, эмоциональному и духовному развитию.
Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Традиционные русские куклы классифицировались по материалу, способу изготовления, назначению. По способу изготовления куклы делятся на крестушки, столбушки, закрутки, набивные куклы -- мешочки. Каждый тип имел множество вариантов.
По назначению кукол можно разделить на три большие группы: игровые, куклы обереги и обрядовые.
Игровая кукла самая многочисленная группа — 400-500 видов. Игровые куклы классифицируются по возрастам.
Кукла была самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.
Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь подобием человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. В игре с ней он познаёт окружающий мир, учиться выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.
Для каждого возраста была своя кукла.
В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ». (Сделать куклу во время рассказа) Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.
Дальше ребёнку давали деревянную куклу - болванчика. Эта кукла проста в изготовлении и устойчива, их можно двигать, ронять, при этом они не бьются. Делали их в виде круглого, хорошо обтёсанного столбика, размеры которого были удобны для детской ручки.
С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу — «стригушку». Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен, который заплетали в косу. Эта кукла легкая, подвижная, она может крутиться и падать, в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Её образ, подвижность позволяли ребёнку углублять свои познания бытовой жизни. Поле игровой деятельности этой куклы очень широко — она и в поле, и дома, и на посиделках со своими подругами.
Ребёнку давали и куклы, сделанные из тряпок, «Простоватые», на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приёмов и инструментов. При этом каждая несла в себе черты индивидуальности. Этих кукол делали из кусочков ткани сшивными. Считалось. Что режущие инструменты могут нанести вред ребёнку, поэтому при изготовлении куклы ткань рвали. Куклу делали набивной в виде болванки, набитой соломой. На месте шеи болванку перетягивали нитками, тем самым намечали голову. Привязывали волосы и заплетали их. Надевали головной убор. Саму куклу наряжали в костюм, придавая ей тот или иной образ — девушки, женщины, кормилицы, работницы. Делали кукол ещё и свёрнутыми без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками. Свёрнутые куклы делали ещё и путём закрутки. Ткань закручивали вокруг своей оси и скрепляли всё это ниткой. Лицо тщательно обтягивали льняной тряпочкой. Руки изготавливали таким же способом, что и туловище. Делали кудельную или волосяную косу. Этих кукол одевали в нарядные одежды. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Одной из любимых кукол закруток была уже упомянутая кукла-младенец «Пеленашка». Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и применить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла — вещь неодушевлённая, а значит, и недоступная для вселения в неё злых сил.
Куклы изготавливались из тряпочек, дерева, соломы, глины. В летнее время делали кукол из растительного материала -- плоды растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.
Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек.
Но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей.
Для маленьких девочек из богатых семей в XVII, XVIII и вначале XIX вв. задача стать хорошей матерью практически не стояла. Их воспитание доверялось няням и гувернанткам. Девочку не учили быть матерью. Она должна была вырасти и найти себе хорошую партию. Это была главной задачей воспитания. Её учили не сохранять семью, а обзаводиться семьёй. Она была обязана уметь хорошо одеваться, хорошо выглядеть, обладать сдержанными манерами, быть галантной. Эти задачи невозможно было выполнить при помощи куклы-младенца, с которыми играли крестьянские девочки. В своих играх с куклой как ролевой моделью девочка не подражала своей няне. Она куклу не нянчила. С помощью куклы девочка разыгрывала роли своего будущего поведения в обществе. Кукла наряжалась, ходила на балы, в гости, у неё были хорошие манеры. Кукла была госпожой. Обереговая кукла.
В каждой русской избе было множество кукол, которые имели особое значение для каждого члена семьи. У них была важная обязанность — оберегать живущих в избе от разных болезней. Кукла была рядом с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками бережно мать дарила дочери перед замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить кукол, чтобы в новой семье было много детишек.
Я хочу рассказать и показать некоторых кукол, которые делали в начале каждого месяца, как оберег, защиту.
1. Куколка для марта
Зерновушка — порученье ей дано,
К севу сохранить зерно быть залогом урожая
Потому она большая...
2. Апрель месяц наступает кукла Пасха к нам идёт. Пасху красной называют Всечестною величают.
Пасха жизнью воссияла
Радость миру возвещала
И везде на ней одет
Символ жизни — красный цвет. На руках прям из печи Вам приносит куличи.
З. Травница —
Пестрая разнообразная
Синяя и красная
Зелёная и голубая
Такая, как цветенье мая...
- Спиридон - солнцеворот Кукла для июня
Он не только солнца путь -
Жизнь способен повернуть!
- Многих кукол я полезней
Ведь невзгоды и болезни
Всё с собою увожу
Я к себе их как тесёмки
Аккуратно привяжу
Добродушного я нрава Имя дали мне Купава В июле делают меня. В сентябре гуляли свадьбы
Эх, с супругом угадать бы
Кукла мировое древо
Справа — муж, супруга — слева!
Для хозяйки на покров (октябрь) И подарочек готов!
Вот она какая штучка:
Имя ей десятиручка!
Важно отметить, что, конечно, современные дети выберут кукол Барби, потому-то это ближе, понятней, да и сюжет к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает некоего сказочного сюжета, который так трудно воспроизвести современному ребёнку. Им легче изобразить реальную действительность. Да и вряд ли мама или бабушка сядет вечером мастерить куклу для дочери - проще купить.
Народная кукла ушла из нашей жизни, но я думаю, что современный ребенок, должен знать и уметь играть с народной куклой. И мы, воспитатели, можем помочь в этом ребенку. Предлагаю сделать куклу — оберег «Желанницу» - эта кукла исполняет желание.
(Изготовление куклы)
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ ЖЕЛАННИЦЫ:
- Намотай на форму 50 оборотов коричневых ниток (это платье, сверху 10 оборотов белых ниток (это лицо). Концы пряжи завяжи двойным узлом. Намотай 30-35 оборотов жёлтой нитки (это рукава, кончики завяжи узлом.
- Сними мотки с формы. Для волос сделай 10 витков светлой коричневой нитки и разрежь пополам.
З. Коричневый моточек туго перетяни нитками. Продень нитки волосы, подтяни вверх, завяжи хвост. Сформируй голову, расправь нитки там, где будет лицо. На 2 см. ниже крепко обмотай нитками. Завяжи кончики ниток двойным узлом.
- Сделай руки. Жёлтый моток с обеих сторон замотай несколько раз нитками и перевяжи двойным узлом на 1 см. от края. Кончики мотка обрежь и подравняй.
- Руки вставь в моток - туловище, разделив его на 2 части. Замотай нитками по линии талии на 3-4 оборота и крепко завяжи. Ножницами разрежь нитки снизу и подравняй низ юбки.
- Перекинь через плечи 10-12 разноцветных ниток и завяжи поясок. Укрась причёску бантиком, придумай другие украшения.
В заключение хочу сказать, что детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать её в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им её историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-147179-1354033077.jpg)
Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-510780-1454051130.jpg)
Опыт работы "Математические сказки как средство познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Для умственного развития детей существенное значение имеет преобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий , столь необходимых для познания ок...
Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»
Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....
Использование программы «CrazyTalk Pro» для создания анимированных персонажей как эффективное средство повышения мотивации к познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
знакомство с программой «CrazyTalk Pro»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-447530-1674754099.jpg)
Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-1378553-1676571819.jpg)
Формирование потребности в ЗОЖ у детей дошкольного возраста на основе использования народных традиций.
Данная тема нацелена на изучение формирования навыков здорового образа жизни через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья. В изучении народных традиций человек может удовле...