Опыт работы "Математические сказки как средство познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
материал по математике на тему

Багина Ирина Анатольевна

Для умственного развития детей существенное значение имеет преобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий , столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода задач, а так же успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

   

                 Для  умственного  развития  детей  существенное  значение  имеет  приобретение  ими  математических  представлений,  которые  активно  влияют  на  формирование  умственных  действий,  столь  необходимых  для  познания  окружающего  мира  и  решения  различного  рода  практических  задач,  а  также  для  успешного  обучения  в  школе.                    

         Изучение  математики – процесс  сложный  и  трудный.   Математические  представления  должны  осваиваться  последовательно,  равномерно  и  систематически.  С  этой   целью  я  использую  разнообразные  формы  образовательной  работы  с  детьми,  т.е.  обучение  провожу  не  только  на  занятиях  по  математике,  но  и  в  процессе  других  видов  воспитательной  работы.   Известно,  что  обучение  осуществляется  наиболее  продуктивно,  если  идёт  в   контексте  практической  и  игровой  деятельности,  где  созданы  условия,  при  которых  знания,  полученные  ранее,  становятся  необходимыми  детям,  а  потому  усваиваются  легче  и  быстрее.  Любые,  даже  самые  сложные  знания  я преподношу  ребёнку  в  форме  игры, путешествия,  сказки  и  другое.

              Л.Г.  Петерсон  автор «Игралочки» отмечает,  что  самостоятельные  «открытия»  детей,  разрешающие  проблемные  ситуации,  выявляют  существенные  признаки предметов  и  явлений  окружающего  мира  и  создают  условия  для  дальнейшего  продвижения  вперёд.

            Сказка  в  увлекательной  форме  вводит  ребёнка  в мир  математики,  позволяя  ему  лучше  понять  и  осознать  его.  Сказочная  форма  способствует  введению  необходимых  ситуаций  в  математический  материал,  тем  самым  оживляя  его.  Именно  такое  соединение  благоприятно  для  обучения,  поскольку  через  сказочные  образы  я нахлжу  путь  к  эмоциональной  сфере  ребёнка.  Слушая  увлекательную  историю  и  переживая  вместе  с   героями  все  их  необыкновенные  приключения,  ребёнок  в  тоже  время  упражняется  в  решении  целого  ряда  сложных  задач,  учится  рассуждать,  логически  мыслить, обосновывать  свои  действия.

Важным  условием  активного  формирования  знаний  является  познавательный  интерес.  Познавательный  интерес  оказывает  большое  побудительное  влияние  на  процесс  и  результат  учения.  Практика  школ  и  исследования  педагогов  и  психологов  убедительно  доказывают,  что  среди  ряда  причин  негативного  отношения  учащихся  начальных  классов  к  учению  и  низкой   успеваемости  главной  является  слабое  развитие  познавательного  интереса  или  его  отсутствие.

          Проблема:  математические  знания – объект  нематериального  мира,  что  вызывает  у  детей  определённые  сложности,  следовательно,  чтобы  систематизировать  и  обобщить  их,  необходимо  создать  такие  условия,  при  которых  дети  самостоятельно  используют  математические  знания  в   своей  деятельности.

         Новизна:  с  помощью  математических  сказок  закрепляются  полученные  знания  и  даются   новые,  делаются  дополнения  и  изменения.

        Цель:  развитие  познавательного  интереса  к  математике  у  детей  дошкольного  возраста,  приобретение  ими  достоверных  представлений  о  математических  понятиях.

       Задачи:  

  • развивать  и  обогащать  математические  представления  детей;
  • подводить  к  самостоятельному  созданию  математических  сказок;
  • развивать  логическое  мышление;
  • развивать  воображение  и  творческие  способности  детей;
  • обогащать  словарный  запас  детей;
  • формировать  положительные  качества  личности  ребёнка.

       Ожидаемый  результат: высокий  уровень  интеллектуального  развития  детей,  как  показатель  готовности  детей  к  обучению  в   школе;    формирование  коммуникативных  навыков.

  По результатам мониторинга уровень развития элементарных математических представлений у детей 5-6 лет составил:

Разделы:

Начало года

Конец года

Количество и счет

94%

100%

Величина

74%

88%

Форма/геометрические фигуры

81%

100%

Ориентировка в пространстве

74%

94%

Ориентировка во времени

69%

94%

         Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, использовала следующие методы контроля:

анализ деятельности детей на НОД;

анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;

анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

Уровень школьной адаптации   моих выпускников составил:

2009 год, 20 выпускников -  95%;   2013 год, 24 выпускника – 87,5%.

        Содержание:  Одним  из  условий  активизации  познавательной  деятельности это использование  сказок,  которые  позволяют  мне  делать  процесс  обучения  привлекательным,  содействует  формированию  положительного  отношения  к  обучению.  В  дошкольном  возрасте  увеличивается  потребность  ребёнка  в  знаниях,  в  построении  связной  картины  мира.  Существуют  два  типа  связности:  научный  и  мифологический.   Научные  знания  часто  недоступны   детям без  специальной  подготовки.  Врачи  предупреждают,  что  ранняя  перегрузка  ребёнка  теоретическими  схемами  очень  вредна  для  его  психического  здоровья.  Таким  образом,  большое  место  в моей работе  уделяется  мифологическим  связям.  Специфика  и  самобытность  детской  картины  мира  обусловлены  спецификой  форм,  средств  детского  мышления.  Для  детской  картины  мира  характерны  субъективные  отношения  с  предметным  миром  и  живой  природы,  что  позволяет  ребёнку  сделать  мир  доступным  для  понимания.  Поэтому  для  обучения  детей  4-7  лет   я использую  математические  сказки  с  познавательным  содержанием.

       Принципы    составления    познавательных  сказок  состоит  в  следующем:

 во-первых,  содержательной  основой  таких  сказок  является  познавательная,  а  не  развлекательная  информация,  

во- вторых,  в  сказках  действуют  вымышленные  персонажи,  либо  реальные  вещи,  предметы,  объекты,  которые  наделяются  несвойственными  им  человеческими  способностями,  

в- третьих,  главное  для  воспитателя  -  вызвать  у  детей  интерес,  положительное  отношение  к  героям  сказок.

       Главная  особенность  познавательной  сказки  для  дошкольников  заключается  в  том,  что  все  проблемы, события,  приключения  героев  связаны  с  познанием  реальных   предметов  и  явлений  окружающего  мира.  Применение  сказок, в моей работе,  оказывает  положительное  влияние  на  более  прочное  и  быстрое  усвоение  знаний  и  использование  их  при  решении  проблемных  ситуаций,  у  дошкольников  повышается  интерес  к  математике,  возрастает  их  активность,  желание  познавать.

       В процессе проделанной работы, выявила  следующие  общие  условия  эффективного  использования  математических  сказок:

-  в  процессе  рассказывания  сказок  необходимо  учитывать  индивидуальные  особенности   каждого  ребёнка;

- сказки  должны преподноситься  детям  в  определённой  последовательности  с  постепенным  усложнением  материала;

-рассказывание  сказки  следует  сопровождать  показом  наглядного  материала.    

      При рассказывании  математических  сказок использую следующие рекомендации:

  • Прежде  чем  рассказать  сказку  детям,  воспитатель  должен  сам  проработать  текст,  проанализировать  его,  выделить  тему,  сюжет,  обратить  внимание  на  особенности  языка  данного  произведения,  продумать  мимику,  жесты,  подготовить  наглядный  материал.
  • Сказки  нужно  рассказывать,  а  не  читать,  так  как  в  живом  рассказе  взрослого  они  звучат  более  эмоционально.
  • Перед  рассказыванием  нужно  настроить  детей  на  слушание  текста,  для  этого  можно  использовать  сюрпризный  момент.
  • В  процессе   рассказывания  сказки  с  целью  активизации  мыслительной  деятельности  дошкольников  применяю  наглядность,  проблемные  ситуации.

Процесс воспитания и обучения детей неразрывно связан с партнерством с родителями.

В своей работе я использую:

     - Планирование работы с семьями воспитанников:

  • Банк данных о семье воспитанников;
  • Анкетирование и опросы;
  • Родительские собрания;
  • Дни открытых дверей.

     - Совместное творчество детей и родителей:

  • Работа над образовательными, творческими проектами;
  • Групповые досуговые мероприятия;
  • Выставки;
  • Слайдовые презентации.

    - Педагогическое просвещение родителей:

  • Наглядно – педагогическое  просвещение родителей;
  • Тематические выставки;
  • Консультирование.

      Итак,  ребёнок  должен  получать  в  результате  знаний  ощущение  силы  своего  интеллекта,  общей  упорядоченности  и  разумности  окружающего  его  мира. Знания,  данные  детям  в  занимательной  форме,  дают  неизмеримо  больше,   чем  долгие  сухие  упражнения.  Сказка  должна  оставаться  сказкой  на протяжении  всего  обучения,  она  не  должна  превращаться  в  сугубо  дидактическое  средство.  На  занятии я выступаю в роли  не  учителя,  а  актёра,  сказителя,  режиссёра сказочного  действия, активным  участником  которого  являются прежде  всего дети.

       Организация  занятий  с  познавательными  сказочными  историями  способствует  тому,  что  ребёнок  из  пассивного,  бездеятельного  наблюдателя  превращается  в  активного  участника.  Это  положительно  сказывается  на  усвоении  математического  материала.

       Таким образом - целенаправленное  развитие  познавательного  интереса  к  математике  у  дошкольников,  приобретение  ими  достоверных  представлений  о  математических  понятиях  имеет  исключительное  значение  для  последующего  прохождения  ими  курса  математики  в  школе и   фундаменте  интеллектуального  развития  в  последующем  становлении  личности.

                                              Используемая  литература:

Вахрушева Л.Н.  Использование  сказок в процессе  математического  развития детей. Киров 1998г.

Венгер Л.А.  О  чём  рассказывает  сказка.  Дошкольное воспитание. 1994. №5.

Волина В.В.  Учимся играя. М., 1994.

Фесюкова Л.Б.  Воспитание сказкой. Харьков, 1997.

Вахрушева Л.Н.  Познавательные  сказки  математического содержания для дошкольников. Киров, 2001.

Муниципальное  казённое  дошкольное  образовательное  учреждение                                                                                                                            детский  сад   общеразвивающего  вида    №1   «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности  по  развитию детей  по  познавательно-речевому  направлению     пгт  Опарино    Опаринского  района  Кировской  области

Опыт работы

на тему:

«Математические  сказки  как  средство  познавательной  деятельности  детей  дошкольного  возраста»

                                                                                                                                                               

                                                          Выполнила:

                                                               Багина  И.А. –

                                                            воспитатель,

                                                                                         высшая квалификационная

                                                        категория

                                   

                                                 пгт Опарино 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образова...

Мастер-класс "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Мастер-класс на тему:«Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»Цель: Познакомить педагогов с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей ...

консультация для воспитателей "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Сказки не только открывают дверь в мир волшебства, но и обучают простым жизненным ситуациям с которыми дети сталкиваются каждый день....

Опыт работы по теме: "Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Ведь именно сказка питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить интерес д...

Презентация опыт работы по теме «Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель опыта: использовать нетрадиционные подходы работы со сказкой в познавательном развитии дошкольников...