Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»
материал на тему

Плесковская Евгения Валерьевна
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных способностей ребёнка в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_gotov.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Плесковская Е.В.

Воспитатель

МБДОУ «Полтавский

детский сад «Родничок»

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных способностей ребёнка в различных видах деятельности.  Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

    Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития познавательных способностей в дидактических играх, предполагающих обучение через игру.

    В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность развивать познавательные способности в комплексе, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособиями являются логические блоки Дьенеша, палочки Д.Киюзенера, игровой материал «Дары Фрёбеля.

Игры-занятия с блоками З. Дьенеша развивают воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление и память, внимание, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Применяя палочки Д. Кюизенера, дети проще доходят до понимания соотношений «насколько большие или меньшие предметы», видят сходства и различия предметов, учатся сравнивать, сопоставлять. Кроме того, они усваивают возможность разделить целое на отдельные части, улучшается мелкая моторика, формируется наглядно-действенное мышление. Играя с Дарами Ф. Фрёбеля ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями: название фигур, понятий, характеризующих пространственное расположение, понятия целого и части. Развиваются органы чувств, движений, речи, конструктивные способности, воображение, память, мышление. 

Основная идея моей темы – идея развития познавательных способностей дошкольников посредством развивающих игровых пособий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Цель исследования: определить влияние игровых дидактических пособий на развитие познавательных способностей дошкольников.

Задачи:

  1. На основе анализа исследований по изучаемой проблеме определить методологические подходы к ее решению.
  2. Выявить особенности развития познавательных способностей детей.
  3. Апробировать и охарактеризовать игровые посообия (блоки З. Дьенеша, палочки Д. Киюзенера,  «Дары Фрёбеля»), используемые для выявления и развития познавательных способностей дошкольников

   Ожидаемые результаты

1. Улучшение в развитии познавательных способностей дошкольников.

2. Создание благоприятного психологического климата, развитие в детском  коллективе отношений дружбы, взаимопомощи.

3. Приобретение знаний посредством игровых пособий(блоки Дьенеша, палочки Киюзенера,  «Дары Фрёбеля»).

4. Развитие инициативы, самостоятельности, способности к самореализации и саморазвитию.

Длительность работы над опытом

1 этап– информационно-аналитический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2 этап – практический.  Разработка НОД, кружковой работы, работы с родителями, индивидуальной работы с детьми, оформление предметно-развивающей среды.

3 этап – заключительный. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы,  сравнительному анализу уровня знаний детей, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

На базе второй младшей группы была проведена опытно-экспериментальная работа. 

Исследования проходили в естественных условиях для воспитанников. В эксперименте приняли участие 27 детей. Мною решались следующие задачи: изучить уровень развития познавательных способностей дошкольников. За основу была взята методика  Роберта Семёновича Немова(комплекс методик для диагностики памяти, воображения, восприятия, внимания). В ходе эксперимента было выявлено, что: у 18%  дошкольников – высокий уровень, у 38%  детей – средний уровень и у 44% дошкольников – низкий уровень развития познавательных  способностей;

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей характерен низкий уровень развития познавательных способностей. Для детей характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, быстрая истощаемость процессов воображения, а также снижена память и внимание.

        Работа по развитию познавательных способностей строилась комплексно, последовательно, логично, с учетом определенных условий с использованием игровых дидактических пособий(палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша, «Дары Фрёбеля»).

Формы организации работы:

- специально организованное обучение в форме НОД с использованием игровых пособий;

- совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме (подгрупповая, индивидуальная работа);

- совместная самостоятельная деятельность самих детей;

- работа с родителями.

Организация НОД.

      Начинала свою работу с использования палочек Кюизенера, как игрового материала, предлагала детям поиграть с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу игр знакомила с цветом, размером, формами. В дальнейшем с малышами выполняли простые упражнения: выбери палочки по цвету; найди палочку такой же длины; какой палочки не стало? Отбери палочки нужного цвета и построй из них забор, дом для куклы. Организуя работу в парах, дети строили коврики, лесенки (от самой длинной к самой короткой или наоборот), тем самым учились соблюдать логическую последовательность.  С помощью волшебных палочек мы научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их. Большой интерес вызвало конструирование по каталогам образцов. С помощью этих заданий дети учатся использованию системы координат, умению переносить на схему свои собственные замыслы, умению сотрудничать в команде.

     Блоки Дьенеша, поначалу тоже использовала как обычный конструктор, который помогал знакомить с цветом, размером, формами, проводила такие упражнения: «Найди все фигуры такого же цвета»; «Найди все блоки треугольной формы»; «Дайте мышке все синие фигуры», «Сделай узор», «Билет для куклы». Для усложнения использовала карточки с изображением символов свойств, где цвет, размер и толщина различных блоков изображены условными значками. Это такие игры как «Лабиринт», «Разложи пропущенные фигуры».

    Знакомство с набором «Дары Фребеля» в нашей группе началось с вязанных мячиков. Дети рассматривали мячики на веревочках, описывали цвет, форму, придумывали свойства. Предлагала использовать их как предметы-заменители. Или,  цветные мячики превращаются в снежки или в овощи. Познакомила детей с разноцветными кубами, шарами и цилиндрами и разноцветными веревочками. Дети нанизывают на веревочку шарики и незаметно для себя закрепляют цвет, форму, тренируются в счете.

         Все наборы всегда доступны детям, они могут их использовать  в свободой игровой деятельности. Наборы я использую не только в НОД, но и в подвижных играх, и в индивидуальной и самостоятельной работе с детьми. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает память, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить. Развивающие дидактические пособия используются в уголках разной тематики.

Организация кружковой работы с детьми.

С целью развития познавательных способностей детей организовала работу кружка «Игралочка». Работа с детьми в кружке строилась на этих же игровых пособиях.

В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с пособиями. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменялись по принципу постепенного усложнения материала. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом.

Взаимодействие с родителями.

Решению задач по развитию познавательных способностей, способствует совместная работа с родителями. Для этого я старалась заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, собрания внесение наглядной информации(лепбук). Эффективным методом работы с родителями являлись семинары – практикумы. Здесь давались советы как в домашних условиях помочь ребенку развить познавательные  способности. Таким образом, совместная работа с родителями способствует успешному развитию познавательных способностей у дошкольников.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

Словесные: Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Наглядные: Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.

Практические: Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Заключение

Моя работа по развитию познавательных способностей началась во второй младшей группе в 2017 учебном году. Свою работу планирую закончить в подготовительной группе. Считаю, что использование игровых дидактических пособий во всех образовательных областях поможет обеспечить повышение уровня познавательных способностей детей; будет способствовать развитию речи, психических процессов, эмоционально – волевых качеств. Я думаю, что добьюсь высоких результатов в работе, что позволит детям в дальнейшем успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2000.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Высшая школа, 2005г.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. -М.:Педагогика, 1982.

5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

6. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

9.  Спиваковский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

10. Сластенин В.А.Педагогика: Инновационная деятельность.-М..2011г.

11.  ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.

12.  Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М., 2001.

13. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.

14. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Наиболее благоприятного  периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить....

Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»

Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...