Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Картавая Людмила Николаевна

Наиболее благоприятного  периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muz._sposobnostey.docx43.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

МБДОУ детский сад

«Радуга»  

Опыт работы по теме:

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель:

Картавая Л.Н.  

п.г.т. Красная Гора

    Содержание.

  1.     Актуальность и значимость темы.------------------------ 1-2
  1. Роль музыки в обществе.--------------------------------------- 3
  2. От природы музыкален каждый.-----------------------------  4-5
  1.      Развитие у детей музыкальных способностей.
  1. Характеристика музыкальных способностей.-------------- 6-7
  2. Структура музыкальности:------------------------------------ 8-15

а) ладовое чувство;

б) музыкально-слуховые представления;

в) чувство ритма.

     2.3.  Развитие способностей в музыкальной деятельности.-----16-17

     2.4.  Диагностика музыкальных способностей детей.----------- 18-20

     3.     Вывод.--------------------------------------------------------------- 21

     4.     Литература.-------------------------------------------------------- 22

  1. Актуальность и значимость темы.                                

                                   МУЗЫКА – «зеркало души человеческой,  

                                   эмоциональное познание». Б.М. Теплов.

       Музыка занимает особое уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.  

       Музыка – «модель человеческих эмоций» (В.В. Медушевский). Она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и  ив самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

       Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость», как качество личности.

       Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее

отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

       Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать

1

и полюбить другую – настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

       Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к  искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей,  создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

        Детство является периодом наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

       В результате специального исследования специалистами, в области музыкального воспитания дошкольников, была разработана структура музыкальности и музыкальных способностей, основанная на современных отечественных и зарубежных данных музыкознания и музыкальной психологии. Были выявлены общие и возрастные  закономерности развития музыкальных способностей в дошкольном детстве. Результаты этого исследования послужили основой для создания новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми. Исследования известных ученых педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

       Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

2

  1. Роль музыки в обществе.

          Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих  за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

           Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, и замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего не возможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

        Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

3

  1. От природы музыкален каждый.

Наиболее благоприятного  периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

        Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

        Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем?

        Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако в действительности несколько все иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего, в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата)  имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкального развития способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.  Природа щедро наградила человека. Она ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

4

Она позволила слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

         

        

       

       

5

  1. Развитие у детей музыкальных способностей.
  1. Характеристика музыкальных способностей.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.

Музыкальность, как пишет видный психолог Б.М.Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности: слушанием музыки, пением, движением, музыкальным творчеством.

        Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

        Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности – творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д. Он подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных.  Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей».

        «Проблема музыкальности, - подчеркивает Б.М. Теплов, - это проблема, прежде всего качественная, а не количественная». У всякого нормального человека есть некоторая музыкальная способность.

        Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии.

6

Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.                                      

        Важным выводом, сделанным Б.М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело, - пишет ученый, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

7

  1. Структура музыкальности.

           В своей работе, над развитием у детей музыкальных способностей, большое внимание уделяю трем основным музыкальным способностям: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, но, конечно, не исключаю и остальные: музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности, и т.д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей постоянно учитываю в своей педагогической деятельности. Остановлюсь более конкретно о своей работе по  развитию трех основных музыкальных способностей детей.

        а) Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованны в определенном ладу. Лады различаются по эмоциональной окраске. Мажор связывают с эмоционально-положительной гаммой настроений – веселым, радостным настроением, а минор – с грустным. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности.

        Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Б.М. Теплов называет его персептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развития ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

        На музыкальных занятиях, начина со второй младшей группы, я провожу «разминку» - это упражнения, заданные в определенной последовательности, которые выполняются сидя на стульчиках под пение (педагога - при ознакомлении, детей – в процессе запоминания слов). Разминка очень хорошо организует внимание детей и настраивает их на дальнейшее, более внимательное, прослушивание программных музыкальных произведений по разделу «Восприятие музыки». Работая над основным видом музыкальной деятельности как восприятие, прежде всего, обращаю внимание на то, чтобы любое музыкальное произведение дети

8

слушали, не отвлекаясь ни на что  другое, старались внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая звук за звуком, ничего не упуская из виду! Например: «Воробей» А. Руббаха. По настроению, по эмоциональной окраске музыки можно услышать, как воробушек клюет зернышки, как он прыгает и как улетает. Музыка без слов, а ребенку представляется небольшой музыкальный рассказ.  

        Начиная слушать музыкальные произведения с детьми младших групп, выбираю для слушания небольшие произведения, т.к. навык слежения за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.

        В старшем дошкольном возрасте использую для слушания вокальную и инструментальную музыку. Прислушиваясь к звукам, чтобы дети старались услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. Для этого, в своей работе, использую произведения из «Музыкального букваря» Е Тиличеевой. Произведения в этом сборнике небольшие по объему, очень яркие, эмоциональные и красочно проиллюстрированы. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Дети с удовольствием слушают запись известного сочинения П.И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картины из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Слушая эти произведения, дети не скрывают своих эмоций и каждый хочет рассказать о своей лошадке, новой кукле, о солдатиках. В старших группах использую по восприятию музыки запись сочинений П.И. Чайковского «Времена года», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Дети учатся узнавать по музыке месяцы четырех времен года и называть, как их назвал П.И. Чайковский. А музыка из балетов используется

9

для разучивания танцев, слушания вальсов, маршей.

        Периодически я возвращаюсь к прослушиванию тех же самых произведений и дети, уже быстро и легко узнают знакомые произведения.

        Для развития музыкальных способностей, углубления представлений детей о средствах музыкальной выразительности на музыкальных занятиях часто использую музыкально-дидактические игры и пособия.

        Игры и пособия для развития ладового чувства, способствуют узнаванию знакомых мелодий,  определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различного жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий. Например, я применяю наглядные пособия и настольные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто использую на занятиях и в самостоятельной деятельности настольные игры типа лото («Музыкальное лото», «Угадай, на чем играю», «Угадай-ка» и др.) в которых дети, слушая музыку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой карточкой на большой (например, с изображением различных музыкальных инструментов, созвучных с тембром инструментов звучащих за ширмой). Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведения, определение жанра. Для развития ладового чувства использую и подвижные игры (сюжетные и не сюжетные: «Кто в лесу живет», «Ищи игрушку» и др.), в которых дети должны согласовать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения. Хороводные игры («Догадайся, кто поет?», «Ходит Ваня» и др.) также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.                                                    10

        б) Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления звуковысотного и ритмического движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано  сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Очень часто я наблюдаю, как в самостоятельной деятельности, ребенок, сидя за столом, перебирает пальцами по столу, как-будто на клавиатуре, и при этом еще пропевает знакомую песенку. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнит мелодию и удержать ее в памяти. Из этих наблюдений можно сделать вывод: музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий и для развития этой способности необходимо привлекать моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах.

        Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Кроме того, поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений – внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков пот высоте с помощью движений рук и т.д.

11

        Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкально-слуховые представления.

        Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально-слуховых представлений должно носить развивающий характер, а не сводиться к «натаскиванию». Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, я стараюсь, чтобы ребенок имел музыкально-слуховые представления о звуковысотном (ритмическом) движении мелодии, хорошо помнил ее, многократно слышал. Пропеваю звуки мелодии голосом и прошу повторить детей, что позволяет им сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.

        Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, то опорой на восприятие мелодии, для развития этой способности, являются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.  При этом в своей работе, все методы (наглядный, словесный, практический) я применяю в сочетании друг с другом. Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. На своих занятиях я использую попевки из «Музыкального букваря» («Эхо», «Качели», «Часы» и др.) с показом картинок, музыкальной лесенки.

        Моделирование направления движения мелодии в музыкально-дидактических играх и пособиях осуществляется многими способами: я использую музыкальную лесенку, выкладывание на карточках с нотным станом кружков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это задание могу дать детям в образной форме: передвижение кузнечика или бабочки с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте, в соответствии со

12

звуками мелодии (она звучит в тот момент, когда дети выполняют задание).

        Поскольку развитие музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяю музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.  

в) Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятия выразительности ритма играют акценты.  

        В своей работе часто приходится наблюдать, как во время восприятия музыки ребенок совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения рук, ног, а так же невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Если я попытаюсь остановить эти движения, то это приведет к тому, что либо они возникнут в другом качестве, либо переживание ритма прекратиться вообще. Из этих наблюдений следует вывод о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

        Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки – это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает… Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не только слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом: оно всегда слухо-двигательный процесс». – Б.М. Теплов.

        Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях

13

мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

        Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия я провожу вне основных занятий. Вначале подбираю песню – современную эстрадную или детскую, чаще из мультфильмов, чтобы был четкий ритм и понятный для детей текст. Тогда детям легче запомнить мелодию и менять движения с окончанием музыкальных фраз. Проводя такие занятия, развивается музыкальное восприятие детей, а не только двигательные навыки.

        Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

        Развитие чувства ритма предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

        Для развития представлений о продолжительности звуков я использую пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков, с одновременным воспроизведением мелодии. В таких играх, как «Прогулка», «Определи по ритму» и др. широкие и узкие полоски соответствуют коротким и долгим звукам.

        Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу                                                                                                                                                                                                                                                                                                             эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи  ритма и характера

14

 музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть сюжетными и не сюжетными.

        В своей работе, чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях я использую такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев. В основе большинства игр -  народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп. шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег.

        Воспитатель, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями в свободное от занятий время. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы на распев, ритмичное произнесение текста.

        Текст любой игры можно специально использовать для развития  у детей ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят ритмизовать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»

     Солнышко, солнышко,            Та  ти-ти, та  ти-ти,

     Выгляни в окошко.                    Ти-Ти  ти-ти  та  та.

Таким же образом можно ритмизовать все тексты.

        Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.

15

  1. Развитие способностей в музыкальной деятельности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

        Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве и чувстве ритма. Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки, а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и др.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.

Ладовое чувство может быть развито, прежде всего, в процессе восприятия музыки (ее узнавания, определении, закончилась ли мелодия). Кроме, того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации. Одним из показателей развитости ладового чувства являются любовь и интерес к слушанию музыки. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлений (двигательных, мимических), просьба повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут

16

 быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»).

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально-0слуховых представлений должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых обозначений не способствует развитию слуха, а ведет лишь к запоминанию и воспроизведению мелодии по зрительным или другим ориентирам. Вспомогательные обозначения дают быстрый эффект, но не имеют развивающего значения. Это показывает, что не всегда овладение детьми определенными навыками и умениями (в данном случае игры на музыкальных инструментах) является результатом развития музыкальных способностей. Большое значение имеет способ приобретения детьми умений и навыков. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

 Поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений – внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук и т.д. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических  движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.  

Таким образом, три основные способности необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности.

17

  1. Диагностика музыкальных способностей детей.

        Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

        Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М, Теплов).

        Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. В своей работе я провожу диагностику музыкальных способностей в конце каждого полугодия. Это позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка  и соответственно корректировать содержание занятий.

        Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса.

        Не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели,      

18

которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

        Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности, важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей.

        Одним из показателей развитости ладового чувства являются любовь и интерес к слушанию музыки. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических), просьба повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном « словаре эмоций»).

        Музыкально-слуховые представления проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания могут усложняться: пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением, без сопровождения; пение малознакомой или не знакомой  мелодии, несколько раз прослушанной; подбор мелодий и т.д.

        К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети, начиная с 5 лет могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

        Для каждой возрастной группы я определила показатели и задания,

19

 которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. (См. приложение №1) Ориентируясь на перечисленные показатели, я даю детям задания. Результаты заношу в таблицу, в которой фиксируются номер задания (показателя). Условно обозначаем их: 1 задание -         ;

2 задание – О; 3 задание -        ; 4 задание -          .  .

Эти условные обозначения «разноцветны», так как цвет обозначает оценку уровня музыкального развития каждого ребенка по отношению к конкретной задаче того или иного вида музыкальной деятельности.

О(красный) Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

О(зеленый) – Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

О(синий) – Низкий уровень – малоэмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

У всех детей показатели по отношению к конкретным задачам разные. И поэтому один и тот же ребенок может иметь и высокую оценку, и среднюю, и даже низкую. С учетом анализа результатов работы (согласно диагностике см. приложение №2) намечается содержание работы на следующий квартал, включаются дополнительные задачи, а показатели музыкального развития детей остаются теми же в течение года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

20

  1. Вывод.

Итак, одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

21

  1. Литература.
  1. «Музыкальное воспитание дошкольников» - О.П. Радынова,

                                                                                   М., «Просвещение» 1994г.

     2. «Развитие музыкальных способностей детей» - М.А. Михайлова,

                                                                        Ярославль «Академия развития» 1997г.

  1. «Психология музыкальных способностей» - Б.М. Теплов

                                                                                М., «Просвещение» 1985г.

      4. Журналы «Дошкольное воспитание» и «Музыкальный руководитель».

22

Приложение №1

Показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей детей.

МБДОУ «Радуга».

Младшая группа.

п/п

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1.

2.

3.

4.

5.  

Внимание.

Просьба повторить.

Наличие любимых произведений.

Внешние проявления (эмоциональные).

Узнавание знакомой мелодии.

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков.

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.

Соответствие ритма движений ритму музыки.

 

Средняя группа.

п\п

Ладовое чувство

Муз.-слуховые

представления.

Чувство ритма.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.  

Внимание.

Просьба повторить.

Наличие любимых произведений.

Внешние проявления (эмоциональные).

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

Определение, закончилась ли мелодия.

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Пение знакомой мелодии с сопровождением.

Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением.

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии.

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями.

Соответствие ритма движений ритму музыки (смена ритма).

Старшая группа.

№  

п/п

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

Внимание.

Просьба повторить.

Наличие любимых произведений.

Внешние проявления (эмоциональные).

Высказывания о музыке с контрастными частями.

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

Определение, закончилась ли мелодия.

Окончание на тонике мелодии.

Пение знакомой мелодии с сопровождением.

Пение знакомой мелодии без сопровождения.

Пение малознакомой мелодии (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением.

Пение малознакомой мелодии без сопровождения.

Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне.

Подбор по слуху малознакомой попевки.

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии.

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Приложение №2

Уровень музыкального развития детей

МБДОУ детский сад «Радуга»

______ уч.г.

Начало года

Конец года

н.у.

с.у.

в.у.

н.у.

с.у.

в.у.

Восприятие

музыки

Пение

Музыка и

движение

Музыкальное

творчество

Музыцирование

Общий средний                  

уровень:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Опыт работы по теме: "Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы по теме: Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

Опыт работы на тему: «Развития навыков Soft Skills детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Существует два вида навыков: hard-skills (твердые навыки) и soft-skills (мягкие навыки). Первые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся нам на работе и в реализации профессиональных проект...

Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...