Мастер-класс "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
презентация по окружающему миру
Мастер-класс на тему:
«Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель: Познакомить педагогов с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей посредством знакомой сказки.
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Прививать любовь к методу экспериментирования, путём игровых элементов.
4. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
Оборудование:
Презентация, аудиоаппаратура, мука двух сортов, зёрна, смесь муки с отрубями (сором), кофемолка, стаканчики, поднос, блюдо, тарелки, сито, музыка, колобок, бусы, корзины с грибами, морковь, бубен, маски героев сказки, мини-брошюры со сказками, книги рецептов, колоски пшеницы и ржи.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
В процессе своего мастер-класса, я познакомлю вас с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей посредством знакомой сказки. Я приглашаю вас в настоящую сказку.
Посмотрите, на слайд. Из какой сказки эта фраза? Конечно все узнали, это сказка Колобок.
В каком возрасте вы впервые услышали её? Конечно, ребята знакомятся с этой сказкой в самом младшем дошкольном возрасте. Само письменное упоминание сказки произошло в 1864 году, когда К.Д. Ушинский издал книгу Родное слово.
Многие поколения людей воспитываются на этой сказке. Вы все скажите мы знаем эту сказку наизусть. А знаете ли вы, что колобок - это герой русского и украинского фольклора. У него есть американский брат - пряничный человечек, есть брат в Англии Джонни пончик.И даже у татар есть такой герой, который называется Камыр - Батыр, что в переводе означает богатырский кусок теста.
Сюжет также встречается в скандинавских, немецких, узбекских, и других сказках. Вот оказывается, как интересно. Я предлагаю вам мини-брошюры некоторых сказок, с похожим сюжетом.
Мы представляем сказочного героя колобка как героя олицетворенного, он умеет говорить и двигаться, выполняет движения, но движения у него не простые, он совершает жизненный путь, набирает жизненный опыт, он смотрит, пробует выйти из сложных для него ситуаций, справляется и терпит неудачу.
Колобок был создан необычным способом. Что же такое «По амбару метён, по сусекам скребён»?
Что такое амбар? Как вы думаете? (ответы). Амбар - это холодное строение в виде сарая, для хранения муки, зерна и т.п.
Что же такое сусеки? (ответы). В старину для хранения продуктов часто использовали разного вида короба или «ящики».
Сусеками называли отгороженные деревянными стенками, отсеки в амбарах или ларях. Сусеки позволяли хранить в одном месте несколько сортов муки. Поскрести по сусекам означало собрать остатки разной муки, которая имелась в хозяйстве. Оказывается, колобок был испечен из мучного ассорти.
Представляю вашему вниманию муку двух сортов. В одной ёмкости пшеничная, в другой ржаная. Давайте рассмотрим муку и сравним её по цвету. В ёмкости под № 1 какая мука? (пшеничная). Под № 2? (ржаная). Проверим себя, откроем муку в пакетах и сравним, верно ли мы определили.
Пшеничная мука изготовлена из зёрен пшеницы, а ржаная из зёрен ржи. Давайте сравним колоски и зёрна этих культур. В чем сходство и различие?
- Какие колоски у пшеницы? (Толстые)
- А у ржи? (тоненькие).
- У пшеницы зерна – круглые, а у ржи длинные. Усики у ржи длиннее.
Вы назвали различия, а сходство? У растения есть стебель, усики, зернышки, (они зерновые) - поэтому пшеницу и рожь еще как называют? («злаковыми»)
- Где растут колосья? (На поле)
- Как вы думаете какие факторы нужны, чтобы пшеница и рожь прорастали? (свет, воздух, вода, почва). Попробуем превратить зёрна пшеницы в муку.
Экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку»
Сейчас я продемонстрирую на обычной кофемолке как можно размолоть зерно. (Педагог на кофемолке перемалывает зёрна до муки). Но смотрите, у меня получилась не чистая мука, она перемешалась с шелухой (отрубями) зёрен. Отруби используют в пищу, смесь таких отрубей перерабатывают и используют для приготовления комбикормов для домашнего скота (свиней, коров, овец, коз, куриц). Предлагаю вам сейчас очистить муку от сора, с помощью сито.
Игра «Сито»
(просеять муку через сито, отделить ее от шелухи-отрубей зерна)
Где используют пшеничную и ржаную муку? (пекут хлеб, пироги, блины, торты, макаронные изделия, изготавливают поделки из солёного теста).
- Из какой муки делают белый хлеб? (Ответ)
- Из какой муки делают ржаной хлеб? (Ответ)
Музыкально – двигательная игра по сказке «Колобок»
А сейчас мы поиграем с героями сказки «Колобок», которых выберем под музыку. (показ игрушки – Колобок).
Кто нам брат, кто нам друг,
Становись скорее в круг.
Друга за руки возьмём,
И, играть сейчас начнем. (встали в круг.)
Кого же мы сейчас будем выбирать, вы мне подскажите сами, отгадав загадку. 1. Прыг да скок – исчез трусишка.
Это маленький – (зайчишка).
Будем выбирать Длинноухого. Что любит есть заяц? (морковь).
Передаем по кругу морковь (под музыку), как только музыка остановилась, у кого в руках, морковь, тот и становится зайцем (надеваем маску зайца).
Выбираем следующего героя сказки:
2. Он зубами щелк да щелк.
Это страшный серый – (волк). А как называется жилище волка?
Передаём по кругу бубен, как только музыка остановилась, у кого в руках бубен, тот и становится волком. (надеваем маску волка).
Снова загадка:
3. Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал. А проснулся – стал реветь. Это зверь - лесной (медведь).
Чем летом питается медведь? Передаем под музыку по кругу – корзинку с ягодами и грибами, у кого музыка остановилась, тот и становится медведем. (маска медведя).
Последний наш герой:
4. Всех в лесу она хитрей, шубка рыжая на ней, длинный хвост – ее краса. Это рыжая – (лиса) Выбираем лису, передавая бусы, остановилась музыка, тот и становится лисой. Надеваем маску. (Раздаю слова героев)
Что случилось в сказке с колобком? (Лиса его съела).
- А почему лиса его съела? (Он был непослушный, без спросу убежал из дома и один гулял по лесу, был слишком самоуверенный).
- Правильно, это произошло потому, что колобок был непослушный. А ещё, я думаю, это случилось потому, что колобок не занимался физкультурой.
Давайте мы с вами сегодня попробуем изменить сказку.
Все мы сейчас станем колобками, будем заниматься физкультурой и не дадим себя съесть лисе. В сказке колобку попадались на пути разные звери. И нам они тоже попадутся. Только слова мы им будем говорить другие, не «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл», «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Давайте попробуем. Аудитория (зрители) к нам активно присоединяются, желающие могут тоже надеть маски колобков. Начнём.
1 задание. Выбегает заяц.
- Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!
- Нет, заяц, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Мы умеем прыгать лучше тебя. (прыгают как мячики).
- Вот как ловко мы ускакали от зайца!
2 задание. Выбегает волк. - Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!
- Нет, волк, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Посмотри, как мы умеем кружится. (кружимся вокруг себя) (Колобки укатываются от волка).
- Вот как ловко мы убежали от волка!
3 задание. Выбегает медведь. - Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!
- Нет, медведь, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Посмотри, как мы умеем шагать. (шагают, высоко поднимая колени).
- Вот как ловко мы убежали от медведя!
4 задание. Выбегает лиса. - Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!
- Нет, лиса, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Мы умеем весело плясать и быстро бегать, и ты нас не догонишь. Пляс на месте. (Колобки убегают от лисы).
- Лиса не съела наших колобков, мы ей показали какие (хором) «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Если мы будем заниматься физкультурой, нас никто не обидит. Справились с заданием. Молодцы!
Заключительная часть:
Сегодня мы познакомились с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей посредством знакомой сказки «Колобок». Поэкспериментировали, поиграли.
Мы ещё раз убедились в том, что сказка, развивая личность ребёнка, обогащает его новыми знаниями, умениями, впечатлениями, формирует речь, активизирует словарь.
Так давайте сделаем детство наших воспитанников интересным, весёлым, максимально познавательным. А вам на память я дарю колобка в рецептах. Спасибо за внимание! Творческих всем успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я по амбару метён, по сусекам скребён »
П ряник или печенье в форме человечка. Изготовление таких человечков наиболее распространено в США и европейских странах. Наряду с «пряничным домиком» пряничные человечки являются одним из кулинарных символов Рождества. ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК
Английский Джонни-пончик
Татарский герой Камыр -Батыр Богатырский кусок теста Татарская сказка " Камыр -Батыр "
АМБАР холодное строение в виде сарая, для хранения муки, зерна и т.п.
Сусек Отгороженный деревянными стенками отсек (ларь) в амбаре для хранения зерна или муки разных сортов. Это хранилище сразу делали с небольшим отверстием наверху, чтоб можно было его плотно закрыть крышкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может бы...
Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...
«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...
Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Использование лэпбука в работе с детьми...
ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....