Мастер-класс "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
презентация по окружающему миру

Чеботарева Светлана Александровна

Мастер-класс на тему:

«Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить педагогов с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей посредством знакомой сказки.

Задачи:

1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

3. Прививать любовь к методу экспериментирования, путём игровых элементов.

4. Показать методы и приёмы работы со сказкой.

Оборудование:

   Презентация, аудиоаппаратура, мука двух сортов, зёрна, смесь муки с отрубями (сором), кофемолка, стаканчики, поднос, блюдо, тарелки, сито, музыка, колобок, бусы, корзины с грибами, морковь, бубен, маски героев сказки, мини-брошюры со сказками, книги рецептов, колоски пшеницы и ржи.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

   Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».

     В процессе своего мастер-класса, я познакомлю вас с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей посредством знакомой сказки. Я приглашаю вас в настоящую сказку.

 Посмотрите, на слайд. Из какой сказки эта фраза?  Конечно все узнали, это сказка Колобок.

В каком возрасте вы впервые услышали её? Конечно, ребята знакомятся с этой сказкой в самом младшем дошкольном возрасте. Само письменное упоминание сказки произошло в 1864 году, когда К.Д. Ушинский издал книгу Родное слово.

    Многие поколения людей воспитываются на этой сказке. Вы все скажите мы знаем эту сказку наизусть. А знаете ли вы, что колобок - это герой русского и украинского фольклора. У него есть американский брат - пряничный человечек,   есть брат в Англии Джонни пончик.И даже у татар есть такой герой, который называется Камыр - Батыр, что в переводе означает богатырский кусок теста. 

    Сюжет также встречается в скандинавских, немецких, узбекских, и других сказках. Вот оказывается, как интересно. Я предлагаю вам мини-брошюры некоторых сказок, с похожим сюжетом.

Мы представляем сказочного героя колобка как героя олицетворенного, он умеет говорить и двигаться, выполняет движения, но движения у него не простые, он совершает жизненный путь, набирает жизненный опыт, он смотрит, пробует выйти из сложных для него ситуаций, справляется и терпит неудачу.

  Колобок был создан необычным способом. Что же такое «По амбару метён, по сусекам скребён»?

   Что такое амбар? Как вы думаете? (ответы). Амбар - это холодное строение в виде сарая, для хранения муки, зерна и т.п. 

   Что же такое сусеки? (ответы). В старину для хранения продуктов часто использовали разного вида короба или «ящики».

   Сусеками называли отгороженные деревянными стенками, отсеки в амбарах или ларях. Сусеки позволяли хранить в одном месте несколько сортов муки. Поскрести по сусекам означало собрать остатки разной муки, которая имелась в хозяйстве. Оказывается, колобок был испечен из мучного ассорти.

    Представляю вашему вниманию муку двух сортов. В одной ёмкости пшеничная, в другой ржаная. Давайте рассмотрим муку и сравним её по цвету. В ёмкости под № 1 какая мука? (пшеничная). Под № 2? (ржаная). Проверим себя, откроем муку в пакетах и сравним, верно ли мы определили.

   Пшеничная мука изготовлена из зёрен пшеницы, а ржаная из зёрен ржи. Давайте сравним колоски и зёрна этих культур. В чем сходство и различие?

- Какие колоски у пшеницы? (Толстые) 

- А у ржи? (тоненькие).

- У пшеницы зерна – круглые, а у ржи длинные. Усики у ржи длиннее.

Вы назвали различия, а сходство? У растения есть стебель, усики, зернышки, (они зерновые) - поэтому пшеницу и рожь еще как называют? («злаковыми»)

- Где растут колосья? (На поле)

- Как вы думаете какие факторы нужны, чтобы пшеница и рожь прорастали? (свет, воздух, вода, почва). Попробуем превратить зёрна пшеницы в муку.

Экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку»

   Сейчас я продемонстрирую на обычной кофемолке как можно размолоть зерно. (Педагог на кофемолке перемалывает зёрна до муки). Но смотрите, у меня получилась не чистая мука, она перемешалась с шелухой (отрубями) зёрен. Отруби используют в пищу, смесь таких отрубей перерабатывают и используют для приготовления комбикормов для домашнего скота (свиней, коров, овец, коз, куриц). Предлагаю вам сейчас очистить муку от сора, с помощью сито.                                                        

Игра «Сито»

(просеять муку через сито, отделить ее от шелухи-отрубей зерна)

Где используют пшеничную и ржаную муку? (пекут хлеб, пироги, блины, торты, макаронные изделия, изготавливают поделки из солёного теста).

- Из какой муки делают белый хлеб? (Ответ)

- Из какой муки делают ржаной хлеб? (Ответ) 

Музыкально – двигательная игра по сказке «Колобок»

А сейчас мы поиграем с героями сказки «Колобок», которых выберем под музыку. (показ игрушки – Колобок).

Кто нам брат, кто нам друг,

Становись скорее в круг.

Друга за руки возьмём,

И, играть сейчас начнем. (встали в круг.)

Кого же мы сейчас будем выбирать, вы мне подскажите сами, отгадав загадку. 1. Прыг да скок – исчез трусишка.

Это маленький – (зайчишка).

Будем выбирать Длинноухого. Что любит есть заяц? (морковь).

Передаем по кругу морковь (под музыку), как только музыка остановилась, у кого в руках, морковь, тот и становится зайцем (надеваем маску зайца).

Выбираем следующего героя сказки:

2. Он зубами щелк да щелк.

Это страшный серый – (волк). А как называется жилище волка?

 Передаём по кругу бубен, как только музыка остановилась, у кого в руках бубен, тот и становится волком. (надеваем маску волка).

Снова загадка:

3. Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал. А проснулся – стал реветь. Это зверь - лесной (медведь).

Чем летом питается медведь? Передаем под музыку по кругу – корзинку с ягодами и грибами, у кого музыка остановилась, тот и становится медведем. (маска медведя).

Последний наш герой:

4. Всех в лесу она хитрей, шубка рыжая на ней, длинный хвост – ее краса. Это рыжая – (лиса) Выбираем лису, передавая бусы, остановилась музыка, тот и становится лисой. Надеваем маску. (Раздаю слова героев)

Что случилось в сказке с колобком? (Лиса его съела).

- А почему лиса его съела? (Он был непослушный, без спросу убежал из дома и один гулял по лесу, был слишком самоуверенный).

- Правильно, это произошло потому, что колобок был непослушный. А ещё, я думаю, это случилось потому, что колобок не занимался физкультурой.

Давайте мы с вами сегодня попробуем изменить сказку.

    Все мы сейчас станем колобками, будем заниматься физкультурой и не дадим себя съесть лисе. В сказке колобку попадались на пути разные звери. И нам они тоже попадутся. Только слова мы им будем говорить другие, не «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл», «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Давайте попробуем. Аудитория (зрители) к нам активно присоединяются, желающие могут тоже надеть маски колобков. Начнём.

1 задание. Выбегает заяц.

 - Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!

- Нет, заяц, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Мы умеем прыгать лучше тебя. (прыгают как мячики).

- Вот как ловко мы ускакали от зайца!

2 задание. Выбегает волк. - Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!

- Нет, волк, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Посмотри, как мы умеем кружится. (кружимся вокруг себя) (Колобки укатываются от волка).

- Вот как ловко мы убежали от волка!

3 задание. Выбегает медведь. - Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!

- Нет, медведь, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Посмотри, как мы умеем шагать. (шагают, высоко поднимая колени).

- Вот как ловко мы убежали от медведя!

4 задание. Выбегает лиса. - Ой, колобки, сколько вас много! Колобки, колобки, я сейчас вас съем!

- Нет, лиса, не съешь, потому что «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Мы сейчас тебе это докажем. Мы умеем весело плясать и быстро бегать, и ты нас не догонишь. Пляс на месте. (Колобки убегают от лисы).

- Лиса не съела наших колобков, мы ей показали какие (хором) «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые». Если мы будем заниматься физкультурой, нас никто не обидит. Справились с заданием. Молодцы!

Заключительная часть:

      Сегодня мы познакомились с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей посредством знакомой сказки «Колобок». Поэкспериментировали, поиграли.

   Мы ещё раз убедились в том, что сказка, развивая личность ребёнка, обогащает его новыми знаниями, умениями, впечатлениями, формирует речь, активизирует словарь.

   Так давайте сделаем детство наших воспитанников интересным, весёлым, максимально познавательным. А вам на память я дарю колобка в рецептах. Спасибо за внимание! Творческих всем успехов! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс на тему: «Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель: Чеботарева С.А.

Слайд 2

«Я по амбару метён, по сусекам скребён »

Слайд 3

П ряник или печенье в форме человечка. Изготовление таких человечков наиболее распространено в США и европейских странах. Наряду с «пряничным домиком» пряничные человечки являются одним из кулинарных символов Рождества. ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК

Слайд 4

Английский Джонни-пончик

Слайд 5

Татарский герой Камыр -Батыр Богатырский кусок теста Татарская сказка " Камыр -Батыр "

Слайд 6

АМБАР холодное строение в виде сарая, для хранения муки, зерна и т.п.

Слайд 7

Сусек Отгороженный деревянными стенками отсек (ларь) в амбаре для хранения зерна или муки разных сортов. Это хранилище сразу делали с небольшим отверстием наверху, чтоб можно было его плотно закрыть крышкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...

«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...

ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....