Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
статья (средняя группа)

Погосян Анаит Суреновна

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду

 Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, познавательная активность.

 Проблема формирования и развития познавательной активности занимает одно из важнейших мест в педагогике, так как взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его деятельности, активности. Для дошкольной педагогики данная проблема особо актуальна в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Познавательная активность дошкольника – черта личности, проявляющаяся в активном стремлении к самостоятельной познавательной деятельности, усвоению ребёнком накопленного социального опыта, способов деятельности.

 ФГОС дошкольного образования определяет опытно-экспериментальную деятельность как сквозной механизм развития ребенка, и как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие».

 Воспитатель в этой работе должен поменять стиль поведения, принять позицию заинтересованного, любознательного партнера по деятельности. Педагог должен эмоционально увлечь, «заразить» ребенка темой опыта и эксперимента, пригласить в качестве экспертов (специалистов) родителей воспитанников, воспитанников соседних групп. При организации опытно-экспериментального способа познания окружающего мира в дошкольном учреждении важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Проблема опытно-экспериментальной деятельности, должна быть в области познавательных интересов ребёнка.

 Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач, выбирается объект экспериментирования;

- Во время проведения эксперимента работа по времени не строго регламентируется, возможны отступления от намеченного плана;

- Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы;

- Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Не следует сразу отвечать на вопросы детей, надо помочь им самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт;

- При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.

 Главные достоинства опытно-экспериментальной деятельности заключаются в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 В своей работе мы используем множество разнообразных опытов и экспериментов. Например, «Мокрый песок», «Свойства воздуха», «В воде или в земле?», «Что потом?», «Цветная капуста», «Извержение вулкана», «Ветер, ветер ты могуч!» и т.д.

 Следствием является не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния опытов и экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st1.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду

 Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, познавательная активность.

 Проблема формирования и развития познавательной активности занимает одно из важнейших мест в педагогике, так как взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его деятельности, активности. Для дошкольной педагогики данная проблема особо актуальна в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Познавательная активность дошкольника – черта личности, проявляющаяся в активном стремлении к самостоятельной познавательной деятельности, усвоению ребёнком накопленного социального опыта, способов деятельности.

 ФГОС дошкольного образования определяет опытно-экспериментальную деятельность как сквозной механизм развития ребенка, и как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие».

 Воспитатель в этой работе должен поменять стиль поведения, принять позицию заинтересованного, любознательного партнера по деятельности. Педагог должен эмоционально увлечь, «заразить» ребенка темой опыта и эксперимента, пригласить в качестве экспертов (специалистов) родителей воспитанников, воспитанников соседних групп. При организации опытно-экспериментального способа познания окружающего мира в дошкольном учреждении важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Проблема опытно-экспериментальной деятельности, должна быть в области познавательных интересов ребёнка.

 Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач, выбирается объект экспериментирования;

- Во время проведения эксперимента работа по времени не строго регламентируется, возможны отступления от намеченного плана;

- Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы;

- Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Не следует сразу отвечать на вопросы детей, надо помочь им самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт;

- При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.

 Главные достоинства опытно-экспериментальной деятельности заключаются в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 В своей работе мы используем множество разнообразных опытов и экспериментов. Например, «Мокрый песок», «Свойства воздуха», «В воде или в земле?», «Что потом?», «Цветная капуста», «Извержение вулкана», «Ветер, ветер ты могуч!» и т.д.

 Следствием является не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния опытов и экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...

Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»...

Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"...

Проект по развитию познавательных способностей детей, посредством опытно - экспериментальной деятельности

Актуальность проекта «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму».Китайская пословица...

План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...