План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Рябинина Татьяна Евгеньевна

План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_ryabinina.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 21 «Ладушки»

        

План работы по самообразованию

Тема

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

2022-2023 учебный год

                                                                                                                     Воспитатель:

  Рябинина Т.Е.

                 

        

2022

Актуальность темы: 

Развитие  познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.  

 

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных,  физических и интеллектуальных качеств дошкольника.

 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.  

 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а также дают возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

 

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования  заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, сравнением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

 

Путем экспериментирования ребенок сам достигает результата, делает выводы и наблюдает за «чудом», так одновременно формируется и творческая мысль и научный интерес. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Экспериментируя с природными материалами и физическими состояниями, у ребенка развивается интерес и понимание законов природы, любовь к природе и естественным наукам.

 

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. 

 

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуальноличностного, творческого развития. 

 

Задачи:  

  • изучить научную литературу, методики, технологии по познавательноисследовательской деятельности;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;  развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
  • Воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость

 

Методы и приемы работы:   Практические 

  • проблемно-поисковые 
  • беседы 
  • опыты; 
  • наблюдения на прогулках, эксперименты; 
  • чтение художественной литературы 
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации; 
  • трудовые поручения, действия. 

 

Предполагаемый результат: 

  • Повышение профессионального мастерства
  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе; 
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.  
  • У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.  
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать  

 

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год 

Этапы работы

 

 

№ п/п 

 

Содержание работы

 

Сроки

1

Организационно - теоретический

  • Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.
  • Изучение методической литературы по данной теме,  имеющегося опыта ДОУ
  • Составление перспективного плана, разработка конспектов  
  • создание материально - технических, организационных, научно методических условий;  поиск материалов в сети Интернет.

 

В течение года 

2

Практический этап. 

  • Внедрение опыта работы;  
  • выступление на медико-педагогическом совете;  
  • консультативная помощь педагогам и родителям;
  • изготовление картотеки с опытами и экспериментами;  
  • презентации по теме самообразования.

 

В течение года 

3

Итоговый этап. 

  • Сравнительный анализ за год;  
  • анализ работы по теме самообразования.

 

Май  

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п 

 

Название мероприятия 

 

Сроки

 

1.

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования.  

1. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» С.-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г.

2.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

  1. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  4. 1. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». М., ТЦ «Сфера», 2012 г. 7.Пособие Тугушева Г.П. «Организовать детскую лабораторию в условиях ДОУ» 

Сентябрь  

2.

Пополнение уголка экспериментирования

Сентябрь

3.

Консультация для родителей «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Сентябрь

4.

Подготовка картотеки по опытам и экспериментам. 

Сентябрь- ноябрь 

5.

Наметить основные формы работы «Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником». 

Октябрь  

6.

Реализация проекта «Этот удивительный воздух»

Октябрь 

7.

Конспекты ООД : «Воздух-невидимка», «Волшебный камень

– магнит», «Приборы – помощники»,  «Волшебница вода», «Волшебные превращения»

В течение года 

8.

Папка – передвижка «Опыты с водой»

Ноябрь

9.

Круглый стол для родителей «Детское экспериментирование, что это такое?». 

Ноябрь

10.

Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». 

Декабрь  

11.

Открытый показ ООД «Юные исследователи» 

Январь  

12.

Мастер - класс для родителей «Домашняя лаборатория».

Февраль  

13.

Проект «Огород на окне»

Март  

        16.         Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.         Май

 

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.:

Мозаика-Синтез, 2014.

  1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.– М.: Наука, 2010.
  2. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010.
  3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – М.: Академия, 2011.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 2002.
  5. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. М: - Айрис-Пресс, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...

индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»

индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную  и исследовательскую детскую деятельность»...

Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...