Развитие познавательной активности дошкольников через опытно -экспериментальную деятельность ( из опыта работы)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_doshkolnikov_cherez_opytno.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

В настоящее время поставлена задача: подготовить совершенно новое поколение - активное, любознательное. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательные технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знание самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Изучая методическую литературу, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательный метод интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. Ведь экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

За использование этого метода обучения выступали такие классики педагоги, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др.

Н.Н. Поддьяков, в результате своих исследований, выделил, что на протяжении всего дошкольного детства ведущей исследовательской деятельностью является экспериментирование. В связи с этим и представляет особый интерес изучения детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы.

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком. В ходе его ребенок постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности (от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверки опытным путём).

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивать, классифицировать и обобщать.

Детское экспериментирование тесно связно с другими видами деятельности. Наблюдение непременно является составной частью экспериментирования, т. к. с его помощью осуществляется восприятие. Так же эксперимента не бывает без трудовых действий. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы – стимулирует развитие речи. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с ФЭМП (во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размер).

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что детский эксперимент имеет огромный развивающий потенциал.

Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет ребенку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, первооткрывателем, исследователем.

Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать  их полезными. И здесь взрослый должен суметь не просто ответить на детский вопрос, а сохранить, поддержать это любопытство, это детское желание всё узнать.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой цель – внедрить в практику детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности.

Всю свою работу построила на материалах методических сборников Рыжовой «Методика детского экспериментирования», О.В.Дыбина 2Неизведанное рядом», А.И.Ивановой 2Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» и М.П.Костюченко, Н.Р.Комалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории».

Свою работу по опытно экспериментальной деятельности я строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  1. Живая природа (функции частей растений, чем дышат и питаются, как развиваются и размножаются)
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, камни)
  3. Материалы и их свойства (знакомство детей с металлами, свойствами бумаги, ткани)

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе. Она должна обеспечить возможность проведения опытов, наблюдений и экспериментов.

В нашей группе был создан уголок экспериментирования. В уголке представлены все материалы для исследований. Он постоянно пополняется новыми материалом, что способствует поддержанию интереса детей.

Так же здесь находятся правила работы с материалом, условные обозначения, алгоритмы проведения опытов, познавательная литература.

Дети, играя в уголке, совершают различные действия с предметами, усваивают сведения об их свойствах, развивают сенсорные способности и любознательность.

В зависимости от изучаемой темы или связи с возникновением устойчивого интереса

К какой-либо области периодически оформляются мини-выставки, собираются коллекции.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

Так же мною подбираются и составляются картотека опытов и экспериментов для разных возрастных групп с постепенным усложнением познавательных задач.

На окне периодически появляется зелёная лаборатория, которая позволяет организовать наблюдение за процессом роста растений.

Реализацию поставленных перед собой задач, я осуществляю в непрерывной образовательной деятельности (провожу знания с элементами экспериментирования, во время самостоятельной деятельности детей в пространственной среде группы, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организую досуг с проведением интесных опытов).

Тему для экспериментирования я выбираю с учётом интересов детей или событийность.

Поскольку источником активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемных ситуаций, которые часто возникают от имени сказочных героев. Эти герои участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи моим юным исследователям.

В работе с детьми я стараюсь не проводить чёткой грани между обыденной жизнью и обучением, потому что опыт – это не сама цель, а способ познания мира, в котором они будут жить.

Опыты напоминают детям фокусы, они необычны, а главное – дети проделывают их сами и испытывают от своих открытий чувство радости. Опыты я подбираю простые для выполнения (мы проводили опыты  с песком, с водой, с тенью, с камнями, с магнитом). Из них мы узнали где найти воздух, сколько он весит, можно ли его поймать. В процессе экспериментирования жидкостями мы узнали, что вода прозрачна, принимает любую форму, что вода – растворитель и многое другое.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребёнка в активное освоение окружающего мира.

По мере взросления всё более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты и опыты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов должна чаще принадлежать детям.

Наряду с работой с детьми я так же продумываю работу с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, беседы, привлекаю их к созданию развивающей среды.

Чтобы у ребенка поддерживался познавательный интерес, стремление узнавать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастит исследователь-взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного  дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...

«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность».

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его вз...