Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
статья (подготовительная группа) по теме

Иванова Елена Геннадьевна

        Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится  возможность саморазвития, самореализации и возможность быть сами собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

    В Концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей стоящих у истоков становления личности.

      Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина,  А. П. Усова, Е. А. Панько) говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

     Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет деятельность экспериментирования, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

       Актуальность заявленной проблемы

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

        Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится  возможность саморазвития, самореализации и возможность быть сами собой.

        Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она также отвечает современным требования концепции модернизации российского образования.

        Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды  т.д. Всё это - объекты исследования.

       Исследовательское поведения для дошкольника - главный источник для получения представлений о мире.

      Цель поисково-эксперементальной деятельности дошкольников - развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформулированного эмоционально-чувственного опыта.

  Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

В своей деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников.

  1. Принцип психологической комфортности,  который заключается в снятии стрессовых факторов.
  2. Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
  3. Принцип дифференцированного подхода решает задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  4. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  5. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретении ими собственного опыта творческой деятельности.

       Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).  

     Актуальность разрабатываемого проекта

     Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных  и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

      В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

     Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - это опыты. Они проводятся как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.  Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребёнок.

      Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена растений перца и томата в специальные стаканчики, дети наблюдали  за их развитием: какое семя быстрее проросло и почему, какое влияние на развитие растения оказывает человек, зависит ли рост растений от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносили в специально разработанный календарь. Дети фиксировали в строке "Погода" каждодневные её изменения  с помощью символов (тучи, солнце, дождь и др.). В строке "Растения" отмечали день первого появления ростка и его изменения в последующие дни.

       Когда в группе появились различные семена, Маша позвала к себе детей и спросила у воспитателя: «А это что за семена? Это для нас? А что мы будем с ними делать?»

     Проблемные ситуации в ходе реализации проекта, которые заставляли детей проявлять познавательную мотивацию: где можно посадить семена? Кто будет ухаживать за растениями? Как семена превратятся в помидоры и перец? Как на листьях вырастут кабачки?

        Проект был проведён в три этапа.

На подготовительном этапе:

  • С помощью родителей собрали баночки из под сметаны и йогуртов для посадки семян.
  • Закупили почву  для посадки, подготовили орудия труда.
  • Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» -алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом».

     На основном этапе        

    Дети под руководством воспитателей посадили семена, каждый ребёнок приклеил своё имя на баночку с растением и ежедневно тщательно за ним наблюдал.  Пока растения находились в группе на подоконнике, были проведены следующие опыты:

  • Наблюдения за ростом корневой системы помидор;
  • Влияние света и температуры на жизнь растений;
  • Вода в жизни растений.

  За это время чье-то растение стало больше, а у некоторых росло медленнее, шло бурное обсуждение и споры, почему так происходит.

     В июне мы пересадили растения на улицу, но и здесь дети продолжали уход за ними. Дети наблюдали за ростом растений, поливали, пололи, рыхлили почву. С интересом наблюдали, как из бутончиков появляются цветочки. Какое было счастье, когда у нас появились первые плоды. Каждый день с самого утра дети обсуждали, насколько они подросли, как краснеют.

       Мы настолько увлеклись своей огородной деятельностью, что не могли оставить без внимания кучу с листьями, наношенными с осени. Во время прогулки к воспитателю подошёл Ваня и спросил: "А что будет с этими листьями? Они так и будут лежать?"  Нет, мы на них посадим  рассаду кабачков и посмотрим что произойдет с листьями.

       Через некоторое время на ней красовалась рассада кабачков. Дети никак не могли понять, где же на этих маленьких листиках будут расти кабачки, ведь они же большие. Каждый из них выдвигал свою версию, кто-то говорил: "Может у них вырастут какие-нибудь палки!", или " Наверно кабачки будут маленькие!" Но были и такие которые считали:"Да ничего у нас не вырастет на куче с мусором!", другие им противоречили: "Да нет растения вырастут, только куда же денутся листики?" Ежедневно ребята подходили к куче с листьями и наблюдали за происходящими изменениями, у них даже возникло какое-то соперничество кто заметит что-то новое. Ребята каждый день поливали кабачки,  растения каждый день становились всё больше и больше,  листья в куче постепенно стали превращаться в перегной. Они с нетерпением ждали появления плодов и вот в середине июля у нас поспели помидоры, перец и  кабачки. Сколько было радости у всех детей.

Заключительный этап

Дети с огромным  интересом и эмоциональным подъёмом совместно с воспитателем собрали урожай, намыли и с удовольствием съели овощи,  выращенные своими руками. А из кабачков повара приготовили тушёные овощи.

Радостью сбора урожая дети делились с детьми из других групп, родителями, педагогами.

       Эксперимент проводится с двумя видами растений для сравнения  и выявления причин  несоответствия. В строке "Уход" фиксировали, как дети ухаживают за растением, - также с помощью символа палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). В календаре информация кодируется и затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека  и погодными условиями, изменениями в природе. Для того чтобы установить, почему семя помидора проросло быстрее, чем семена перца мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени перца твёрдая, гладкая, не рассыпается под воздействием силы, а у помидора оболочка тонкая и очень хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя помидора прорастает быстрее.

        В процессе проведения исследовательской деятельности  я развивала экологическую грамотность детей, воспитывала активную природоохранную позицию. Наблюдая за изменениями, происходящими в течении нескольких дней  на дереве, одна девочка моей группы задала вопрос: "Почему листочки завяли?" Это послужило толчком к обследованию объекта и установления причины - появления куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений - опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.

       Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Аккуратно срезая веточки деревьев, вместе с детьми наблюдаем, у какого дерева и где ( в тёмном месте  или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.

Заключение

Ценность реального эксперимента в отличии от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения со  стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно новый продукт.

       Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей "поведения2 предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введённое Н.Н.Поддъяковым понятие "детское экспериментирование". Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка.

       Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть  пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является её внутренней неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

       Разрабатывая содержание и технологии руководства экспериментальной деятельностью, мы ориентировались на принцип единства фило-и онтогенеза. Данный принцип предполагает, что ребёнок в своём индивидуальном развитии повторяет культурно-исторический путь человечества. Исторически экспериментирование возникает в деятельности, когда субъект (человечество, ребёнок) противопоставляет себя объекту (природе, предметам, физическим явлениям). С этого момента освоение действительности выступает как процесс постоянного совершенствования собственной деятельности и обогащения творческого опыта. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей детей.

       Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования, как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

         в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет- не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. но опасность такой "самостоятельности" в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

        в процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос "Как я это делаю?", но и на вопросы "Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получится в результате?" Усвоение системы свободных понятий, приобретение "квазиисследовательских", экспериментальных способов позволяет ребёнку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

        Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными  способами измерений, правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают продукт -постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребёнка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

        Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включится в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев: насколько пригоден найденный способ для достижения целей  эксперимента - решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определённым эталонам и образцам.

       Результатом реализации проекта "Детское экспериментирование" является приобретённый опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

        В заключении хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: "Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл". В этом, намой взгляд заключается актуальность детского экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного  дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...

«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность».

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений...

индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»

индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную  и исследовательскую детскую деятельность»...