индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»
материал
индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»
Скачать:
Предварительный просмотр:
План индивидуального повышения профессионального уровня
воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного
общеобразовательного учреждения МБДОУ №1
Нижнекамского муниципального района РТ
Валиуллиной Гульнур Разифовны
на 2021-2026 г.
Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность» Дата: 2021-2026 год Цель профессионального развития: Задачи: 1. Повышение собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы, интернет ресурсов 2.Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; 3. Теоретическая и практическая работа по теме самообразования Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность» Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность» Цель самообразования:развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной исследовательской деятельности. Задачи:
Основные принципы, заложенные в основу работы: - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.); - динамичности (от простого к сложному); - интегративности (синтез искусств); - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей) - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий) - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»). - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста); - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий); - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности). Оборудование для центра детского экспериментирования: - природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ; - пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители; -оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы, воронки; -литература и карточки- схемы; Актуальность Актуальность. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Ожидаемые результаты: В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут: - представления о свойствах веществ - умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования - навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать - расширять знания об объектах и их свойствах Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей. Перспективное планирование по теме самообразования на 5 лет. Первый год. | |||
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | 1. Изучение литературы по данной теме. Создать картотеку опытов и экспериментов. | Сентябрь |
2 .Повышение собственной профессиональной компетентности | Октябрь | |
3. Составить перспективный план | Октябрь | |
4. Разработать конспекты ООД с элементамиэкспериментирования | В течение года | |
5Разработать диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | Сентябрь Май | |
6 Самоанализ и самооценка проделанной работы; | Май | |
Работа с детьми | 1 Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования. 2 Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. 3 Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой. 4 Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. 5 Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом | Сентябрь Сентябрь Октябрь
Январь Апрель |
Работа с родителями
| 1. Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом» | Сентябрь |
2. Открытое занятия «Свойства света» | Октябрь | |
3.Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» | Декабрь | |
4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи». | Май | |
Работа с педагогами | 1. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | Декабрь |
2. Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит» | Апрель | |
3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности. | Май |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
«Законы живой и неживой природы, как предмет исследовательской деятельности» | Январь 2021 г. | Муниципальный конкурс проектов | МАДОУ №35 |
«Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей в различных видах деятельности” | Февраль 2021 г. | ГМО | ДОУ №60 |
Участие в системе методической работы ДОО
Мероприятие ДОУ | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Неделя творческих отчётов (ОД) | февраль 2021 г | Показ ОД по обобщению знаний умений и навыков детей за прошлый квартал | Конспект ОД с детьми младшей группы |
Открытое занятие (ОД) | март 2021 г | Показ ОД по обучению детей правилам дорожной безопасности, самоанализ | Конспект ОД с детьми младшейгруппы |
Неделя творческих отчётов (ОД) | Май 2021 г | Показ итогового ОД по теме самообразования (Мнемотехника, как средство развития памяти у дошкольников) | Конспект ОД с детьми младшей группы |
Посещение открытых занятий (ОД), образовательной деятельности педагога ДОУ | В течение 2019-2020 уч. г. | Анализ открытых занятий | Анализ открытых занятий |
Участие в проведении тематических недель | Согласно плану МАДОУ | Подготовка и проведение мероприятий в рамках недели | Сценарии представлений |
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 5-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019
2. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа. Т.С.Комарова.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
3. ФГОС Познание предметного мира, младшая группа. И.А. Помараева, В. А. Позина -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
4. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
5. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
6. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
7. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
10. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
11. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Статьи в журналах:
*Воспитатель ДОУ,
*Дошкольное воспитание,
*Ребенок в детском саду,
*Обруч.
Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе.
Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.
2. Формировать представление о живой и не живой природе.
3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | Какая бывает вода | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
2 | Что в пакете? | Формировать представлений о воздухе. | |
3 | Мутная водица | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. | |
Октябрь | 1 | Наши помощники | Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств. |
2 | Игры с соломинкой. | Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом. | |
3 | Кто живет в воде? | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
Ноябрь | 1 | Глина, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). |
2 | Какая машина уедет дальше? | Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности | |
3 | Что звучит. | Научить определять по издаваемому звуку предмет. | |
Декабрь | 1 | Холодный – горячий. | Учить определять температуру воды. |
2 | Чудесный мешочек. | Научить определять температуру веществ и предметов. | |
3 | Древесина, ее качества и свойства | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | |
Январь | 1 | Снег и лед. | Формирование представлений о загрязнении снега и льда. |
2 | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | |
3 | Изготовление цветных льдинок | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). | |
Февраль | 1 | Музыка или шум? | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. |
2 | Свойства воздуха | Формировать представления о свойствах воздуха | |
3 | Какие предметы держаться на воде | Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. | |
Март | 1 | Надувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. |
2 | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит). | |
3 | Посадим лук. | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. | |
Апрель | 1 | Веселые человечки играют. | Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, голова, волосами. |
2 | Поиграем с солнечным зайчиком | Формировать представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде). | |
3 | Какие предметы держаться на воде? | Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. | |
Май | 1 | Ткань, её свойства и качества | Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
2 | Что в коробке? | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | |
3 | Бутылки с разноцветной месью. | Формирование представлений о свойствах различных материалов. |
Опыты и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста
Сентябрь
- Какая бывает вода
Цель. Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).
Материал. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (чай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход занятия. Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследует их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей – окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
- Что в пакете?
Цель. Формировать представлений о воздухе.
Материал. Полиэтиленовый пакет.
Ход занятия. Взрослый предлагает детям разглядеть пустой прозрачный полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находиться в пакете. Отвернувшись от детей, взрослый набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает. Почему кажется, что пакет пустой? (Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий).
- Мутная водица
Цель. Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.
Материал. Две емкости с чистой водой, мука, любой маленький предмет (игрушка изкиндер сюрприза).
Ход занятия. Взрослый показывает детям емкость с чистой водой, и бросает в емкость игрушку. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой емкости с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Октябрь
- Наши помощники.
Цель.Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств.
Материал.Коробочка с дырочками, в которой находится лимон; коробочка с бубном; мешочек с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.
Ход занятия. Взрослый предлагает детям назвать с помощью разных органов чувств предмет, спрятанные в коробочках (лимон, бубен, яблоко и др.).дети рассказывают, как они определили. Затем дети наливают из чайника воду в прозрачную емкость и пробуют ее на вкус языком. Далее дети пробуют сахар в воду, растворить его, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Дети отвечают, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют.
Взрослый с детьми беседует о том, что у людей есть помощники (органы чувств), которые позволяют человеку узнавать про все на свете, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).
- Игры с соломинкой.
Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.
Материал. Трубочки для коктейля; емкости с водой.
Ход занятия. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (через них можно что-нибудь вдувать и выдувать). Взрослый предлагает детям подуть на лодочку через трубочку. Затем спрашивает, что они чувствовали, когда дули (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Дляэтого необходимо подуть в трубочку, конец которой опущен вводу. Далее взрослый спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли? (Из трубочкивыходитвоздух, он лёгкий, поднимается через воду вверх, образуя пузырьки.)
- Кто живет в воде?
Цель. Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Материал. Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки – игрушки.
Ход занятия. Дети рассматривают иллюстрации животных, выбирают рыб. Взрослый выясняет, как догадались, что это рыбы, и чем похожи все рыбы (хвост, плавники). Рассматривают рыбок в аквариуме: у них есть хвост, плавники, тело покрыто чешуей, они разной окраски. Затем сравнивают пластмассовых рыбок: у одной – вытянутое тело, у другой – шаровидное (для выполнения действий с ними их наполняют песком так, чтобы держались в толще воды). Выясняют, какой рыбке легче плавать. Проводят эксперимент, легонько подталкивая рыбок; определяют, кто дальше уплыл и почему(рыбке с вытянутым телом плыть легче).
Ноябрь
- Глина, ее качества и свойства.
Цель. Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Материал. Глиняные предмет, кусочки глин, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.
Ход занятия. Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать онем. Затем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.).кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
- Какая машинка уедет дальше?
Цель. Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности.
Материал. Разноцветные игрушечные машинки (2-3шт.); доска (скат) шириной 80 – 100см, укрепленная с одного края на высоте 40 – 50см.
Ход занятия. Взрослый предлагает детям рассмотреть игрушечные машинки. Взрослый предлагает покатать машинки по очереди по доске. Отмечая, какая машинка уехала дальше. Определить победителя по результатам заездов.
Примечание. Таким образом, ребенок опытным путем определит, что скорость передвижения зависит от ускорения. Ребенок делает умозаключение, что это машинка сама быстрая. В следующий раз в кузов машин можно положить различные грузы и искать зависимость скорости от веса перевозимых предметов. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и др.
- Что звучит?
Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Материал. Дощечка. Карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
Ход занятия. За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).
Декабрь
- Холодный – горячий
Цель. Учить определять температуру воды.
Материал. Емкости с водой разной температуры; ванночка.
Ход занятия. Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый просит детей выбрать воду для умывания куклы (холодной водой умываться неприятно, горячей – можно обжечься, надо выбрать теплую), определив, какая вода в ведерках (осторожно потрогать не воду, а емкости, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Взрослый вместе с детьми выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый предлагает детям добавить еще теплой воды, но как ее получить? (Налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями температуры воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода (она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли). Взрослый с детьми обсуждают результат.
- Чудесный мешочек.
Цель. Научить определять температуру веществ и предметов.
Материал. Мелкие предмет из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).
Ход занятия. Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла (зеркало), называют их, определяют материалы и складывают предметы в чудесный мешочек. Взрослый предлагает детям достать их мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какие стали предметы. (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют (через 5-10миннут), как изменилась их температура (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные; деревянные – теплее.
- Древесина, ее качества и свойства.
Цель. Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Материал. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски.
Ход занятия. Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого дети получают дощечки и брусок, ощупывают их, делают вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выяснить свойства, взрослый опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется).
Январь
- Снег и лед.
Цель. Формирование представлений о загрязнении снега и льда.
Ход занятия. Принести снег и лед в помещение и положить в емкость. Дети наблюдают за тем, как снег и лед тают в теплом помещении, образуется вода, появилась грязь. Взрослый и дети вместе делают вывод, что снег и лед грязные.
- Игры с воздушным шариком и соломинкой
Цель. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материал. Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий).
Ход занятия. Взрослый вместе с детьми рассматривают два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой – мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находиться внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).
Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух, внутри человека (его вдыхают).
Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт сами.
- Изготовление цветных льдинок
Цель. Закрепить свойства воды (превращение в лёд).
Материал. Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки верёвочки.
Ход занятия. Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них верёвочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.
Февраль
- Музыка или шум?
Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал. Металлофон,, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.)
Ход занятия. Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут создавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет). Дети рассматривают коробочки со «звуками2, заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.
- Свойства воздуха.
Цель. Формирования представлений о свойствах воздуха.
Материалы. Воздушный шар; пластиковые игрушки; мяч; таз с водой.
Ход занятия. Взрослый опускает предметы в таз. Дети наблюдают, делают вывод, что предметы не тонут, так как наполнены воздухом, воздух легкий.
- Какие предметы держатся на воде?
Цель. Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования.
Материал. Набор предметов из различных материалов: щепка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планка (рыбка), железный гвоздь (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведро или таз наполненный водой.
Ход занятия. Взрослый предлагает рассмотреть предметы, а затем по очереди опустить их на воду.
В процессе игровыхдействий опытным путем устанавливается, что не все предметы держатся на воде – на поверхностиплаваютлёгкие предметы (щепка, резиновыйшарик, ватный «снежок»), а болеетяжёлые предметы (металлические) тонут. Предложитеребёнку подуть на лодку, направивплавающие предметы вопределённую сторону.
Март
- Надувание мыльных пузырей.
Цель. Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материалы и оборудование. Тарелка (поднос, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, цветок.
Ход занятия. Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки цветок и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие. Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их. Вместе с педагогом дети делают вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
- Бумага, ее качества и свойства.
Цель. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется, горит).
Материал. Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой.
Ход занятия. Дети рассматриваютбумагу, взрослыйпобуждает их к выделениюкачественных характеристики материала, завладеваявопросы о том. Какая этобумага; как определить, гладкая она илишершавая, толстаяили тонкая. Дети гладятлистыбумагиладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослыйпредлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвётся); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает).
- Посадим лук.
Цель. Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.
Материал. Ящик с землёй, клеёнка, проросший лук, луковицы, лейки с водой.
Ход занятия. Взрослый предлагает рассмотреть проросший лук (какой формы и цвета луковицы?У лука есть корешки и верхушка). Взрослый предлагает детям посадить луковицы в землю, и полить.
Апрель
- Веселые человечки играют
Цель. Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, голова, волосами.
Материал. Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, голова).
Ход занятия. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человека (куклу - голыш). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.).
- Поиграем с солнечными зайчиками.
Цель. Формировать представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде).
Материал. Круглое зеркало небольшого размера (диаметром 7-10см).
Ход занятия. Взрослый предлагает детям посмотреть, как солнечный зайчик «бегает» по ковру «играет» в прятки. Взрослый предлагает детям поймать солнечный зайчик.
- Какие предметы держаться на воде.
Цель. Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования.
Материалы. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), рыбка, железный гвоздик, бумажный кораблик, резиновый шарик, ватный диск и др., ведерко, широкое блюдо наполненное водой.
Ход занятия. Воспитатель предлагает дети встать около емкости с водой.воспитатель показывает набор подобранных предметов. Дети рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Воспитатель комментирует происходящее. В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный диск; металлические (железные) предметы более
тяжелые - они тонут. Воспитатель предлагает детям подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону. В конце занятия воспитатель предлагает, «испытать» бумажные лодочки, дети опускают их на воду. Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.
Май
- Ткань, ее качества и свойства.
Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Материал. Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, емкости с водой.
Ход занятия. Взрослый предлагает детям, рассмотреть ткань; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет понравившейся кусочек ткани, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает на две части ножницами (режется); опускает в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостной.
- Что в коробке?
Цель. Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материал. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Ход занятия. Взрослый предлагает детям узнать, что находиться в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.
- Бутылки с разноцветной смесью.
Цель. Формирование представлений о свойствах различных материалов.
Материал. Баночки (бутылки с водой с блестками, с водой пополам с маслом; клей ПВА, пищевой краситель).
Ход занятия. Взрослый предлагает детям по наблюдать, как с разной скоростью и разным образом смешиваются жидкости в бутылках: трясти, взбалтывать и катать бутылки разными способами. Взрослый добавляет в каждую бутылку по три капли пищевого красителя. Обратить внимание детей как смешиваются цвета в различных жидкостях, как медленно смешиваются цвет в бутылке с клеем. Понаблюдать за распределением слоев жидкостей различной плотности (вода, масло).
Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе.
№ | Название | цель |
Сентябрь | ||
1. | "Радуга" | Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать. |
2. | "Мыльные пузыри" | Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. |
Октябрь | ||
3. | "Волшебная вода" | Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки. |
4. | "Цветные капельки" | Учить наблюдать за "путешествием" капельки. |
Ноябрь | ||
5. | "Откуда берется дождь?" | Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление. |
6. | "Танец горошин" | Познакомить с понятием "сила движения", развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. |
7. | "Добываем воду для питья" | Показать простой эксперимент, развивать мышление, умение концентрироваться. |
Декабрь | ||
8. | "Тонет - не тонет" | Провести испытание на «плавучесть" разных игрушек из разного материала. |
9. | "Освобождение из плена" | Наблюдение за разными способами размораживания. |
Январь | ||
10. | "Снежные фигуры" | Учить лепить из снега снежных баб. |
11. | "Ледяные узоры" | Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент. |
12. | "Льдинки" | Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством воды. |
Февраль | ||
13. | "Волшебный материал" | Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. |
14. | "Вода бывает теплой, холодной, горячей" | Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. |
Март | ||
15. | "Поиск воздуха" | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. |
16. | "Веселая полоска" | Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность. |
Апрель | ||
17. | "Подводная лодка из винограда" | Показать, как всплывают и поднимается подводная лодка, рыба |
18. | "Что любят растения" | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. |
Май | ||
19. | "Черное и белое" | Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. |
20. | "Солнечные зайчики" | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность. |
Опыты и эксперименты для детей среднего дошкольного возраста
1. Радуга
Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.
Материал: Зеркало, вода, лучи солнца.
Ход опыта:
Загадка: Что за чудо - красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.
Можно разучить строчку - подсказку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Поясняя значение первых букв.
1. Поставить зеркало в воду под большим углом;
2. Поймать солнечный луч и направить его на стену;
3. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не увидите радугу (спектр) на стене.
Теперь у нас «домашняя радуга"!
2. Мыльные пузыри.
Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.
Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля.
Ход опыта:
Пузыри можно выдувать из соломинки для коктейля, фломастера.
Мыльный раствор налить в тарелку, опустить туда воронку широкой стороной и медленно поднимая дуть в ее узкую часть. Могут получится большие пузыри, можно сравнивать, рассматривать, ловить….
Осторожно - пузыри...
Ой, какие!
Посмотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
3. Волшебная вода.
Цель: Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные «волшебные" цвета и оттенки.
Материал: Баночки с водой, гуашь.
Ход опыта:
Воспитатель читает четверостишие:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые - разные.
Воспитатель в баночку добавляет немного красной краски.
- Что происходит?
В другую добавляет немного синей краски, размешивает.
- Что происходит?
Дети под руководством воспитателя смешивают воду из двух баночек.
- Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода стала коричневая и т. д.)
4. "Цветные капельки"
Цель: Учить наблюдать за «путешествием» капельки.
Материал: Баночка с водой, пипетка, краски.
Ход опыта:
Дети сидят за круглым столом. Воспитатель показывает детям краски разные по густоте. Предлагает понаблюдать за путешествием капельки из густой краски и наоборот.
Дети сравнивают в какой баночке, краска двигается быстрее, а в какой медленнее.
5.Откуда берется дождь?
Цель: Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление.
Материал: Банка, горячая вода, крышка, лед.
Ход опыта:
Налить в банку горячей воды. Накрыть банку крышкой и положить на нее несколько кубиков льда. От соприкосновения с холодной крышкой пар будет конденсироваться. Так же и в атмосфере. Солнышко нагревает поверхность земли, а от земли нагревается воздух. Теплый воздух содержит много невидимого водяного пара, он поднимается в верх. В верху холодно и воздух теряет водяной пар, пар превращается в капли воды. Вот откуда берется дождь!!!!!!!!!!
6. Танец горошин.
Цель: Познакомить с понятием «сила движения"; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Материал: Вода, горошины, трубочка, салфетка.
Ход опыта:
Дети под руководством воспитателя опускают в баночку с водой четыре горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большой силой.
- Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее?
(Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; а сила воздуха увеличивалась - то и скорость движения горошин возрастала).
- Значит, сила движения предметов зависит отсила воздействия на них.
7. Добываем воду для питья.
Цель: Показать простой эксперимент, развивать мышление, умение концентрироваться.
Материал: Ямка в земле, широкая миска, свежая зеленая трава и листья, полиэтиленовая пленка, камешек. В этой игре используется сказочный сюжет. (Крушение корабля, отсутствие воды).
Ход опыта:
В центре ямки вставить миску. Вокруг миски положить свежую зеленую траву и листья. Накрыть ямку пленкой и засыпать края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камушек и слегка придавить пленку над пустой емкостью.
По истечении времени осторожно стряхнуть землю с пленки и посмотреть, что произошло.
В миске находится чистая вода.
8. Тонет - не тонет.
Цель: Провести испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала.
Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой.
Ход опыта:
Воспитатель по очереди опускает в воду разные игрушки, дети наблюдают, что деревянные и пластмассовые не тонут, а железные опускаются на дно емкости.
- Игрушки вылавливают одной рукой, ситом, сочком, дуршлагом, стаканчиком.
- Бросить в воду поролоновые губки: одну сухую, а другую мокрую.
- Есть разница?
9. Освобождение от плена.
Цель: Наблюдение за разными способами размораживания.
Материал: Ледяные фигурки.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает разморозить ледяные фигурки, замороженные во льду "ледяной колдуньей". Несколько фигурок кладут в емкость и ставят на батарею, а в другой емкости ледяные фигурки размораживают при комнатной температуре. Определить где быстрее растает.
10. Снежные фигуры.
Цель: Учить лепить из снега снежных баб.
Материал: Снег.
Ход опыта:
Воспитатель показывает, как можно слепить маленького снеговика, показать, как можно его украсить. Используя для украшения прутики, угольки, морковку.
11. Ледяные узоры.
Цель: Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент.
Материал: Камешки, бусинки, листья, поддон с водой.
Ход опыта:
Воспитатель в поддоне с водой выкладывает узор из сухих листьев или камушек. После замораживания рассматривают.
12. Льдинки.
Цель: Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством льда.
Материал: Различные формы, гуашь, вода.
Ход опыта:
Экспериментирование с водой, воспитатель предлагает детям налить разноцветную воду в разные формы, наблюдать изменение состояния воды, переход из жидкого состояния в твердое.
- Какой лед? (холодный, прозрачный, твердый).
На прогулке вспомнить правила безопасности!
13. Волшебный материал.
Цель: Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
Материал: Песок, глина, дощечки, палочки, изделие из керамики.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.
Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делаю вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.
- Можно ли сделать посуду из песка и глины?
Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.
14. Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.
Материал: Вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда
Ход опыта:
Воспитатель дает детям стаканчика с водой разной температуры.
- Попробуйте пальчиком и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, а в каком - самая теплая.
Дети выполняют задание.
Воспитатель измеряет вместе с детьми температуру воды в разных стаканчиках, затем кладет по кусочку льда в каждый стаканчик.
- Сравните температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Воспитатель подчеркивает, что в реках и озерах, морях то же бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могу жить только в теплой воде, другие - только в холодной.
15. Поиск воздуха.
Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас воздух.
Дети выбираю любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранное модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет).
16. Веселая полоска.
Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность.
Материал: Полоска мягкой бумаги.
Ход опыта:
Будем мы сейчас играть
и полоску оживлять.
Раз, два, три - посмотри!
Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.
- Почему она движется?
Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.
- Что происходит? Почему? (Полоска "прилипает» к губам: на нее действует воздух).
17. Подводная лодка из винограда.
Цель: Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.
Материал: Газированная вода, виноградинка, стакан.
Ход опыта:
Дети под руководством воспитателя бросают в стакан с газировкой виноградинку.
- Что произошло с виноградинкой? (она то всплывает, то тонет).
- Что происходит на поверхности с пузырьками? (они лопаются).
Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не «выдохнется"
- По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
18.Что любят растения?
Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Материал: Два - три одинаковых растений, предметы ухода, дневник наблюдений.
Ход опыта:
Дети под руководством воспитателя ухаживают за растениями по - разному: первое - своевременно поливают, пропалывают, рыхлят; второе - своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье - только поливают.
Длительное наблюдение за ростом, состоянием.
19.Черное и белое.
Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: Салфетки из черной ткани черного и белого цвета.
Ход опыта:
Белая тряпочка похожа на зайчика,
Тряпочка черная - ворона огородного.
Дети под руководством воспитателя кладут салфетки на окно, оставляют под лучами солнца на несколько минут.
- Прикоснитесь рукой. Что произошло?
Дети под руководством воспитателя перекладывают салфетки окна на стол, оставляют на несколько минут.
- Потрогайте салфетки. Что произошло?
20. Солнечные зайчики.
Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Материал: Вода, зеркало, баночка.
Ход опыта:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Воспитатель говорит детям, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.
Дети под руководством воспитателя "ловят" зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.
- Что происходит?
Дети берут баночку с водой, "ловят" солнечные лучи.
- Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, "зайчики" начинают прыгать).
Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в старшей и подготовительной к школе группы.
сроки | Тема занятия | Эксперимент | Программное содержание |
сентябрь | Тонет – не тонет | Дерево не тонет в воде | Дать детям понятие, что вода удерживает тяжелые предметы. Выявить плавучесть предметов. Воспитывать интерес к экспериментированию. |
Улица полна неожиданностей. | Своды и тоннели | Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей. Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью. | |
На участке | Глина, песок, почва | Дать детям понятие, чем отличается песок от глины, от почвы. Выявить свойства глины (вязкая,влажная). Выявить свойства почва (черная, влажная), Воспитывать интерес к опыту | |
Едем в гости | Пар это тоже вода | Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода. Закрепить знания детей о свойствах воды, вызвать интерес к экспериментированию. | |
октябрь | Откуда берутся одеколон и духи? | У воды нет запаха | Продолжать знакомить со свойствами воды. Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах. Воспитывать любознательность |
Свойства света | Тень.видно – не видно | Познакомить детей со свойствами света и тени.теневой театр. Воспитывать любознательность | |
Ох! какая банька! | Воздух при нагревании расширяется | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Воспитывать интерес к опытам. | |
Осень золото роняет… | Семена. | Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
ноябрь | Влияние воздуха на растение | Труд в уголке природы. | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать понятие детям о том, как влияют на почву вода и воздух (рыхление, полив). Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям |
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие,тонущие предметы. | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил. Воспитывать любознательность. | |
Мы идем в магазин | Прыгающая монета. | Познакомить детей со свойствами метала, провести опыт с монетой. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности. | |
На участке. | Посадить в землю деревце | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям | |
декабрь | Влиянии тепла и холода на рост растений. | «Теплица» (посадка семени под банку) | Дать понятие детям о том, как влияют тепло и холод на рост растений.Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям |
Откуда взялся хлеб? | Изготовление теста | Дать детям понятие, что семена хранят, перерабатывают в муку.Воспитывать бережное отношение кхлебу. Вызвать интерес к опытнической деятельности | |
Стекло ,его качества и свойства | Что спряталось в стеклянном стакане? | Дать детям понятия о свойствахстекла (прозрачность, хрупкость, гладкость). Воспитывать бережное отношение к стеклу. | |
«Огонь – хорошийслуга, но плохой хозяин». | Мокрая бумага – сухая бумага | Закрепить с детьми свойства огня, его опасность, его значение в жизни людей. Воспитывать любознательность и интерес к опытам. | |
январь | Зима в селе. | «Холодный – горячий» | Познакомить детей со свойствами воды.Учить определять температуру воды. Объяснить, как может вода превратиться в лед.Воспитывать любознательность. |
Игрушка для ёлочки | Замораживание цветной воды | Познакомить со свойствами воды. Замерзает при низкой температуре, превращается в лед. Вызвать интерес к экспериментированию | |
февраль | Почему растаяла Снегурочка? | Снег –тоже вода | Уточнить знания детей о свойствах снега.В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде. Воспитывать интерес к экспериментированию. |
Летают – не летают | Парашют | Расширять представления о свойствах воздуха.Воспитывать любознательность . | |
Мудрая природа! | Как выйти сухим из воды? | Продолжать знакомить со свойствами воды.Воспитывать желание участвовать в опытах. | |
март | Обитатели воды. | В воде есть воздух | Закрепить с детьми свойства воды, как можно увидеть воздух в воде.Воспитывать любознательность |
Что такое вес? | Лёгкий - тяжелый | Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Воспитывать любознательность | |
Растворяется – не растворяется | Опыты с водой | Продолжать знакомить со свойствами воды.Воспитывать желание участвовать в опытах. | |
Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода | Посадка семян | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
апрель | Магнит | Притяжение и отталкивание. | Познакомить со свойствами метала, провести опыт смагнитом.Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности |
Откуда сосулька? | Вода защищает растения от низкой температуры. | Продолжать знакомить детей с образованием льда –жидкая может течь, при низкой температуре замерзает.Вызвать интерес к экспериментальной деятельности | |
Весеннее пробуждение. Откуда звук? | Звенящая вода | Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук (весенняя капель, течение воды). Воспитывать любознательность. | |
Проект «Огород на подоконнике». | Посадка лука | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему.Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.Вызвать интерес к опытнической деятельности. | |
Май | Поиски воздуха | Воздух | Уточнять знания детей о свойствах воздуха.Обнаружить воздух в окружающей обстановке.Вызвать интерес к проведению опыта. |
Явления природы | Гром и молния | Познакомить детей с понятием «электричество».Объяснить причину образования молнии.Вызвать интерес к экспериментальной деятельности. | |
Игры с песком | Сухой - мокрый | Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам.. Свойства мокрого песка.Закрепить знания детей о свойствах песка.Воспитывать интерес к опытам. | |
Воздух вокруг нас | Воздух при нагревании расширяется | Уточнять знания детей о свойствах воздуха.Обнаружить воздух в окружающей обстановке.Вызвать интерес к проведению опыта. |
Список литературы.
1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.-Ярославль: Академия развития, 2009. –112с.: ил. –(Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).
3.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперидля дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –64 с.
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. No 3, 4,
5. 2002. No15.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005. –80 с.
6.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. –СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006. –64 с.
7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. –М.:АРКТИ, 2003. –64с.
8.ПоддьяковН.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. No2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Психологическая гостиная «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность естественнонаучной направленности»
Цель: Формирование представлений у родителей об особенностях развития познавательной активности у детей дошкольного возраста экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи:1. О...
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Материал полезен для воспитателей.На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...
План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У...
План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованиюТема:«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.Актуальность.Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоян...
Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А поисковая деятельность и экспериментирование способствуют ста...